Modern transformations of socio-cultural identity in Russia
Table of contents
Share
QR
Metrics
Modern transformations of socio-cultural identity in Russia
Annotation
PII
S241328880018133-0-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Oksana Shokueva 
Affiliation: Kabardino-Balkar State University
Address: Russian Federation, Nalchik
Marianna Kochesokova
Affiliation: Kabardino-Balkar State University
Address: Russian Federation, Nalchik
Diana Abazova
Affiliation: Kabardino-Balkar State University
Address: Russian Federation, Nalchik
Edition
Pages
85-88
Abstract

The problem of identity in Russia has become the most urgent in connection with the transformational processes in society that have affected not only the sphere of public relations, but also the inner world of a person. Identity, that is, the self-determination of an individual in relation to himself and others, is a social construct. A person always needs to feel part of "we". The relevance of the research is also due to the fact that in social philosophy today there is a particularly growing interest in the theoretical understanding of the transformation, reform of society and the psychological adaptation of its constituent individuals to new conditions.

Keywords
transformation, sociocultural identity, society, values
Date of publication
30.12.2021
Number of purchasers
0
Views
167
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Процессы, происходящие во всем мировом сообществе, находят свое отражение и в России. Трансформируются системы социальных, политических и экономических отношений, изменения в которых разрушают традиционные структуры, образ жизни, идеологические и этические установки как личности, так и общества. Эти процессы не протекают безболезненно, возникают не только социальные, но и психологические, демографические и другие проблемы глубинного характера. Изучение этих процессов в свете социально-философской методологии делает предмет исследования актуальным.
2 Распад СССР привел к распространению кризиса национальной идентичности в российском обществе, расширению возможностей поиска новых источников самосознания и отказу от прежних советских идеологических ценностей. Однако к концу XX века в эволюции духовной сферы российского общества стали проявляться новые тенденции. Как массовая культура, так и политическая и экономическая практика отражают все возрастающую ностальгию по СССР и его прошлому1.
1. Когатько Д.Г., Тхакахов В.Х. Российская идентичность: Культурно-цивилизационная специфика и процессы трансформации. – Спб.: Алетейя, 2010. - 87 с.
3 Таким образом, одной из ключевых основ и неотъемлемой частью новой формирующейся российской идентичности является советское наследие, наряду с возрожденными ценностями (например, религиозными), которые были присущи дореволюционной России.
4 Кризис социокультурной идентичности в полной мере можно рассматривать как глобальную тенденцию современности. В России она приобрела специфические черты и особую остроту в силу культурно-исторического и социально-политического своеобразия развития страны. Жизненная сила русского народа исчерпана, и ядро ценностей и смыслов русской культуры также распалось, кризис вызван тем, что жизненная сила русского народа исчерпана. В течение ХХ века система ценностей менялась трижды: система ценностей, основанная на идеалах православия, уступила место коммунистической идеологии, а после ее краха мы получили эфемерные принципы свободы и демократии. Особый интерес для анализа трансформаций идентичности представляет взаимосвязь национально-исторической памяти и социокультурной идентичности.
5 Понятие «идентичность» в самом общем понимании означает осознание принадлежности субъекта другому субъекту как части и целого, особенного и всеобщего. По мнению М. В. Заковоротной, понятие идентичности стало одной из главных тем общественной мысли XX века2. Л. В. Середа справедливо отмечает, что в "современную эпоху термин "идентичность" может претендовать на исключительную актуальность"3. Во-первых, следует иметь в виду стремительные социальные изменения, приводящие к тому, что идентичность, стабильность и непрерывность личного опыта, составляющие сущность идеи идентичности, начинают пониматься как проблема. Во-вторых, существуют методологические основания, подчеркивающие значение понятия "идентичность" в современную эпоху. Как метапонятие, идентичность включает в себя как онтологию, так и рефлексию, но в то же время для научного исследования.
2. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты: Автореф. дис. ... докт. филос. наук. Ростов-н/Д, 1999. – 127 с.

3. Середа Л.В. Персональная идентичность в современном обществе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 1997. – 203 с.
6 Долгое время считалось, что в России идеология "национального возрождения" характерна для национальных меньшинств, и она не имеет никакого отношения к самому крупному народу – русским. На современном этапе русские стали более внимательно относиться к этническим вопросам, хотя и не стали в большинстве своем националистами. С трансформацией российской идентичности в начале XXI века возросло влияние националистического дискурса на политические идеологии и общественно-политические дискуссии в России. Важной особенностью этой трансформации является валоризация русской этнической идентичности. Преобладает этнический взгляд на мир. В постсоветский период русский народ отказался от мессианской идеи и перестал быть народом для других, став народом для себя.
7 Исторически сложилась парадоксальная этническая особенность русских-надэтническая (государственная) акцентуализация. Русские легко сочетают в себе государственную и этническую идентичность, так как составляют большинство населения, неотделимого от России, а также несут бремя ответственности за все пространство страны. Ориентация на русские этнические границы обусловлена стремлением заменить и преодолеть русскую идентичность имперского периода, на месте которой будет выстраиваться ее локальная версия4.
4. Лескова И.В. Социокультурная идентичность: теоретические и прикладные аспекты // Социальная политика и социология. – 2007. – № 3. – 215 с.
8 Итак, в современной России сосуществуют черты как традиционного, так и нового общества. Традиционные моральные ценности и нормы дополняются свободой выбора и возросшей социальной активностью. В повседневную жизнь внедряются новые западно-ориентированные ценности, устанавливаются новые модели поведения. Скорость глобальных взаимодействий увеличивает "разрыв" между интенсивностью инноваций и их адекватным усвоением.

References

1. Zakovorotnaya M.V. Identichnost' cheloveka. Sotsial'no-filosofskie aspekty: Avtoref. dis. ... dokt. filos. nauk. Rostov-n/D, 1999. – 127 s.

2. Kogat'ko D.G., Tkhakakhov V.Kh. Rossijskaya identichnost': Kul'turno-tsivilizatsionnaya spetsifika i protsessy transformatsii. – Spb.: Aletejya, 2010. - 87 s.

3. Leskova I.V. Sotsiokul'turnaya identichnost': teoreticheskie i prikladnye aspekty // Sotsial'naya politika i sotsiologiya. – 2007. – № 3. – 215 s.

4. Sereda L.V. Personal'naya identichnost' v sovremennom obschestve: Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Ekaterinburg, 1997. – 203 s.

Comments

No posts found

Write a review
Translate