The policy of the radical Taliban movement towards women and girls 1996-2001 and 2021
Table of contents
Share
QR
Metrics
The policy of the radical Taliban movement towards women and girls 1996-2001 and 2021
Annotation
PII
S241328880018143-1-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Alina Abramova 
Affiliation: State academic university for humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
28-35
Abstract

This article examines the policy of the radical movement, which is aimed at worsening the situation of women and girls. Various infringements of the rights and freedoms of women in 1996-2001 and 2021 are given, as well as comparisons are made between different periods of rule of the radical Taliban movement. In addition, for a better understanding of the criticality of the situation, it shows positive changes in the solution of the women's issue since the beginning of the 20th century, as well as the improvement in the position of women after the overthrow of the Taliban in 2001.

Keywords
infringement of the rights and freedoms of women, women's issue, Afghanistan, Taliban, Taliban
Received
29.12.2021
Date of publication
30.12.2021
Number of purchasers
0
Views
223
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Положение женщин в Афганистане всегда было печальным. Особенно остро вопрос в отношении женщин стоял во время прихода к власти радикального движения «Талибан» в конце 90-х годов XX века. Сейчас, когда уже около четырех месяцев талибы вновь находятся у власти, положение женщин и девочек вновь находится в критическом состоянии.
2 До захвата власти талибами в 1996 году в решении женского вопроса было множество продвижений. В начале XX века правящий Аманулла Хан разрешил женщинам снять паранджу, а также разрешил женщинам самостоятельно выбирать себе мужа. Помимо этого, ему удалось организовать школы для девочек. Конечно, не все афганское общество было довольно такими решениями, но данные шаги были значимы в отношении женщин Афганистана.
3 Уже в середине XX века удалось закрепить в Конституции равенство мужчин и женщин и наградить женщин активным и пассивным избирательным правом.
4 С распространением в Афганистане идей коммунизма решался вопрос о женском образовании и искоренении безграмотности среди женщин и девочек. Тогда девочкам было позволено получать специальное образование, им была предоставлена возможность уезжать в другие страны и получать образование там, а также было открыто множество курсов для женщин. Особо важным были попытки уровнять оплату мужского и женского труда.
5 Переломным моментом в решении женского вопроса и улучшения жизни девочек и женщин Афганистана стал приход к власти движение «Талибан». В1994 году еще не было ясно, что из себя представляют талибы и какой вектор деятельности они выстроили для захвата, а после и укрепления своей власти. Но цель их была точна и понятна-войти в Кабул (столицу Афганистана) и заставить действующего президента Бурхануддина Раббани бежать. В 1996 году у представителей Талибана это удалось совершить. Талибы вошли в Кабул, а Президент бежал и примкнул к Северному альянсу для сопротивления Талибану. Тогда была создан Исламский Эмират Афганистан (ИЭА), который просуществовал вплоть до 2001 года. Историю ИЭА прервали американские власти, которые свергли режим в ходе вторжения в Афганистан в декабре 2001 года.1
1.  Об особенностях правовой системы Афганистана в период правления движения «Талибан» [Электронный ресурс] // elibrary.ru URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2021)
6 Важно отметить, что в борьбе за свою власть, представители Талибана всячески убеждали народ в своей божественной природе и в том, что они были посланы вызволить, наконец, Афганистан из «дьявольского круга несчастий». Судя по мерам, которые предпринял Талибан во время своего правления, женщины и девочки и их права, которые одно время были хотя бы немного приближены к тем правам, которыми обладают мужчины, также относятся к несчастьям, которые охватили весь Афганистан. Навязывая законы шариата в искаженном представлении и основывая свою идеологию на салафизма – радикальной форме ислама, Талибан старался всячески ограничить права человека, а особенно права женского населения Афганистана.
7 Те, кто застали то время еще помнят жестокое обращение движения «Талибан» к представительницам женского пола. За пять лет правление женщины смогли ощутить на себя настоящий ужас. В то время к женщинам применялась показательная жестокость и их фактически приравнивали к скоту.
8 В то время участились случаи суицида среди женщин, часть представительниц женского пола пошла по пути проституции или нарушая закон занимались продажей наркотиков.
