Comparative analysis of the cultural preferences of Orthodox and student (secular) youth
Table of contents
Share
QR
Metrics
Comparative analysis of the cultural preferences of Orthodox and student (secular) youth
Annotation
PII
S241328880018153-2-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Anastasia Khatskevich 
Affiliation: State academic university for the humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Pavel Alexandrov
Affiliation: State academic university for the humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
42-48
Abstract

  The article analyses the cultural preferences of two categories of youth aged 14 to 25 years – church-going (Orthodox) and secular. In the course of the surveys conducted the differences and similarities of these categories were revealed. The hypothesis of the connection between leisure activities and cultural preferences is being tested.

Keywords
young people, culture, leisure activities, orthodox, students, schoolchildren, cultural preferences
Date of publication
30.12.2021
Number of purchasers
5
Views
739
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Культура, досуговое времяпрепровождение, является очень важным и нужным элементом образа жизни любого человека и общества в целом. Прежде всего, досуговая деятельность имеет особое значение именно для молодежи нашей страны. По мнению Артемьева А.И. в пространстве досуга реализуются культурные потребности молодого человека1.
1. Артемьев А. И. Социология личности. – М. Академия 2010 – 502 с.
2 Именно поэтому создание благоприятных условий для культурного времяпрепровождения, досуговой деятельности подрастающего поколения выступает одним из направлений молодежной политики Российской Федерации, так как современная молодежь формирует гражданское общество в будущем, во многом определяя его структуру и динамику. Изменения, произошедшие в России, на рубеже XX-XXI веков во многом повлияли на сферу культурных предпочтений. Включение в глобальные экономические, политические и, что не менее важно культурные процессы связаны с массовой культурой, информационной средой, все эти изменения создали новые формы культурных предпочтений в современном российском обществе2.
2. Дьяконов М. Ю. Сфера молодежного досуга мегаполиса в обществе потребления: социологический анализ М., 2010
3 Поэтому особый интерес представляет не только изучение досуговой деятельности и времяпрепровождения определенной социальной группы, а сравнительный анализ двух кардинально разных групп: молодежи возраста 14-25 лет, как наиболее динамичной и вовлеченной в разнообразную досуговую деятельность, а также православной молодежи, которой сейчас уделяется достаточно большое внимание в связи с тем, что последние двадцать лет Русская Православная Церковь активно взаимодействует с молодежью и старается всячески ее развивать, чему, в том числе, свидетельствует создание профильного синодального отдела, и принятие «Концепции православного молодежного движения».
4 Также представляется актуальным получить понимание о том, какие культурно-нравственные ценности скрываются в досуговых предпочтениях, насколько сильно разрываются социальные связи, как влияет все больший переход общения молодых людей в так называемую «онлайн среду». Конечно многое зависит именно от окружения молодых людей, поэтому нами будет проведен сравнительный анализ досуговых предпочтений молодежи 14–25 лет на примере школьников из московской общеобразовательной государственной школы, студентов Государственного академического университета гуманитарных наук, а также православных молодых прихожан храмов Новомучеников и исповедников Российских в Бутове и святителя Иннокентия в Бескудникове.
5 В качестве проблемы исследования выступает гипотеза о противоречии между культурными ценностями, существующими в досуговой направленности у данных социальных групп.
6 Есть подходы, рассматривающие культуру как созидательный элемент личности, относящийся к образованию развитию человека. Само по себе понятие культуры является многозначным и глубоким по смыслу. В нашей статье культура выступает в качестве традиционных культурных ценностей, направленных на процесс формирования культуры в человеке способного к воспроизводству культуры и ее ценностей3.
3. Горнова Г. В. Феномен города в духовном мире человека. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 200 с
7 Эмпирическая база исследования получена с помощью метода анкетирования молодых людей в возрасте 14–25 лет города Москвы. Для более полного раскрытия проблем в сфере культурных предпочтений и досуга молодежи проводилось интервью со специалистами, работающих с современной молодежью в образовательных учреждениях, а также лидерами православных молодежных движений.
8 В анкетировании участвовали 50 человек в возрасте 14–25 лет и 50 прихожан московских храмов той же возрастной категории.
