The ideological origins of American feminism
Table of contents
Share
QR
Metrics
The ideological origins of American feminism
Annotation
PII
S241328880021388-0-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Eva Makarova 
Occupation: Research laboratory assistant
Affiliation:
State Academic University for Humanities
Institute for US and Canadian Studies
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
1-8
Abstract

Feminism is an important part of nineteenth- and twentieth-century US political and social life. This article examines women's struggles for their rights and the impact of suffragette ideas on people of colour. 

 

The article looks at prominent nineteenth- and twentieth-century suffragettes with their actions and the results of the actions they came to as a result of the struggle. In addition to actions aimed at asserting their own rights, the article describes women's participation in the Civil War, 1861-1865, and in the First World War. 

 

This work explains the background to the emergence of major anti-discrimination movements such as Me Too and Black Lives Matter, among others, through an accepted methodology

Keywords
Feminism, suffragettes, USA, women's rights, discrimination
Received
01.11.2022
Date of publication
05.11.2022
Number of purchasers
11
Views
492
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Симона де Бовуар, французский автор и феминистка, в 1949 г. написала: "Женщиной не рождаются, ею становятся"1. Эти слова не теряют актуальности, однако находят все новые и новые интерпретации. Вопрос борьбы женщин за политические права необходимо исследовать, так как оннепосредственно связан с текущими политическими процессами, олицетворением которых стали глобальное движение за права женщин «Я тоже» ("Me too") и международное антирасистское движение «Жизни черных важны» ("Black lives matter").
1. Бовуар С. Второй пол / пер. с фр. И. Малаховой, Е. Орловой, А. Сабашниковой. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2017. – С. 104.
2 При всех различиях в целях и методах борьбы, представители обоих движений подчёркивают неразрывную связь их повесток. «Я тоже» нацелено на борьбу против сексуального насилия и сексуальных домогательств. Его первоначальной целью было расширение прав и возможностей женщин. Пути к достижению этой цели, по мнению участников движения, лежат в повышении осведомлённости граждан о проблемах сексуального насилия и полового воспитания детей в школе. На сегодняшний день приоритетом для сторонников «Я тоже» является пересмотр законодательства в отношении сексуальных домогательств и нападений, а также изменение принципов трудовой этики. Движение поддерживает закон, затрудняющий публичным торговым компаниям скрывать платежи от своих акционеров, а также признающий незаконными требования работодателей к новым работникам подписывать соглашения о неразглашении в качестве условия найма. При этом женское движение не раз выражало солидарность с движением "Black Lives Matter" (BLM; с англ. — «Жизни чёрных важны»). Глобальный фонд для женщин (Global Fund for Women) заявлял: «Мы признаем и подтверждаем, что гендерная справедливость невозможна без расовой справедливости. Сегодня и всегда мы поддерживаем тех, кто восстает против несправедливости, расизма и жестокости. Мы также признаем и поддерживаем взаимосвязь движений, борющихся за расовую и гендерную справедливость по всему миру»2.
2. Our Feminism Says: Black Lives Matter. No Exceptions. The Global Fund for Women. 05.06.2020. URL: >>>> (accessed: 22.11.2021).
3 Взаимосвязь между феминистским движением и движением за права чернокожего населения прослеживается и в словах Кэти Дж. Коэн - американского политолога, писателя, феминистки и общественного деятеля. В своем интервью Саре Дж. Джексон, писательнице и эксперту в сфере феминистского и чёрного активизмов, она рассказала, что: «феминистскоедвижение подразумевает расширение границ нашего понимания государственного угнетения и, в частности, государственного насилия. Многие из этих новых организаций возглавляются молодыми чернокожими женщинами. Радикальные темнокожие феминистки утверждают, что немедленное изменение политики (государственного насилия) является частью того, за что мы боремся»3
3. Cohen C., Jackson S. Ask a Feminist: A Conversation with Cathy Cohen on Black Lives Matter, Feminism, and Contemporary Activism. Signs: Journal of Women in Culture and Society. 11.12.2015. URL: >>>> (accessed: 22.11.2021).
4 Более того, в контексте тематики работы нельзя не упомянуть о «#НазовиЕёИмя» ( #SayHerName”) - социальном движении, которое стремится повысить осведомленность чернокожих женщин, ставших жертвами жестокости полиции и насилия в отношении афроамериканцев в Соединенных Штатах. В декабре 2014 г. Афроамериканским политическим форумом (African American Policy Forum, AAPF) и Центром межсекторальных исследований и исследований социальной политики (Center for Intersectionality and Social Policy Studies, CISPS) была запущена специализированная программа. Она посвящена привлечению внимания к часто не замечаемым именам и историям темнокожих женщин и девочек, пострадавших от расистского насилия полиции, а также оказывает поддержку их семьям.
5 Движения «Я тоже» и «#НазовиЕёИмя» берут свои корни именно из истории феминистского движения США конца XIX - начала XX вв. Этот период связан с крупными успехами в борьбе женщин за получение права голоса и самоопределения. Поэтому важно рассмотреть вклад движения суфражизма в развитие форм и методов борьбы за гендерное равенство в США. Исследование документов суфражисток и их общественных объединений делают возможным понимание истоков феминистскогодвижения и принципов его эволюции.
6 Методология исследования заключается в комплексе общенаучных и общелогических методов, таких как дедукция, анализ и обобщение специальной литературы и публикаций, посвященных событиям в истории движения суфражисток в США; индукция для нахождения закономерностей от частных предпосылок к общим заключениям, синтез для объединения в одно целое предварительно обнаруженных или уже известные свойства.