9 Существует довольно логичное обоснование такого обращения к женщинам со стороны представителей Талибана. С одной стороны, истоки лежать в самой религиозности талибов, с другой-в том, что у самих талибов часто просто не было матерей и это вызвало озлобленность на представительниц женского пола.
10 Для того, чтобы ограничить права женщин был предпринят ряд мер. Так, например:
11 - женщины фактически были исключены из общественной жизни. Единственная при талибах радиостанция «Голос шариата» принципиально обходилась без дикторов-женщин;
12 - женщин выживали с работ, не давая заниматься любимым делом или служить на благо афганского общества;
13 - девочкам ограничивался доступ к образованию. Оставались лишь религиозные школы, которые давали минимальное образование, которое могло пригодиться в введении хозяйства девочкам. Также посещать школу могли только ученицы младших классов — с наступлением пубертатного периода девочек, как правило, выдавали замуж;
14 - женщинам и девочкам разрешалось выходить из дома без сопровождения мужчины только в трех случаях — за покупками на базар, по болезни и на похороны;
15 - женщин обязали носить бурку. Без бурки женщина фактически считалась «раздетой». Талибы настаивали: лица афганок могут видеть только члены их семьи;
16 - женщины ранее имели возможность коллективно протестовать. С вступлением в Кабул талибов они ее потеряли;
17 - женщинам запрещалось находиться на улице с мужчинами, не имеющими родства с ними. Окна домов необходимо было закрашивать, чтобы посторонние не видели женщин;
18 - медсестрам запрещалось осматривать пациентов-мужчин, а женщинам-пациенткам приходить на прием к мужчине. 2
2. «Мама упала в обморок, и они ударили ее автоматами» Как афганские женщины жили без талибов и что их ждет теперь? [Электронный ресурс] // Lenta.ru URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2021)
19 Порой все доходило до ужаса и, например, женщин, обвиненных в супружеской неверности, забивали камнями до смерти. Женщин публично унижали и хлестали плетками, если они нарушали закон.
20 С 1999 года произошли послабления в мерах, направленных против женщин Афганистана. Часть исследователей говорят о том, что данные послабления были предприняты исходя из того, что женский вопрос крайне негативно сказывался на популярности Талибов, особенно остро реагировали страны Запада и США.
21 Так, примером послабления можно считать открытие 13 женских школ, а также то, что женщинам было разрешено посещать университет в Мазари-Шарифе. Помимо этого, в Кабуле женщинам разрешили учиться на врачей и учителей. Также в Кабуле действовали Академия наук, университет. 3
3. Лалетин Ю. П. О некоторых предпосылках исламизма талибов // МГИМО., с. 3-7
22 Еще одно важнейшее послабление прозвучало в заявлении для прессы, сделанном в Нью-Йорке 21 сентября 2000 г. заместитель министра иностранных дел ИЭА А.Захид. Он сказал, что «некоторые суровые обычаи афганского общества, лишавшие женщину права получения наследства, обязывавшие вдову выходить замуж только за родственников покойного мужа или разрешавших использование женщины в качестве предмета компенсации родственникам погибшего, отменены». 4
4. Белокреницкаий В.Я., Сикоев Р.Р. Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана // ИВ РАН., 2014, с. 58-64
23 Через время стали чаще говорить о женщинах в прессе, в том числе об афганских поэтессах, таких как, например, Заргуне Какар и Махви Бадахши.
24 Одним из самых ярких примером политики, направленной на улучшение положения женщин и девочек, стало празднование 8 марта. На протяжении всего освящения данного праздника восхвалялся режим Талибана. Нельзя с точностью сказать, было ли это действительно послабление в женском вопросе или это просто хорошо продуманный пиар режима и создание идеальной ширмы для стран Запада и США.
25 После падения режима Талибана в 2001 году произошли изменения в жизни женщин.
26 Уже в 2001 году возобновилась работа Министерства по делам женщин. Теперь они занимались воплощением в жизнь политических и социальных программ.
27 Важнейшим событием стало принятие в 2003 году Конституции, по которой женщины были приравнены к мужчинам и имели равный доступ к образованию и медицине. Важным стало закрепление участия женщин в общественной и политической жизни страны. Для женщин были выделены фиксированные места в парламенте (25%) и сенате (17%).
28 Также важно отметить, что к 2011 году количество девочек-учениц в школах увеличилось в несколько раз. К этому времени девочек в школах обучалось больше и их количество достигло более 65 %.5 Помимо этого, девушки смогли вернуться к службе в армии, что было им доступно до 1996 года. Стало намного больше женщин-преподавательниц и женщин-врачей, женщин-судей и женщин-полицейских.
