From Utopia to Utopian Consciousness: the practice of R. Owen and the propaganda of W. Morris
Table of contents
Share
QR
Metrics
From Utopia to Utopian Consciousness: the practice of R. Owen and the propaganda of W. Morris
Annotation
PII
S241328880026535-2-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Rozhkova Zinaida 
Occupation: Junior Research Fellow
Affiliation: Institute of Philosophy RAS
Address: Moscow, Russian Federation, 109240, Goncharnaya st., 12/1
Edition
Pages
16-24
Abstract

Utopian works accompanied man on the path of his development through the centuries. It is possible to trace this evolution from the times of Antiquity and the "islands of the blessed" to the religious background in utopian works in the Middle Ages and further from the utopias of the Renaissance, which began to have a more real character to the dystopias bearing the stamp of the scientific and technological revolution and the practice of embodying the ideas of utopianism. Thus, humanity is gradually moving away from the theory of utopia to utopian practices. The special significance of the study of such models lies directly in the development of the trend in modernity. Political ideological trends in socialism can serve as an example here.The purpose of the research in this article is to study the phenomena of utopia and utopianism, the evolution of these concepts in the history of political thought from theory to practice and their understanding as a way of thinking and as a political project on the example of the activities of R. Owen and W. Morris. To achieve these goals, the article considers the formulations of basic concepts and definitions, as well as analyzes the practical implementation of political utopias on the example of the activities of R. Owen and W. Morris.

Keywords
utopia, utopianism, utopian thinking, R. Owen, W. Morris
Received
03.02.2024
Date of publication
10.02.2024
Number of purchasers
9
Views
763
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Существует множество исследований, затрагивающих спектр проблем литературной утопии, они рассматривают ее категориальный порядок, указывают на своеобразие утопических произведений как поэтическое, так и семиотическое, исследуют ее с различных точек зрения и областей знания. В данной статье будет рассмотрена трансформация утопического мышления от поиска идеального строя и идеальных государственных институтов к их воплощению в жизнь. Эта гипотеза доказана многими учеными, идеи которых мы рассмотрим далее, но прежде освятим вопрос этимологии понятия «утопия».
2 Понятие «утопия» входит в обиход человечества в XVI в., вскоре после появления публикации в 1516 г. работы Т. Мора. В современной научной литературе, как и во множестве других вопросов в вопросе об истолковании понятия «утопия» существует множество подходов, концепций и представлений. В основном споры идут по трем пунктам. Во-первых, по реализации: одни в утопии видят реальный принцип построения общества, стремление к которому принесет благо государству, другие считают это недостижимой мечтой человечества, несбыточной сказкой. Во-вторых, по жизнеспособности: одни считают, что утопия уже себя изжила и как феномен, другие что она широко распространена. В-третьих, по форме знания: одни соотносят ее с научной формой знания, другие с донаучной.
3 Исходя из этих противоречий, рождается необходимость вернуться к этимологии самого слова «утопия». Рассмотрим три толкования термина в энциклопедических изданиях. Общепризнанным является тот факт, что термин «от греч. ού – отрицательная частица и τόπος – место, т.е. место, которого нет»1. «Другое толкование этого термина идет от греческого «еύ» совершенный, лучший»2, то есть «благословенная земля». «Оба эти истолкования широко распространены в утопической литературе: к примеру, Утопия Т. Мора, Город Солнца Т.Кампанеллы и Вести ниоткуда Уильяма Морриса, и т. д.»3
1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2010 [Электронный ресурс] – Режим доступа: >>>> (дата обращения: 06.09.2023).

2. Утопия. / On-line библиотека X-server.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: >>>> (дата обращения: 06.09.2023).