7 «Право голоса всем женщинам!» - именно таким был лозунг Первой волны феминизма, сопровождавший индустриализацию, распространения либеральных идей и рост недовольства к существовавшим политическим и социальным порядкам. Неотъемлемой частью борьбы с ними стало движение суфражисток за женское избирательное право. Оно нашло своё отражение и в США.
8 Феминизм в целом следует рассматривать как быстро развивающуюся концепцию, сосредоточенную на критическом анализе привилегий мужчин и подчиненного положения женщин в любом обществе. Целью феминизма является повышение правового и социально-политического статуса женщин до равного с мужчинами уровня. Последнее достигается посредством разрушения патриархального мышления в обществе. Поэтому можно сделать вывод, что феминизм выступает за восстановления равновесия между женщинами и мужчинами в социальной, экономической и политической сферах жизни.
9 Однако из этого не следует, что политика феминистического движения носит дискриминационный характер и связана с перераспределением привилегий в обществе. Феминизм в современном понимании особенно уважительно относится к принципу гендерного равенства. Уже в XIX в. среди мужчин были высокопоставленные сторонники данного подхода к равноправию в обществе. Так, стоит вспомнить референдум об избирательном праве в Канзасе 1867 г. по предложенной поправке к Конституции США, предоставлявшей женщинам право голоса. Это был первый в истории Соединенных Штатов референдум по избирательному праву. Его организовал Сэмюэл Ньюитт Вуд, политик и защитник Свободного государства в Канзасе («Free State Kansas»), который поддерживал предоставление избирательного права как женщинам, так и афроамериканцам. Поправка содержала предложение убрать слово «мужчина», квалифицирующее избирателя, из пункта закона о голосовании. По итогу референдума она была одобрена собранием, но не была ратифицирована электоратом штата.
10 Одновременно стоит выделить различия между терминами «феминизм» и «суфражизм». Суфражизм (от англ. suffrage — голос, избирательное право) — женское движение за предоставление женщинам избирательного права, зародившееся в Англии в конце XIX ­ начале XX вв. Именно тогда феминизм выступил как синоним суфражизма. Поэтому в работе эти термины будут использоваться синонимично. Благодаря английским женщинам термин «суфражизм» вошёл в историю в качестве определения политического направления в феминизме4.
4. Крыкова И. В. Суфражизм как политическое направление феминизма //Аналитика культурологии. – 2009. – №. 13. – С. 201-206. URL: >>>> (дата обращения: 25.02.2022).
11 Применительно к американскому обществу, это движение получило импульс на рубеже XIX – XX вв. К концу XIX в. уже прошел процесс Реконструкции, положивший конец рабству, существовавшему до войны в южных штатах. Были введены две важнейшие поправки к Конституции – Четырнадцатая, запрещавшая штатам принимать законы об ограничении гражданских прав, и Пятнадцатая, запрещавшая дискриминацию по расовому признаку. Но, несмотря на это, американские женщины достаточно продолжительный период времени не имели равных с мужчинами прав. Изменить эту ситуацию взялись местные феминистские движения.
12 Причиной стала актуализация проблем женской эмансипации. Так началась «первая волна» феминизма («First-wave feminism»). В её основу легли либеральные идеи о ценности и суверенитете личности, ее правах. По мнению наиболее деятельных представительниц данного движения, участие женщин в политической борьбе решило бы проблему женской дискриминации во всех сферах общественной жизни. 5
5. Садовникова О. А. Женское движение в борьбе за гражданские и политические свободы в США (начало XX в.): дис. – Москва, 2007. - С. 3.
13 Следует заметить, что возникновение феминизма обусловлено политическими, экономическими, социальными и интеллектуальными предпосылками. Недопуск к ряду профессий, неравная оплата труда, не отличавшегося от мужского, невозможность отстаивать свои политические, гражданские и социальные интересы – все это является причинами формирования феминистического движения. Женщины претендовали на достойную заработную плату, образование, на социальные гарантии и льготы по защите материнства и инвалидности. Всё это требовало равноправного участия женщин в политике.
14 Подобная трансформация гендерных ролей в американском обществе основывалась, в том числе, на его секуляризации, то есть в снижении роли религии в жизни людей, промышленном перевороте и урбанизации. Столь фундаментальные преобразования неизбежно вовлекали женщин в систему рыночных отношений. Они все чаще стали вовлекаться в работу по найму, что делало женщин частью экономически активного населения.
15 К интеллектуальным предпосылкам возникновения и распространения феминистских идей можно отнести изменение в мировоззрении. Речь идёт, прежде всего, о распространение гуманистических идей, отражённых в трудах Томаса Джефферсона, Готхольд Эфраим Лессинга, Иоганна Фольфганга фон Гёте, Фридриха Шиллера и Георга Вильгельма Фридриха Гегель. Более того, оказал влияние подъем национального самосознания в Штатах. Нельзя не отметить и влияние теорий утопического социального равенства Анри Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна.
16 Огромную роль в формировании феминистского движения сыграла и национально-освободительная волна, которая поднялась в Америке после событий Гражданской войны 1861-1865 гг. и отмены рабства. Именно в этот период были выдвинуты лозунги свободы, равенства и братства, которые активизировали протестное движение женщин против угнетенного положения в обществе.
17 В начале XX в. в американском обществе происходили кардинальные перемены во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной и культурной. Именно тогда произошли широкомасштабные изменения в социально-правовом статусе женщин. Этому способствовала активная общественная деятельность самих женщин, объединявшихся в многочисленные организации, в обстановке стремительного изменения характера производства и общественно-политических преобразований.
18 Долгое время жизни женщин и мужчин определялись теорией разделения сфер. Мужчины должны были активно участвовать в политике, заниматься бизнесом и быть кормильцами семьи. Женщине была уготовлена более скромная роль матери и домохозяйки. Ее сфера деятельности ограничивалась пространством дома и семьи. Замужество считалось самым оптимальным для девушки путем получения общественного признания. Выполнение традиционных семейных обязанностей было единственным критерием, через призму которого оценивался вклад женщин в развитие общества.