9 Использование данного метода исследования культурно-досуговых предпочтений современных молодых людей позволило получить информацию для дальнейшего понимания проблем в данной сфере и возможные способы их решения. Кроме того, представляется важным определить личное отношение молодежи к тому или иному виду времяпрепровождения. Все это позволяет понять насколько досуговые предпочтения молодежи непосредственно связаны с культурной составляющей их деятельности или являются совершенно независимыми от культуры в целом.
10 Для начала посмотрим на результаты анкетного исследования опрошенных респондентов в возрасте 14–25 лет общеобразовательной школы города Москвы и обучающихся Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), всего опрошено 50 человек, 24 респондента мужского пола и 26 женского пола.
11 Молодым людям был в первую очередь задан вопрос: «Как вы проводите свое свободное время чаще всего?» Ответы респондентов мы можем наблюдать в таблице № 1.
12 Таблица 1 Как светская молодежь предпочитает проводить свое свободное время.
13
Провожу время в сети Интернет и социальных сетях 67%
Занимаюсь спортом 35%
Занимаюсь домашними делами 24%
Читаю книги 13%
Гуляю с друзьями 31%
Смотрю фильмы, сериалы 46%
Посещаю музеи, театры 14%
Хожу на различные тематические встречи по интересам, в походы. 6%
14 Как мы видим, большинство опрошенных молодых людей предпочитает свое свободное время проводить в сети Интернет (67%), а также смотреть фильмы и сериалы, что говорит в пользу пассивного досуга и времяпрепровождения. Но при этом занимаются спортом 35% опрошенных. Данную увлеченность спортом можно объяснить нарастающей популярностью здорового образа жизни, который сейчас является очень модным и прослеживается как в сети Интернет, у популярных блогеров, за которыми пристально следят молодые люди в Москве, так и на страницах модных журналов. Хочется отметить, что занятия спортом сейчас могут также проходить в формате онлайн-тренировок по видео и различных интернет-марафонов, которые заключаются, например, в попытке сбросить несколько килограммов лишнего веса за определенное время, или наоборот набрать мышечную массу.
15 А вот посещают культурные заведения города лишь 14% опрошенных и еще меньше читают книги (13%) и всего 6% респондентов ходят в походы или на тематические встречи по интересам. Данные результаты способствуют подтверждению нашей гипотезы о том, что культурные ценности у современной молодежи уходят на второй план.
16 Далее был задан уточняющий вопрос о том, какие именно культурные мероприятия предпочитают респонденты. 89% опрошенных посещают концерты эстрадных исполнителей (среди наиболее популярных жанров у молодежи был выявлен «рэп» – 65%, на втором месте жанр «поп» - 28%, «рок» слушают лишь 4% опрошенных и всего 3% ходят на концерты классической музыки). Также большой популярностью пользуются кинотеатры, их посещают 73% опрошенных (среди жанров киноиндустрии первое место заняли «комедии» - на них ходят 36% молодых людей, на втором «триллеры и ужасы» - 20%, на третьем - фильмы в жанре «фэнтези» - 19%, затем 10% предпочитают «анимационные фильмы и мультфильмы», 8% смотрят «драмы», 5% ходят на «исторические» фильмы и 2% предпочитают документальное кино). Театры посещают 41% респондентов, музеи и различные выставки лишь 24%, но что достаточно интересно, всего лишь 18% опрошенной молодежи посещают ночные клубы и дискотеки.
17 Все это опять же показывает нам на то, что молодые люди больше ориентированы на развлекательное времяпрепровождение, чем на дополнительное самообразование и достаточно мало внимания уделяют культурным ценностям.
18 Почему же так мало молодых людей посещают культурные мероприятия (театры, выставки, музеи и пр.) Мы попросили респондентов назвать основные причины. 33% ответивших не могут найти в предлагаемом репертуаре что-то интересное для себя, 20% молодых людей не интересуются подобными мероприятиями, для 17% ходить по подобным культурным мероприятиям дорого, 15% сказали о нехватки информации и отсутствии рекламы таких мероприятий, 9% опрошенных не с кем пойти, а одному не хочется и у 6% не хватает свободного времени для подобного времяпрепровождения.
19 В части проведения досуга, различие между светской и воцерковленной молодежью мы можем наблюдать более отчетливо, посмотрев в таблицу № 2.
20 Таблица 2 – Как православная молодежь предпочитает проводить свое свободное время.
21
Провожу время в сети Интернет и социальных сетях 36%
Занимаюсь спортом 43%
Занимаюсь домашними делами 14%
Читаю книги 29%
Гуляю с друзьями 58%
Смотрю фильмы, сериалы 41%
Посещаю музеи, театры 30%
Хожу на различные тематические встречи по интересам, в походы. 26%
22 Так среди опрошенных прихожан московских храмов в возрасте 14-25 лет 30% респондентов сказали, что пошли бы в кинотеатр, музей или на выставку, а 58% провели бы время на прогулке с друзьями. 29% опрошенных в свое свободное время предпочитают читать книги, а 26% ходят в походы и на различные тематические встречи по интересам. Чуть меньше опрошенных православных молодых людей смотрят фильмы и сериалы (41% против 46% светской молодежи), 43% занимаются спортом и всего 36% предпочитают «сидеть» в социальных сетях и сети Интернет.
23