3. >>>> же.
4 Таким образом, значение слова «утопия» сложно и многозначно, однако при всем разбросе значений имеет одну главную функцию: обозначение желаемого будущего, образцового общества, которое будет служить на благо государства. То есть «жанр утопии важен в той мере, в какой он создает модель, архетип человеческого общества, своего рода программу лучшего мира. Все произведения этого и сходных жанров образуют большую энциклопедию надежд, зеркало наших желаний»4.
4. Аниса Ф. Реконструкция утопии. Эссе. – М.: «Наследие» — Editions UNESCO, 1999. С. 40
5 Продолжим исследование вопроса о самой эволюции утопии к утопическому сознанию. Е. Черткова говорит, что это есть «движение от теоретического обоснования возможности должного к практическому утверждению должного в качестве сущего»5. По К. «утопичным является то сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его «бытием»6. Такое несовпадение обусловлено тем, что мышление и деятельность ориентированы на какие-то нереальные факторы, которых в действительности нет. В данном случае под утопическим «Манхеймом подразумевается та трансцендентная по отношению к действительности ориентация, которая, переходя в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей»7. Утопия же чаще всего предстает в ином ключе. Так В. А. Чаликова, анализируя различные подходы, дает свое определение термина: «Утопия – это подробное и последовательное описание воображаемого, но локализованного во времени и пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы и организованного – как на уровне институтов, так и человеческих отношений – совершеннее, чем то общество, в котором живет автор»8.
5. Черткова Е. П. Метаморфозы утопического сознания (от утопи и утопизма) // Вопросы философии. – М., 2001. № 7. – С. 57.

6. Манхейм К. Идеология и утопия. – М.: Юрист, 1994. – С. 116

7. Там же. – С. 164.

8. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы. /Сост., общ. ред. и предисловие В. А. Чаликовой. – М.: Прогресс, 1991. – С. 8
6 Исходя из данных определений можно сделать вывод том, что понятия и утопия друг другу не тождественны. Утопия в отличие от утопизма, предстает перед нами как завершенное произведение, выражение мировоззрения; утопизм же – это некий специфический склад ума, который ведет непосредственно к действию и практике. Однако, это не отрицает попыток в истории воплотить в жизнь непосредственно утопии. Так, к примеру, идеи «Утопии» Т. Мора «проступают в истории государства иезуитов в Парагвае, деяниях Васко де Кироги. Польский инсургент и беглый каторжник Беньовский в конце XVIII века намеревается создать город Солнца на Мадагаскаре. Проповеди Мюнцера различимы в учении анабаптистов и узаконениях Мюнстерской коммуны»9. С другой стороны, в настоящее время исследователи придерживаются о том, что «не все утопии ориентированы на организацию совершенного, завершившего свое развитие и статичного общества. Например, В. Вейтлинг, видя в прогрессе единственный закон общества, был убежден, что общество будет совершенствоваться и человечество никогда не достигнет высшего идеала совершенства»10.
9. Андерсон К.М. Осуществленная невозможность: экспериментальная утопия Нового времени. – М.: 2009 [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения: 06.03.2023).