19 Однако, во время модернизации американских общественных устоев культ дома и "домашнего" очага начал постепенно исчезать. На рубеже XIX - XX вв. процесс эмансипации женщин значительно активизировался, и положение представительниц "слабого" пола стало более независимым в экономическом отношении. Именно по этой причине этика викторианской эпохи постепенно переросло в атавизм, который замедлял темпы социальной модернизации. В тот период начался процесс рождения социального типа "новой женщины" (The New Woman). Его характерными чертами стали отказ жить интересами исключительно одной семьи и приоритет работы вне дома над рутинными домашними обязанностями. Понятие «новая женщина» послужило главным идейным двигателем процесса зарождения американского феминизма в целом, и суфражизма в США в частности.
20 Значимые изменения в социальном положении американок отражали появление имиджа "новой женщины". Ее общественный статус совпал с эрой индустриализации, которая лишила дом производственных функций. Также наступила эпоха урбанизации, в результате которой люди были вынуждены активно общаться друг с другом. Требования суфражисток отражали накопившиеся проблемы, стоявшие перед ними в повседневной жизни.
21 Эта борьба за гендерное равенство нацеливалась на весь спектр гражданских, политических и социально-экономических прав, то есть велась фактически за возможность стать полноценными и полноправными гражданами государства. Женщины стали активно проявлять себя в общественной жизни, стремясь изменить свое положение и совершенствовать американское общество.
22 Главным и самым весомым достижением женского движения начала XX в. стало предоставление в нескольких штатах права голоса женщинам. Следующим достижением суфражисток стало принятия XIX поправки к Конституции Соединенных Штатов в 1920 г., которая уже гарантировала женщинам право голоса.
23 Среди их достижений также стоит отметить доступ женщин к высшим учебным заведениям. Здесь противниками суфражисток стали не только администрации университетов, но и гендерные стереотипы о неспособности женщин усваивать научные знания в той же мере, что и мужчины. Однако опыт совместного обучения доказал обратное утверждение. Эти перемены стали существенным стимулом для американок всё больше участвовать в общественной жизни.
24 С развитием промышленного капитализма производство стало перемещаться за пределы домашнего хозяйства. Тем не менее, социальная роль женщин по-прежнему ограничивалась семейными обязанностями. При этом уже с 1820-х и 1830-х гг., произошел всплеск политической активности населения, средоточием которого были профсоюзное движение и антирабовладельческие общества. Женское избирательное движение – ответ женщин на эти события. Будучи оттесненными в отдельную домашнюю сферу, их привлекла идея политической борьбы для создания общества равных возможностей.
25 До начала широкого распространения движения суфражизма и появления у женщин избирательного права ключевые усилия в улучшении положения женщин исходили от реформаторов внутренней политики, таких как Кэтрин Бичер. В то время как мужчины оставляли преподавание, чтобы заняться бизнесом и промышленностью, она увидела неиспользованный потенциал образованных женщин и призвала их прийти в сферу образования, чтобы восполнить растущую потребность в учителях. К. Бичер считала женщин прирожденными преподавателями, а педагогическую деятельность - продолжением их домашних обязанностей. Своей просветительской деятельностью она подтолкнула и превратила преподавание в женскую работу, а не профессию, в которой женщины могли бы преуспеть.
26 Однако, широкой общественной поддержкой движение за права женщин поначалу не пользовалось. Для изменения настроений реформаторы призывали к повышению статуса женщины в семье и к большему признанию вклада, который домашние отношения, а именно отношения внутри семьи, вносят в жизнь общества. Они не оспаривали отнесение женщин к домашней сфере, но оспаривали только отношения между этой сферой и остальным обществом. Требование предоставить женщинам избирательные права стало шагом вперёд с точки зрения борьбы за гендерное равенство. Суфражистки признавали, что центр общественной жизни сместился из мужского общества и что стремление женщин получить право голоса в ведении общественных дел может быть удовлетворено только путем их перехода в общественную сферу и избрания их представителей в органы власти. С этого момента предложения по реформированию домашнего хозяйства стали терять свою актуальность. Сторонники данного направления продолжали апеллировать к колоссальному влиянию женщин как жен и матерей. Тем не менее, предлагаемые ими преобразования могли привести лишь к изменению подчиненного статуса женщин, но никак не к его устранению. Суфражистки же рассчитывали, что в общественной сфере мужчины начнут воспринимать женщин как равных участников политического процесса.
27 Появление в конце XIX в. возможностей для получения образования и карьеры, а также новых законных прав на собственность означало, что женщины вступили в новую позицию и получили свободу выбора, когда речь заходила о браке и партнерах. Изменения в законодательстве о разводах в конце XIX в. привели к появлению "новых женщин", которые могли пережить развод, сохранив свою экономическую независимость, и все большее число разведенных женщин выходило замуж повторно.
28 Таким образом, женское движение первой волны во всем мире, и в Америке в частности, имело объективные предпосылки и было направлено на установление политического равноправия, а не на перераспределение привилегий в пользу одной из социальных групп. В свою очередь, образование термина «новая женщина», подразумевавшего появление нового типа социального поведения независимой женщины, требующей радикальных изменений, открыло путь к социальной свободе и борьбе за гендерное равенство. Именно это понятие стало основой для появления суфражизма и их идеи предоставления женщинам избирательных прав.