Вообще, несмотря на свою открытость для внешних участников, при вовлечении в деятельность приходских молодежных объединений, (сейчас в той или иной степени, существующих при каждом приходе Русской православной церкви), невоцерковленному человеку некоторые из форм проведения досуга покажутся странными, скучными и непонятными. Так, например, далеко не каждому может быть интересна социальная работа, благотворительность или добровольческая деятельность. В этой части можно говорить, что досуг православной молодежи больше перекликается с действиями различных светских волонтеров и некоммерческих организаций. Конечно, во многом это связано с христианским мировоззрением, в рамках которого помощь и любовь к ближнему является одной из главных заповедей (см., например, Мф. 22:39).

24 Однако некоторый опыт авторов в организации молодежных трудовых сборов среди православной молодежи4 позволяет говорить о значительном отличии их от светских туристических походов, несмотря на наличие спальников, палаток, песен у костра и прочих атрибутов. Это понимание есть, в том числе, и у светской молодежи, не стремящейся входить в церковную жизнь: так 10% невоцерковленных участников, побывавших впервые в сборе, не стали принимать участие в дальнейших подобных мероприятиях, мотивируя это их «излишней религиозностью».
4. Начиная с 2014 года в Торжокском районе Тверской области ежегодно проходит молодежный трудовой сбор «Святыни нашей Родины» с участием молодежи московских и местных приходов Русской православной церкви.
25 Несмотря на это проведенный опрос той же целевой группы показывает, что в музыке или кинематографе православная молодежь предпочитает идти в ногу со временем, но все же и в этом их предпочтения отличаются от светских молодых людей. Так 69% опрошенных посещают концерты эстрадных исполнителей (среди наиболее популярных жанров был выявлен «рок» – 53%, на втором месте «духовные песнопения»- 30%, 10% слушают «поп» и 7% опрошенных ходят на концерты классической музыки. А вот популярный у светской молодежи жанр «рэп» вообще не был указан). Также, как и у светской молодежи большой популярностью пользуются и кинотеатры, их посещают 53% опрошенных (среди жанров киноиндустрии первое место заняли «исторические фильмы» - на них ходят 56% молодых людей, на втором «комедии» - 20%, жанр «детектив» занял третье место - 18% (у светской молодежи данного жанра не было в принципе), затем фильмы в жанре «фэнтези» - 4% и 2% опрошенных предпочитают «анимационные фильмы и мультфильмы». А вот такие жанры как «триллеры и ужасы», «драмы» и документальное кино респондентами отмечены не были). Театры посещают 61% респондентов, музеи и различные выставки – 38%, и никто из опрошенной православной молодежи не посещает ночные клубы и дискотеки. Результаты опроса демонстрируют очевидное сходство в досуговых предпочтениях обеих групп, но видны и различия, особенно в нравственно-культурных ценностях. Православная молодежь больше предпочитает посещение культурных мероприятий и общение со своими друзьями, а также, в отличие от светских молодых людей, путешествуют и занимаются духовным просвещением.
26 Результаты проведенного исследования двух социальных групп молодых людей в возрасте 14–25 лет позволяет сделать следующий вывод: среди светской молодежи больше преобладает развлекательная форма досуга, которая имеет пассивный характер, все меньше отдается предпочтение активным формам свободного времяпрепровождения, таких как прогулки с друзьями, путешествия, выходы на разнообразные мероприятия, а также достаточно маленький процент молодых людей используют свой досуг для саморазвития и интеллектуального роста. Православная молодежь не сильно отличается от невоцерковленных молодых людей в плане выбора развлекательного досуга, походов в кино или на концерт любимого исполнителя, но они гораздо больше времени проводят со своими друзьями в «оффлайн среде», на прогулках по городу, а также в разнообразных путешествиях, которые отчетливо влияют на их ценностные ориентиры.