10. Тюгашев Е.А. Утопия как форма общественного сознания: проблема демаркации // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Философия». 2023. Т. 5. № 1. – С. 14.
7 Утопизм не имеет определенного жанра написания или исследования, а, следовательно, он не привязанное явление, и утопизм можно выявить в разных областях человеческой деятельности. Утопизм – это способ мышления, который направлен на сохранение и поддержание отсутствия коммунитарного жанра (т.е. «естественного человека выжить и упрочить свое место в обществе в ущерб остальных»11), а кроме того он может принять форму различных жанровых форм. Потеря подобного коммунитаризма становится началом для появления утопии или утопизма.
11. Образ рая: от мифа к утопии / ред. Шахнович М.М. Выпуск 31. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – С. 190.
8 То есть, по сути, можно обозначить эволюцию от утопии к утопическому сознанию как от теории к практике. Данный путь как смену формул рассматривала В. Чаликова, путь утопии «от исконной утопической дивного нового мира через компромиссную мира лучшего, чем наш к «мира, который выживет»12. То есть со временем от утопии история перешла к утопизму, от теории к практике.
12. Чаликова В. А. Утопия и свобода. – М.: Весть-ВИМО – 1994. – С. 99.
9 Первым, кто смог доказать возможность осуществления утопии на практике был Р. Оуэн – английский промышленник XVIII-XIX вв. Его основным достижением была фабрика в Нью-Ланарке и основанная в ее рамках община «Нью-Гармони» (США).
10 Во второй половине XVIII вв. в Англии начинается промышленный переворот, в результате которого страна занимает лидирующие позиции на мировой арене. Быстрый технический подъем приводит к расширению рынков, которые в свою очередь порождают расхождение между спросом и предложением. Так начинается постоянная гонка за техническим прогрессом.
11 В начале XIX в. помимо легкой промышленности увеличился и подъем тяжелой промышленности, в частности машиностроения, а оно в свою очередь ведет к увеличению добычи железа. Кроме этого происходят изменения и в земледелии. Из-за вложения капиталов в пашни, в улучшение почвы и техники усиливался уровень банкротства и пролетаризации крестьян. Взамен крестьянства, уходящего на второй план, появляется устойчивый класс рабочих. Однако в итоге этот бум развития приводит к ухудшению положения рабочих. Такой была ситуация в обществе накануне формирования идей Р. Оуэна.
12 В апреле 1825 г. Р. Оуэн официально перед всеобщим собранием поселенцев объявил, что «имение куплено для практического использования его взглядов»13 (имеется в виду территория под общину «Нью Гармони»). В этой же речи он сообщил, что люди, которые были воспитаны в иррациональной системе (вне общества, то есть все желающие в него вступить), должны пройти своеобразный испытательный срок, прежде чем станут полностью равноправными. Так и должно быть в идеальном обществе, по мнению Р. Оуэна.
13. Троицын Т.М. Учение Роберта Оуэна и его влияние на распространение и развитие социалистических идей. Рязань: Московский рабочий – 1972. – С. 53.
13 Для Р. Оуэна будущее общество было своеобразной системой, основным для разрушения старого общества и создания нового было развитие производительных сил. В его учении прослеживается надежда на то, что с увеличением уровня развития техники люди станут лучше понимать природу и владеть ею. При этом с большим успехом общество будет производить изобилие богатств для каждого своего члена.
14 «Нью-Гармони» получила широкую популярность в обществе, самые знаменитые люди того времени считали необходимым посетить эту общину. «Община Нью-Гармони состояла из шести отделов: сельского хозяйства, производства, литературы, науки и образования, домашнего образования и торговли»14. Каждый отдел делился на профессии, в них выбирались управляющие, которые потом входили в исполнительный комитет. Все то же разделение труда, регламентация, закрытость утопии. Но это уже не текст, а практическое применение: живые люди, место, время, устои и своя Конституция.
14. Рожкова З.И. Демократическое образование как формирование новой формы критического мышления // Материалы II Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Утопические проекты в истории культуры» на тему «„Город Солнца”: в поисках идеального локуса» (к 450-летию со дня рождения Томмазо Кампанеллы) / Утопические проекты в истории культуры: материалы II Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Утопические проекты в истории культуры» на тему «„Город Солнца”: в поисках идеального локуса» / Южный федеральный университет; [редкол.: Т. С. Паниотова (отв. ред.) и др.].– Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. С. 28.
15 Опыт общины показал важность развития общества и человека в системе коммунизма, где главным является забота об общем благе. Последователи идей Р. Оуэна создали еще 16 общин только на территории Америки. Кроме этого идеи Р. Оуэна были переняты в Англии, Франции, России и многих других странах. Были созданы: Национальная Ассоциация защиты труда (1830 г.), Великий Национальный союз производств (1834 г.), Ассоциация всех классов наций (1835 г.), чартистское движение пролетариата, Просветительское общество немецких рабочих (1840 г.), общество «Братские демократы» (1845 г.), а также различные рабочие колледжи и клубы. Сторонники Р. Оуэна в Англии в 1825 г. впервые употребили термин «социализм», который с того момента и стал использоваться, а через пару лет стал употребляться термин «социалисты» для обозначения этих сторонников кооперативного движения Р. Оуэна. И идейный вдохновитель и сами оуэнисты оставили богатейший опыт, как , так и практический. Они дали возможность развития общества в данном русле преобразований, а также показали возможность обучения рабочих идеям социализма и возможностью их соединения.