5. Net intake rate in grade 1 female (% of official school-age population)-Afghanistan [Электронный ресурс] // THE WORLD BANK URL: https://data.worldbank.org/indicator/SE.PRM.NINT.FE.ZS?end=2015&locations=AF&start=2007&view=chart (дата обращения: 27.12.2021)
29 Помимо этого, был принят закон о защите женщин от домашнего насилия. Именно этот закон способствовал уменьшению насилия в сторону женщин и был важнейшим шагом в решении женского вопроса.
30 Были дарованы обширные политические и социальные права и свободы, но при этом все еще плохо обстояли дела с ранними браками, с продажей девочек, проституцией, распространением ЗППП среди женщин и девочек.
31 Но даже те предоставленные права и свободы женщины потеряли снова. В 2021 году ситуация кардинально изменилась. В августе талибы снова захватили Кабул и начали свою политику в отношении женщин. Долгое время представители радикального движения «Талибан» заявляли, что не собираются сильно ограничивать права и свободы женщин и девочек.
32 17 августа выступил представитель организации Энамулла Самангани: "Исламский эмират (так талибы называют Афганистан) не желает, чтобы женщины были жертвами, в соответствии с законом шариата женщины должны быть в составе государственных структур", - приводит его слова агентство Associated Press.6 Но уже через несколько недель представитель Талибана заявил, что функция женщин-рожать и исключил необходимость женщин в правительстве Афганистана,
6. Талибы обещают амнистию и зовут женщин в госструктуры Афганистана [Электронный ресурс] // euronews. URL:
33 Войдя в города, провинции с самого начала увеличились случаи, когда девочек старше 15 лет и вдов моложе 45 лет стали принудительно выдавать замуж за боевиков. Также, в одной из мечетей Кабула боевики через громкоговорители объявили, что женщины должны носить длинную одежду, закрывающую лицо. Уменьшилось количество развлекательных программ, их заменили на религиозные.
34 С приходом к власти талибов женщины-журналистки стали опасаться выходить на работу, хотя представители движения «Талибан» даже пытались с ними разговаривать. Показательным был случай телеведущей Бехешта Арганд. Сначала ей дал интервью представитель Талибана, а после ее отстранили от эфиров и она, опасаясь за свою жизнь, покинула Афганистан.
35 Уже 18 августа стало известно о первых убийствах женщин в рамках политики, которую начало проводить радикальное движение «Талибан». Была убита женщина, которая отказалась готовить боевикам еду, а также женщина, которую расстреляли из-за того, что она оказалась не покрытой на людях.
36 Амнистия, которую провели талибы, выпустив из тюрем тысячи преступников, поставило под угрозу жизни женщин-судей и полицейских, которые были причастны к решению по заключению или задержанию преступников. Также были выпущены мужчины, которые были виновны в правонарушениях в отношении женщин, в том числе, насильники.
37 Придя к власти, талибы сразу закрыли все приюты для женщин, которые подвергались домашнему насилию. Женщинам пришлось вернуться в свои семья и жить под страхом насилия каждый день.
38 Женщины потеряли своих представителей в кабинете министров. А также талибы вернули Министерство по распространению добродетели и искоренению порока вместо ранее существовавшего Министерства по делам женщин.
39 Ту работу, которую ранее выполняли женщины теперь стали выполнять мужчины. Исключением является лишь та работа, которая может выполняться исключительно женщинами.
40 Женщины снова лишились своего полноценного образования. Девушек и парней разделяют для того, чтобы они не смотрели друг на друга. Помещений не хватает, чтобы обеспечить гендерное разделение учеников. Помимо этого, студенток заставили носить никаб (накидка, которая закрывает лицо, оставляя лишь глаза). В условиях, когда большинство женских профессий запрещены образование для многих девушек потеряло смысл. Помимо этого, многие родители боятся за жизнь своих дочерей и просто не выпускают их на улицу.
41 Сейчас женщины вынуждены вступать в браки для того, чтобы обезопасить себя и спокойно передвигаться. Порой в брак вступают за родственников, поскольку это самый верный и доступный способ для девушек Афганистана.
42 В ноябре талибы выпустили свод правил, по которому должны существовать телеканалы страны.7 . Теперь журналистки-женщины должны носить исламский хиджаб, когда они появляются на экране, а также запрещается показывать сериалы и похожие программы с актерами-женщинами.
7. Афганистан: талибы запретили показывать женщин в телесериалах [Электронный ресурс] // BBC NEWS URL:
43 Также талибы заявили, что женщины обязаны закрывать свое тело от посторонних глаз. Речь идет о парандже, никабе или ином типе исламского одеяния, которое полностью скрывает лицо и тело женщины. Помимо этого, женщинам нельзя пользоваться косметикой.
44