27 Почему же светские молодые люди все больше предпочитают «сидеть в Интернете», а не путешествовать или проводить время на культурных мероприятиях? Подобные мероприятия все еще кажутся интересными для современной молодежи, они ходят и в кино, и в театры, и на тематические встречи по интересам, так как молодым людям в таком возрасте необходимо общаться, развиваться, и самое главное - посещать те мероприятия, где находятся такие же, как и они. А вот подобных мероприятий, к сожалению, достаточно мало, и это является одной из главных проблем. Для того, чтобы молодежь больше посещала культурные мероприятия, различные выставки, нужно чтобы они были интересны, и отвечали не только культурному представлению, но шли в ногу со временем, чтобы каждый молодой человек мог найти в культурном потоке такого же, как и он сам, частичку самого себя.
28 Анализируя ответы молодежи на вопросы анкеты касающиеся посещения культурных мероприятий, можно отметить, что большинство респондентов отвечают на них положительно в большей или меньшей степени. Для решения проблемы посещения мероприятий с участием молодежи нужно делать акцент не только на формате данного мероприятия, но и на рекламу и его продвижение, ведь зачастую молодежь даже не знает о предстоящих концертах, фестивалей, театральных представлениях с участием их современных кумиров.
29 Исходя из полученных данных в ходе исследования, мы можем сделать вывод, что нужно делать большой акцент не только на культурно-досуговые мероприятия, но и спортивные, подвижные виды деятельности5. Так же нужно создавать системные мероприятия, для того чтобы повысить уровень посещаемости и интерес молодежи.
5. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Прогресс 2006. – 244 с.
30 Совершенствование модели культурных и досуговых предпочтений у молодых людей является очень актуальной проблемой. И независимо от принадлежности к той или иной социальной группы, ее решение должно идти по разным направлениям: совершенствование воспитательного механизма в учебных заведениях, предоставление возможности выбора и участия в различных досуговых программах и мероприятиях разной направленности, поддержка на государственном уровне специалистов, наставников и волонтеров по работе с молодежью. Таким образом мы сможем постепенно переходить от критики существующего положения к конструктивным решениям и сохранению культурно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

References

1. Artem'ev A. I. Sotsiologiya lichnosti. – M. Akademiya 2010 – 502 s.

2. Grushin B. A. Svobodnoe vremya. Aktual'nye problemy. M.: Progress 2006. – 244 s.

3. Gornova G. V. Fenomen goroda v dukhovnom mire cheloveka. — Omsk: Izd-vo OmGTU, 2006. – 200 s.

4. D'yakonov M. Yu. Sfera molodezhnogo dosuga megapolisa v obschestve potrebleniya: sotsiologicheskij analiz: dis. kand. sots. nauk: 22.00.04. - Ros. gos. sotsial. universitet, Moskva, 2010 - 208 s.

5. Mchedlova M. M., Gavrilov Yu. A., Kofanova E. N., Shevchenko A. G. Pravoslavnaya i ateisticheskaya molodezh': tsennostnye orientatsii, kul'turnye predpochteniya i istoricheskaya pamyat' // Rossiya reformiruyuschayasya. / Moskva, 2017. – Vyp. 17. S. 437-478

Comments

No posts found

Write a review
Translate