16 Другим практиком и пропагандистом утопических идей в реальном мире был У. Моррис. Особый интерес его деятельность представляет с точки зрения непосредственно пропаганды идей, ведь он был не столько теоретиком, сколько тружеником на политическом поприще страны.
17 Активным политиком У. Морриса стоит считать в период с середины 70-х гг. XIX в. В этот период он стал читать по критике капитализма «Надежды и страхи искусства» в Лондоне и Бирмингеме. Для мироощущения У. Морриса стали основополагающими идеи Рёскина, постоянное взаимодействие с искусством. «Стремление к прекрасному – это возможность выбора и пользования всем, что прекрасно своей внешней формой или симпатично в характере человека, из этого следует необходимость трудиться над созданием форм и приобретением симпатичных черт характера. Надежда – это прозревание всего лучшего, к чему мы должны стремиться сами или через посредство других... И наконец, любовь, любовь к ближнему, неземная и удовлетворенная»15.
15. Моррис У. Вести ниоткуда или эпоха спокойствия. – Спб.: Дело, 1906. – С. 4.
18 Для того, чтобы «оживить» общество У. Моррис считал необходимым разрушить фабричный строй общества, а прежде чем разрушить фабричный строй необходимо разрушить ложь этого строя. Вставая на этот путь, путь разрушения лжи фабричного строя, он присоединился сначала к , но их шаткая политика его не удовлетворила. И в итоге У. Моррис приходит к тому, что « с его системой всеобщего грабежа все же лучше Виггизма – этой смеси мелкого мошенничества и укрывательства»16. Перейдя к политике , У. Моррис начал склоняться к социализму, который в степени удовлетворял его принципы красоты.
16. Там же. – С. 8.
19 «В 1879 году У. вошел в Национальную Либеральную лигу, ряды покинул в 1881 году из-за позиции лиги по ирландскому вопросу»17. Период Земельной войны в Ирландии охватывает 18791882 гг. В это время идет преследование властями ряда лиц и организаций, особенно «Земельной лиги» Майкла . В 1881 в Ирландии принят «Второй ирландский земельный закон» (Second Irish Land Act), который закрепил права арендаторов и квартиросъемщиков и создал «Ирландскую Земельную » (Irish Land ), которая отвечала за перераспределение сельхозугодий в Ирландии.
17. The William Morris Society. [Электронный ресурс]. – URL: >>>> (дата обращения: 06.03.2023).
20 В январе 1883 г. У. Моррис стал членом первой социалистической партии в Англии, Социалистической Демократической федерации, где вел весьма активную пропаганду, которая заключалась в чтении лекций, публикации материалов и брошюр, а также в финансовой поддержке журнала «Джастис». В 1884 году из-за разногласий с руководителем Социалистической Демократической федерации Г. Гудманом У. Моррис федерацию покинул18. После чего У. Моррис на основе разногласий с предыдущей Социалистической Демократической федерацией стал одним из инициаторов создания новой партии Социалистической лиги. В этот период У. Моррис стал редактором журнала «Коммуноил», где продолжил вести активную пропаганду путем публикации своих произведений и учений. К 1891 г. У. Моррис отошел от активного участия в ее делах из-за усиления влияния в лиге анархистов.
18. The William Morris Society. [Электронный ресурс]. – URL: >>>> (дата обращения: 06.03.2023).
21 О наследии У. Морриса ярко кричат обсуждения его концепции, обсуждение его политической деятельности, создание различных организаций с его идеями как основой. Например, Общество Уильяма Морриса, основанное в Лондоне в 1955 г. с целью популяризации работ и идей У. Морриса и тех, кто был с ним связан, в частности прерафаэлитов, а также участников движения Искусств и Ремесел как в Англии, так и в Америке, основанное в 1971 г.19. Помимо этого, отделения существуют в США, Канаде и других странах. Членами Общества могут стать люди из любой точки земного шара, благодаря чему у них появляется возможность общаться с коллегами из других стран.
19. The William Morris Society. [Электронный ресурс]. – URL: >>>> (дата обращения: 06.03.2023).
22 Эволюция литературного жанра утопии привела к возникновению утопизма как стиля мышления. Отсюда появились не только теоретики, но и практики и пропагандисты своих идей. А XIX век стал не веком сказок, а веком начала действия. В данном исследовании была рассмотрена эволюция идей на примере деятельности двух великих английских умов: Р. Оуэна и У. Морриса.
23 Идеи Р. Оуэна, а затем и идейные воззрения его последователей обозначили недостатки капиталистического строя, призывая к переходу к качественно новому обществу. И идейный вдохновитель и сами оуэнисты оставили богатейший опыт, как , так и практический. Дали возможность развития общества в данном русле преобразований, а также показали возможность обучения рабочих идеям социализма и возможностью их соединения. У. Моррис, занимаясь активной практикой и успешной пропагандой своих идей, создал многие кружки и даже Социалистическую Демократическую федерацию, Социалистическую Лигу и т.д. Благодаря таким идеологам появилась возможность доказать реальность утопических идей на практике и в современности, и в будущем. Подобные идеи и практики отразились в дальнейшем развитии политических идей, партийных идеологий.
24 Утопия предстает перед нами в истории как социокультурная модель общества, а обращение к утопии как обращение к опыту. Осмысление опыта истории развития утопической мысли – одна из самых важных задач нашего общества и нашего времени, времени смены идеалов и культурных императивов. «Вопрос о будущем философии есть вопрос, о ее способности снова открыть это будущее – сформулировать новые идеалы, новую утопию»20.
20. Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры // Вопросы философии. 2009. № 1. – С. 12.