В начале декабря радикальное движение «Талибан» обнародовало указ, по которому защищаются некоторые права женщин и девочек. В нем отчетливо прописано, что женщина свободный человек, а не собственность. В документе отмечается, что никто не может принуждать незамужних девушек или вдов выходить замуж. Помимо этого, теперь женщины могут претендовать на часть наследства. 8

8. Taliban decree on women's rights, which made no mention of school or work, dismissed by Afghan women and experts [Электронный ресурс] // CNN URL: https://edition.cnn.com/2021/12/03/asia/afghanistan-taliban-decree-womens-rights-intl/index.html (дата обращения: 27.12.2021)
45 Но через несколько недель были введены новые ограничения в отношении женщин. Теперь женщинам разрешено ездить в машине только в хиджабе. Также выпушена рекомендация, по которой водителям рекомендуется не брать женщин, которые собираются в путь более 72 километров, если они собираются поехать одни, без сопровождения мужчины.
46 Также сообщалось, что 23 декабря талибы в провинции Газни запретили оказывать медицинскую помощь женщинам, которые прибыли в сопровождении женщин, а не мужчин.
47 Агентство ООН по делам женщин опубликовало свой доклад о положении женщин в Афганистане. Его авторы изучили множество свидетельств и информации с места и бьют тревогу о состоянии прав женщин во всех сферах афганской жизни - образовании, трудоустройстве, здравоохранении, общественных и политических процессах. 
48 ЮНИСЕФ со своей стороны озабочено резко возросшей статистикой браков среди девочек, не достигших совершеннолетия.
49 После каждого высказывания, действия или указа, которые направлены на ограничение прав и свобод женщин и девочек, женщины Афганистана выходят на улицы для отстаивания своих позиций в отношении того или иного вопроса. 3 сентября женщины кинули первый публичный вызов радикальному движению «Талибан». Тогда десятки женщин прошли маршем по столице. Уже через неделю, после того, как талибы объявили состав временного правительства женщины вышли снова с требованием предоставить им участие в политической и общественной жизни Афганистана.
50 Последняя акция протеста против дискриминации прошла 28 декабря в Кабуле. Женщины выступили против дискриминации и за создание демократического государства.
51 Уже было проведено множество акций протеста в Кабуле и провинциях. Большинство из них заканчивались подавлением и разгонами, талибы применяли огонь и избивали женщин.
52 Опасения за свои жизни и не желание мириться с нынешним положением подталкивают к тому, чтобы просто бросить свою родную страну.
53 Женщины ищут возможности, чтобы бежать в другие страны вместе со своими семьями. Их сковывает ужас за будущее, они не верят заявлениям представителей движения «Талибан».
54 Судить о том, что ожидает женщин и девочек можно лишь из опыта правления Талибана в 1996-2001 году. После того, как власть была свергнута, талибы никак не контактировали с организациями по поддержку женщин и девочек Афганистана. Сейчас жительницы страны считают, что за громкими объявлениями о смягчении политики в отношении женщин не стоит ничего. Женщины считают, что это не более, чем попытки улучшить свою репутацию и добиться признания у Западных стран и США. Действительно ли это так, можно будет судить еще не скоро. Однако уже сейчас видно, что талибы всячески противоречат сами себе, а их отношение к женщинам не сильно изменилось. Применение насилия, публичные унижения, ограничения в доступности образования, запрет на работу, если эту работу могут выполнять мужчины-все это напоминает чуть смягченные меры, которые талибы применяли во время правления 1996-2001 года. Женщины надеются на помощь со стороны таких стран, как США, Россия, Китай, они считают, что именно они могут направить талибов на улучшение политики в отношении женщин и девочек.

References

1. Afganistan: taliby zapretili pokazyvat' zhenschin v teleserialakh [Ehlektronnyj resurs] // BBC NEWS URL: https://www.bbc.com/russian/news-59373573 (data obrascheniya: 27.12.2021)

2. Belokrenitskaij V.Ya., Sikoev R.R. Dvizhenie Taliban i perspektivy Afganistana i Pakistana // IV RAN., 2014, s. 58-64

3. Laletin Yu. P. O nekotorykh predposylkakh islamizma talibov // MGIMO., s. 3-7

4. «Mama upala v obmorok, i oni udarili ee avtomatami» Kak afganskie zhenschiny zhili bez talibov i chto ikh zhdet teper'? [Ehlektronnyj resurs] // Lenta.ru URL: https://lenta.ru/articles/2021/08/23/women_of_afghanistan/ (data obrascheniya: 27.12.2021)

5. Ob osobennostyakh pravovoj sistemy Afganistana v period pravleniya dvizheniya «Taliban» [Ehlektronnyj resurs] // elibrary.ru URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46566952 (data obrascheniya: 27.12.2021)

6. Taliby obeschayut amnistiyu i zovut zhenschin v gosstruktury Afganistana [Ehlektronnyj resurs] // euronews. URL: https://ru.euronews.com/2021/08/17/afghanistan-amnesty-ppp (data obrascheniya: 27.12.2021)

7. Taliban decree on women's rights, which made no mention of school or work, dismissed by Afghan women and experts [Ehlektronnyj resurs] // CNN URL: https://edition.cnn.com/2021/12/03/asia/afghanistan-taliban-decree-womens-rights-intl/index.html (data obrascheniya: 27.12.2021)

8. Net intake rate in grade 1 female (% of official school-age population)-Afghanistan [Ehlektronnyj resurs] // THE WORLD BANK URL: https://data.worldbank.org/indicator/SE.PRM.NINT.FE.ZS?end=2015&locations=AF&start=2007&view=chart (data obrascheniya: 27.12.2021)

Comments

No posts found

Write a review
Translate