References

1. Akhmedshina F., Shnyrova O., Shkol'nikov I. Istoriya razvitiya zhenskogo dvizheniya // Vvedenie v teoriyu i praktiku gendernykh otnoshenij. — Tashkent: Komitet zhenschin Respubliki Uzbekistan, 2007.

2. Sadovnikova O. A. 2007. Zhenskoe dvizhenie v bor'be za grazhdanskie i politicheskie svobody v SShA (nachalo XX v.): Avtoref. dis. … kand. ist. nauk. Moskva, 2007.

3. Offen K. Defining feminism: A comparative historical approach //Signs: Journal of women in culture and society. – 1988. – T. 14. – №. 1.

4. Beecher C. E. A treatise on domestic economy: For the use of young ladies at home and at school. – Harper, 1848.

5. Donald D. H., Baker J. H., Holt M. F. The civil war and reconstruction. – Norton, 2001.

6. Jacob Roberts. Women’s Work. Distillations. Science History Institute. 1.05. 2017. URL: https://www.sciencehistory.org/distillations/magazine/womens-work (accessed: 23.01.2022).

7. Lavender C. Notes on The New Woman //The College of Staten Island/CUNY. 1998. URL: https://web.archive.org/web/20141028054812/https://csivc.csi.cuny.edu/history/files/lavender/386/newwoman.pdf (accessed: 23.01.2022)

8. Ledger S. et al. The New Woman: Fiction and Feminism at the fin de siècle. – Manchester University Press, 1997.

9. Lewis R. Ellen Carol DuBois, Feminism and Suffrage: The Emergence of an Independent Women's Movement in America, 1848–1869. Cornell Univ. Press. – 1978. – T. 14. – №. 2. – S. 53.

10. Robert Grudin. humanism | Definition, Principles, History, & Influence. Encyclopædia Britannica. 22.10.2020. URL: https://www.britannica.com/topic/humanism/additional-info#history (accessed: 20.12.2021).

11. "Utopian socialism". Encyclopædia Britannica. 20.07.1998. URL: https://www.britannica.com/topic/state-sovereign-political-entity/additional-info#history (accessed: 20.12.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate