Practice-oriented approach in philosophy
Table of contents
Share
QR
Metrics
Practice-oriented approach in philosophy
Annotation
PII
S241328880018151-0-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Gulshat Mardanshina 
Affiliation: State academic university for the humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
36-41
Abstract

This article examines: the problem of a practice-oriented approach in philosophy, the reasons why it often does not find its application in the modern world, the urgency and significance of the problem, as well as useful aspects of practice-oriented approach in philosophy and the scope of its application.

Keywords
problem, philosophy, practice-oriented approach, application, modernity
Date of publication
30.12.2021
Number of purchasers
5
Views
669
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Для начала стоит разобрать понятие философии, чтобы понять, как она может применяться на практике. Философия — это особый способ теоретико-познавательной мыслительной деятельности человека, который направлен на разумное осмысление мира и существования человека в нём. Также философию определяют, как совокупность результатов рациональной деятельности и систему теоретических положений, взаимосвязанных с историческим развитием.
2

Сам термин возник в античной культурной традиции, он определялся как познание и осмысление причин и начал всего существующего. «φιλία» обозначает любовь, слово «σοφία» - мудрость. Таким образом философия –любовь к мудрости. Возникает вопрос, как любовь к мудрости применима на практике.1

1. Вундт В. Введение в философию. — М., 1998. стр 17-22
3 Впоследствии этот термин был установлен для того, чтобы обозначить особый тип рационального познания, который систематически формулирует и обсуждает основные проблемы человеческого существования.
4

Цель философии заключается в создании рациональными путями мыслительной деятельности картину мира и бытия человека в нём. При этом философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции, которые не могут охватить как другие науки, так и даже научное знание. Наличие данных функций позволяет нам сделать вывод не просто о наличии некоторой совокупности взглядов на мир, а целой системы положений, выражающие определённое отношение человека к окружающему миру, а также отношение мира к отдельно взятому человеку, что формирует определённую систему установок. Это позволяет рассматривать философию как теоретическую рефлексию, реализующуюся в таких основополагающих алгоритмах мыслительной деятельности, как разработка определённого класса суждений и систематизация определённого класса понятий, которые применяются к мировоззренческой проблематике, охватывающей категории бытия, целей и ценностей человеческого существования2.

2. Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. — М., 1983. стр 5-10
5 Философия как один из компонентов культуры представляет из себя сложное дифференцированное образование. Характеристика развития философского в её универсализме, который проявляется обособлением знания от единого общетеоретического знания его отдельных областей, а затем и дисциплин. Это называют процессом дифференциации наук: сначала выделяются в рамках философии различные дисциплины, а затем они выделяются из философии как самостоятельные науки. Рассмотрим, каким же образом из философии вытекают другие науки. Уже в Новое время прослеживается чёткая дифференциация компонентов философии и осознание этой дифференциации как неотъемлемого принципа построения философских систем. Именно на этом этапе складывается разделение философии на учение о бытие, о познании, о душе (психология), о нравственности, о прекрасном (эстетика), учение о мышлении. Хоть это разделение и условное, так как с течением времени некоторые моменты трансформируются, но всё же дифференциация сохраняется и закрепляется всем последующим развитием.
6 Постепенно, вместе с развитием философии в ней появляются новые области, и философские дисциплины. В настоящий момент происходит поэтапное расщепление философии: философия всё сильнее фрагментируется, превращается в комплекс различных видов и типов философствования, которые не связаны единой проблематикой, и не обладают общим критерием оценки, использующих различные, взаимно непереводимые языки и понятийный аппарат, различным образом понимающих предмет и задачи. Этот процесс предопределен общей тенденцией дифференциации философской проблематики и вычленения новых предметов философского исследования в современном обществе.
7 В своём исследовании я решила проанализировать философию, именно как науку. Любая наука существует для систематизации знаний и применений их в различных сферах, но философия, несмотря на то, что она родоначальница всех существующих наук, что было подробно раскрыто ранее, в наше время потеряла свои позиции. Одной из современных проблем современной философии является не только проблема строения научного знания и её развития, но и практико-ориентированный подход философии. Данная проблема достаточно актуальна сейчас, ведь осуществляются образовательные программы, нацеленные на выпуск специалистов – философов и существует такая тенденция, как отсутствие работы по специальности, выпускники философского направления часто вынуждены прибегать к тому, чтобы выбирать смежные специальности и не реализовывать себя в том, чему их обучила философская наука, либо выбирать для себя сферу преподавания. Встаёт вопрос, к чему приводит данная ситуация? Она приводит к повторению знания, некой рекурсии, но без конкретного применения и это серьёзная проблема. После развала советского союза, философия была изгнана под видом идеологии марксизма путём замалчивания и игнорирования. Впоследствии, праксиологическая, то есть практическая функция этой науки, была занижена. Влияние постмодернистского дискурса в этой сфере сводит её к дискуссии по поводу проблем истории философии, эти темы, к сожалению, интересны только узкому кругу профессионалов.
8 Но философию ни в коем случае нельзя назвать бесполезной наукой, она действительно помогает закладывать фундамент мировоззрения, в некоторых случаях она даже разрывает шаблон имевшихся представлений. Философия учит рассуждать, размышлять, учит искать ответы и истину, она даёт понимание существующих процессов и развивает критическое мышление, даёт умение работать с источниками и данными, а также формулировать индивидуальную оценку событий
9 Но в данном случае философия выглядит как общее знание, необходимое для всех, а не как узко направленная специальность. Сложно себе представить специалиста, неважно в какой сфере, медицина или правоведение, которому не нужны навыки, которые можно получить благодаря философии. Потому присутствие философии в рамках образовательных программ всех ВУЗов, выглядит рационально и верно3.
3. Бекарев А.В. Философские основания практико-ориентированного подхода в образовании, 2019, стр 74-75
10 Но что же делать с применением философии, как отдельно взятой науки. Во времена Советского союза, обучившихся на факультете философии, направляли в партийный аппарат, так как они владели знаниями об идеологии, способах и методах её применения и развития и совмещалось это всё достаточно органично, но на данный момент в стране нет никакой идеологии, но отсутствие идеологии это и есть определённая идеология, не стоит об этом забывать. Даже Платон говорил, что лучший правитель – это философ. Соответственно внедрение философов в сферу политики достаточно разумное решение, полезное обоим сторонам. Но политика не раскрывает достаточно всю суть философского образования, чтобы синхронизировать эти две сферы.
11 В современном мире существует несколько вариаций применения философии как практики:
12 Индивидуальное философское консультирование.
13 индивидуальное философское консультирование – это форма помощи людям, находящимся в поиске ответов на жизненные вопросы, подразумевающая постановку ценностей и убеждений человека, такой формат помогает разрешить внутриличностные конфликты на тему осознания смысла жизни, и осознания жизненного пути. Подход похож на терапию с психологом, но в отличии от психологии большое внимание уделяется самому вопросу и личности, а не психо-эмоциональному состоянию. При консультировании применяются философские методы исследования вопроса. Например, внимание на философствовании, а не на методе осуществления, также применяются сократические методы – майевтика – поиск истины путём последовательных вопросов. Тем самым человек сам отвечает на волнующий его вопрос и сам приходит к истине. Есть ещё аналитический метод, предполагающий к проблематизации, концептуализации своих мыслей индивидом. Ну а также применяется метод созерцания – наблюдения за идеей без вмешательства. Результатом философского консультирования должно становится лучшее понимание себя, нахождение истины, смыслов.
14 Философия для социума.
15 Этот практико-ориентированный метод не предполагает строго формальных рамок, скорее под него подходят любые философские обсуждения, направленные на социальную группу. Местами для применения такого подхода становятся университеты, школы, больницы, места лишения свободы. Данный практический метод имеет большое значение, так как он способен дать импульс к жизни определённым социальным группам, переосмыслить своё положение, дать толчок к изменению жизненного пути или же смириться с несвободой или смертельной болезнью, утратой, в чём люди тоже нуждаются.4
4. Barrientos J. How is Philosophical Practice working with Vulnerable People? // International Conference of Philosophical Practice. 2020. URL: >>>> KHK6x4
16 Философия для становления детей.
17 Философское направление американского преподавателя Мэтью Липмана5, для развития добродетельных качеств в процессе воспитания детей. Воспитание достойных граждан осуществляется посредством ведения философских бесед, культивирования у них интеллектуальной добродетели, знакомства с различными философскими инструментами.
5. Kennedy D. Lipman, Dewey, and the Community of Philosophical Inquiry // Education and Culture. 2012. Vol. 28. №. 2. P. 36–53
18 Философия в предпринимательстве.
19 Бизнес одна из узких сфер, где есть потребность применения философии. Так как, для создания качественного продукта, принятия верных решений, заключения нужных контрактов требуется анализ деятельности, ответ на вопросы: зачем это нужно, кому это нужно и полезно ли это? Следует перейти к методам, которые используются философией в бизнесе: проводятся семинары и тренинги для представителей предпринимательства, для работников крупных компаний, часто людям необходимо понять какова цель их работы, необходимо найти смысл для успешной и эффективной трудовой деятельности. Философ в предпринимательстве помогает принимать рациональные, взвешенные решения, смотреть на деятельность с этической, моральной стороны, определять для кого и чего нужна деятельность, делать бизнес осмысленным, осмысление таких терминов как успех, спрос. Также, иногда в бизнесе нанимается философ-резидент, который занимается исследованием осмысленности и оценки продуктовых решений.
20

На основе этих данных можно сказать, что философская практика существует, но это всё же западный подход, в России она не сильно распространена. Эта проблема связана с существованием в капиталистическом мире, для современных людей вошло в норму монетизировать любую свою деятельность, даже если изначально она не предполагает этого. Стоит задуматься, нужно ли это философии, наверное, нет, так как цель науки в другом и многие философы, наоборот абстрагируются от «земных потребностей», отдаются науке6. Также источником проблемы становится слишком быстрое развитие мира, технологий и преобразование науки под современность не успевает происходить своевременно, случается так, что в обществе совсем другие потребности, тенденции и философская наука не находит место для того чтобы вписаться в них.

6. Сухенко Н. В. Развитие российской модели обучения в системе высшего образования //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2011. – №. 2 (22).
21 В конце концов, на то практико–ориентированный подход философии и является проблемой, так как точного решения не найдено. И вопрос ещё долгое время будет открыт. И это действительно является актуальным вопросом для множества людей, начиная от студентов, заканчивая членами государственного аппарата, ведь скорее всего есть сферы, где философское образование способно внести пользу и есть необходимость создания рабочих мест для выпускников философского факультета, так как такое ценное и социально – полезное знание не должно пропадать напрасно.Тем более наблюдается необходимость философского познания мира, она обусловлена динамикой жизни и продиктована реальными потребностями людей в поиске фундаментальных основ и мировоззренческих идей, которые регулируют человеческую жизнедеятельность. Иногда появляются кризисные ситуации в развитии общества, старая система находящая выражение в системе базовых категорий культуры, которая представляется знаниями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и справедливости перестаёт гарантировать воспроизводство и развитие нужных обществу видов деятельности. В такие периоды традиционные методы перестают выполнять функцию отбора и трансляции социального опыта, а обыденные жизненные смыслы не могут позволить человеку найти ответ на новые исторические вызовы. В такие моменты особенно ощущается потребность в философии. Возможно, именно кризис должен подтолкнуть к развитию философии как прикладного знания.

References

1. Bekarev A. M., Pak G. S. Filosofskie osnovaniya praktiko-orientirovannogo podkhoda v obrazovanii //The Digital Scholar: Philosopher's Lab. – 2019. – T. 2. – №. 2. – S. 74-85.

2. Bogomolov A. S., Ojzerman T. I. Osnovy teorii istoriko-filosofskogo protsessa. — M., 1983.

3. Vundt V. Vvedenie v filosofiyu. — M., 1998.

4. Dinaburg S.V. Problema kontseptualizatsii fenomena praktiki v kontekste transdistsiplinarnykh strategij postneklassicheskoj nauki // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. 2018. Vyp. 4

5. Konoplyanik A.A. Kaznit' nel'zya pomilovat': «Filosofskoe konsul'tirovanie» Oskara Brenif'e // RAFP, 2020

6. Sukhenko N. V. Razvitie rossijskoj modeli obucheniya v sisteme vysshego obrazovaniya //Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. NI Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki. – 2011. – №. 2 (22).

7. Yulina N.S. Filosofiya dlya detej: obuchenie navykam razumnogo myshleniya. M: Kanon+, 2005.

8. Barrientos J. et al. Philosophical Practice in Prison: BOETIUS Project // International Conference of Philosophical Practice. 2020

9. Barrientos J. How is Philosophical Practice Working with Vulnerable People? // International Conference of Philosophical Practice. 2020.

10. Brenifier O. Philosophical Consultation. Editions Alcofribas, 2019. Tickle L., Burke C. I work therefore I am: Why Businesses are Hiring Philosophers // The Guardian. Mar 29, 2018. URL: https://www.theguardian.com/business–to–business/2018/mar/29/i–work–therefore–i–am–why–businesses–are–hiring–philosophers-64.

Comments

No posts found

Write a review
Translate