References

1. Anisa, F. Rekonstruktsiya utopii: Ehsse / F. Ainsa, F. Major; E. Grechanaya, I. Staf. – Moskva: Nasledie, 1999. – 207 s. – Tekst: neposredstvennyj.

2. Anderson, K. M. Osuschestvlennaya nevozmozhnost': ehksperimental'naya utopiya Novogo vremeni. – Moskva: Izd-vo sotsial'no-politicheskaya mysl'. S. 68-72. – Tekst: neposredstvennyj.

3. Vorob'ev, L., Malein A., Seliverstov, Yu. [i dr.] Utopicheskij roman XVI-XVII vekov / L. Vorob'ev, A. Malein, Yu. Seliverstov. – Moskva: Khudozhestvennaya literatura, 1971. Biblioteka vsemirnoj literatury. Seriya pervaya. Literatura Drevnego Vostoka, Antichnogo mira, Srednikh vekov, Vozrozhdeniya, XVII i XVIII vv. T. 34. – 494 s. – Tekst: neposredstvennyj.

4. Gusejnov, A. A. Filosofiya kak utopiya dlya kul'tury / A. A. Gusejnov. – Tekst: neposredstvennyj // Voprosy filosofii. – 2009. – №1. – S. 11-16.

5. Mankhejm, K. Ideologiya i utopiya // Diagnoz nashego vremeni. K. Mankhejm. – Moskva: Yurist, 1994. S. 7-276.

6. Morris, U. Vesti niotkuda ili ehpokha schast'ya. – Spb.: Delo, 1906. 209 s.

7. Novaya filosofskaya ehntsiklopediya: v 4 t. – M.: Mysl', 2010 [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://iphras.ru/page12557492.htm (data obrascheniya: 06.03.2023).

8. Ouehn, R. Izbrannye sochineniya. Tom 1. / R. Ouehn, S. A. Fejgina, V. P. Volgin. – Moskva; Leningrad. – Izdatel'stvo Akademii Nauk SSSR, 1950. – 415 s. – Tekst: neposredstvennyj.

9. Rozhkova, Z. I. Demokraticheskoe obrazovanie kak formirovanie novoj formy kriticheskogo myshleniya / Z. I. Rozhkova, T. S. Paniotova, E.V. Serdyukova [i dr.]. – Tekst: neposredstvennyj // Materialy II Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoj konferentsii «Utopicheskie proekty v istorii kul'tury» na temu «"Gorod Solntsa": v poiskakh ideal'nogo lokusa» (k 450-letiyu so dnya rozhdeniya Tommazo Kampanelly), 2019. – S. 28-29.

10. Toritsyn, T. M. Uchenie Roberta Ouehna i ego vliyanie na rasprostranenie i razvitie sotsialisticheskikh idej / T. M. Toritsyn. – Ryazan': Moskovskij rabochij [Ryazanskoe otdelenie], 1972. – 174 s. – Tekst: neposredstvennyj

11. Tyugashev, E. A. Utopiya kak forma obschestvennogo soznaniya: problema demarkatsii / E. A. Tyugashev. – Tekst: neposredstvennyj // Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta. Seriya: Filosofiya. – 2023. – T. 5. – № 1. – S. 11 –20.

12. Utopiya i utopicheskoe myshlenie: Antologiya zarubezhnoj literatury / Sost., obsch. red. i predislovie V. A. Chalikovoj. – Moskva: Progress, 1991. – 404 s. – Tekst: neposredstvennyj.

13. Utopiya / On-line biblioteka X-server.ru [Ehlektronnyj resurs] - URL: http://www.xserver.ru/user/utopy/ (data obrascheniya: 06.09.2023).

14. Chalikova, V. A. Utopiya i svoboda / V. A. Chalikova. – Moskva: Vest'–VIMO, 1994. –180 s. – Tekst: neposredstvennyj.

15. Chertkova, E. L. Metamorfozy utopicheskogo soznaniya (ot utopii k utopizmu / E. L. Chertkova. – Tekst: neposredstvennyj // Voprosy filosofii. – 2001. – №7. – S. 47-58.

16. Shakhnovich, M. M. Obraz raya: ot mifa k utopii / M. M. Shakhnovich. – Tekst: neposredstvennyj // Sbornik statej i materialov konferentsii. –Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obschestvo, 2003. – Vypusk 31. – 256 s.

17. The William Morris Society. [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://morrissociety.org/ (data obrascheniya: 06.03.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate