"The Political People": the Specifics of Constructing the Russian Nation in the Discourse of the Octobrists (based on the materials of the newspaper "Updates»)
Table of contents
Share
QR
Metrics
"The Political People": the Specifics of Constructing the Russian Nation in the Discourse of the Octobrists (based on the materials of the newspaper "Updates»)
Annotation
PII
S241328880018129-5-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Ilya Sedov 
Affiliation: Kazan federal university
Address: Russian Federation, Kazan
Edition
Pages
62-66
Abstract

The article deals with the problem of nation building the Russian nation in the discourse of the "union of October 17". The Octobrists were simultaneously conservative with the resulting Russian nationalism and right-wing liberalism. When creating their program, the Octobrists theorized over the concept of "nation", but the politicians faced a problematic issue: the Octobrists need to distinguish themselves from the conservative parties and maintain their ideological "centrism". The concept of "nation" is the most complex because this concept is used simultaneously in the repertoire of conservative and liberal forces with different meanings.

Keywords
political (civil) nation, Octobrists, Russian Empire, «political people», newspaper «Updates»
Date of publication
30.12.2021
Number of purchasers
5
Views
555
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Проблема становления России в качестве национального государства становится актуальной в процессе усвоения западной теории современного (правового) государства или модернизации. Для продолжения модернизации и построения национального государства в том числе в Российской Федерации необходимо учитывать исторический опыт, который состоит из различных проектов модернизации нации. Начало XX века стало пиком подобных проектов. Но нужно погрузиться в контекст и понять почему начало XX века стало временем появления проектов модернизации русской нации.
2 Начало активной фазы усвоения западных практик являются «Великие реформы 1860-1870-ых». В ходе этих преобразований сформировалась актуальная судебная, финансовая, военная, образовательная, цензурная система. А в связи с освобождением крестьян от различных форм зависимости в эти годы появляется проблема интеграции всех жителей Российской империи, преимущественно сельской, в общее пространство.
3 К началу XX века Российская империя представляла собой могущественное государство, главной проблемой которого являлась неполная реализация теории «современного (правового) государства». Одним из элементов этой теории является конструирование нации1. У населения нет своего представительства. Следовательно, нет нации политическом смысле слова.
1. Новая имперская история Северной Евразии. Часть 2: Балансирование имперской ситуации: XVIII - XX вв. 389 с.
4 Различные интеллектуальные силы в Российской империи можно разделить на модернистских и антимодернисткие. Среди интеллектуалов, сторонников модерна, существовало большое количество проектов нациостроительства. Если мы говорим о нации, значит нам нужно её как-то назвать. Логично предположить, что в Российской империи должна быть нация Российской империи. Но это название слишком сложное. Через сокращение мы приходим к понятию российская или русская нация. Значит возникает вопрос: что такое русская или российская нация и насколько эти слова синонимичны?
5 Вспомним условия конструирования нации в Российской империи. Существует мощное интеллектуальное движение, но для его самореализации не существует закрепленной свободы слова, печати собрания, а также не созданы политические выборные институты. Конечно, мы скажем, что существует практика самоорганизации российских интеллектуалов, но это не имеет влияния на деятельность бюрократического аппарата. Большинство либералов и консерваторов было представлено в земствах и городских думах, но мы не можем назвать эти органы местного самоуправления политическими институтами.
6 Отметим, что представители социалистического течения модернистских сил конструирование нации является важнейшим аспектом программы. Разве, украинские националисты стояли на социалистических поскольку их будущая нация состояла из крестьян.
7 А националистическая риторика представлена только лишь у модернистских консерваторов и либералов. Для русских консерваторов нацией является все население Российской империи в том состоянии, в котором оно находится до революции 1905 года. Для русских либералов нация — население, которое имеет политическое представительство в парламенте.
8 Именно на стыке этих интеллектуальных течений находится земское меньшинство. «Манифест 17 октября» становится катализатором создания партии «Союз 17 октября» (в последующем октябристы) из земского меньшинства. Представители этого либерального движения желали углубления модернизации Российской империи, в том числе и конструирование нации Российской империи. Тут появляется важнейшая проблема «Союза 17 октября». В. Шелохаев отмечает, что у «Союза 17 октября, то у него наоборот, грань справа оказалась чрезвычайно размытой»2. Поэтому нам важно выявлять в октябристском понятии «нация» именно праволиберальные идеи. Ф. Гайда называет это «желанием быть партией центра»3. Поэтому октябристский национальный дискурс схож с консервативным, поскольку разработается в дискурсе «Союза 17 октября» идея, которая потенциальна реализуема.
2. Шелохаев В.В. Либерализм в России в начале XX века - М.: Политическая энциклопедия, 2019. С.103

3. Российская империя между реформами и революциями, 1906-1916. Коллективная монография/ под ред. А.И. Миллера и К.А.Соловьева. —М.: Квадрига, 2021. — С.284
9 В Казани существовала ячейка «Союза 17 октября», которая издавала газету «Обновление» с января по май 1906. На страницах этой газеты мы можем выявить, кого они планировали видеть в составе русской нации: старообрядцы, инородцы Поволжья, грузины, поляки, финны, кавказцы, мусульмане. Но для этого сформулируем понятие «нация» у октябристов.
10 Обратимся к программе партии, основой которого стало «Воззвание октябристов»4. Важно отметить, что это нам нужно использовать в исследовании, поскольку казанские октябристы соглашались с этим «Воззванием». В выпуске газеты №60 была представлена краткая выжимка этого программного документа, в том же номере программа парти была переведена на татарский язык5. Но возникает проблема: в своей программе октябристы не используют слово «нация». Но мы видим русский полонизм «народ», который является аналогом французского «la nation», немецкого «das volk»6
4. Сборник программ политических партий в России. СПб., 1905. Выпуск 2. С. 42-58

5. Программа Казанской партии манифеста 17 октября// Обновления. №60.

6. Миллер А.И. Нация или Могущество мифа С.28
11 В преамбуле «Воззвания октябристов» несколько раз это упоминается это слово. В первом предложении «Манифест 17 октября, приобщает народ русский к деятельному участию, в согласии с Царем, в государственном строительстве» Непонятно, что такое «народ русский». В следующем предложении мы видим словосочетание «народное представительство» Это делает нам намеки на нацию, поскольку со времен Великой Французской революции власть исходит из нации, через народное представительство. А в конце преамбулы мы видим слово «народ»: «отныне народ наш становится народом политически свободным» Это и есть понятие нация в либеральном дискурсе только на русском языке. Еще важно, что октябристы используют понятие русская нация. Значит будем использовать это понятие.
12 Первым своим положением октябристы выдвигают идеи единой и неделимой России. Они понимали, что нужны свободы на местах для всех жителей Российской империи. Но, дальше в программе октябристы видят решение этой проблемы через культурную автономию и более мелкое административно-территориальное деление. То есть распространение земств на уровень волостей. Октябристы принципиально отвергали федерализм, представляя это как союз областей. Политики могли видеть только два крупных федеральных государств: США и Австро-Венгрия. В начале XX века еще не существовало федерации, которая работает в качестве унитарного государства.
13 Сейчас мы встречаем формулировку «русские граждане». В том же положении об устройстве Российской империи: «При широком развитии местного самоуправления на всем пространстве империи, при прочно установленных основных элементах гражданской свободы, при участии равно всех русских граждан, без различия национальности и вероисповедания».
14 Отдельное место октябристы выделяют финнам: «Исключительно за Финляндией признается особое положение, дающее ей право на известное автономное государственное устройство при условии сохранения государственной связи с империей».
15 В статье «Союз 17 октября об окраинах» описывает конкретные предложения по управлению окраинами Российской империи7. Например, Признание за отдельными национальностями широкого права на удовлетворение и защиту своих культурных нужд в пределах допустимых идеей государственности и интересам других национальностей, Свобода совести и вероисповеданий. Допущение употребления местных языков во всех церковных учреждениях. В общественных учреждениях допускается употребление, кроме русского, всех местных языков, согласно определениям большинства. Фактически это есть проект вхождения в состав русской нации различных этноконфессиональных групп.
7. Союз 17 октября об окраинах // Обновления №96
16 То есть мы можем сказать, что октябристы сконструировали нацию Российской империи, назвав это народом политически свободным т.е. нацией. Октябристы даже указали отсутствие ограничений для русской нации.
17 Октябристы предлагали оригинальное определении нации. Говоря о том, что уже существует «народ политический», мы можем это называть нацией, поскольку у «политического народа» есть свое представительство в Государственной думе». Однако, недостаточность прав земств и городских дум не позволяет нам и октябристам считать это нацией. А также земства должны существовать не только в губерниях, уездах, но и в волостях.
18 Другой же проблемой является инкорпорации неправославных этноконфессиональных групп Российской империи. Им предлагалось свобода вероисповедания на определенных условиях: признание за отдельными национальностями широкого права на удовлетворение и защиту своих культурных нужд в пределах допустимых идеей государственности и интересам других национальностей. Широкое развитие местного самоуправления, основанного, как и в пределах империи, на мелкой земской единице (волость). Расширение компетенции органов местного самоуправления и придании им большей самостоятельности по отношению к контролирующим их органам правительственной власти.
19 В итоге мы можем констатировать, что в октябристском дискурсе русская нация («народ русский политический свободный) — это общеимперская равная общность, основанная на политическом представительстве в парламенте Российской империи. Русская нация реализует свои права еще на уровне местного самоуправления. Каждый член этой нации имеет право на свободу вероисповедания, удовлетворение и защита культурных нужд. То есть октябристы видели русскую нацию как политическую общеимперскую общность.

References

1. Miller A.I. Natsiya ili Moguschestvo mifa. SPB: Izdatel'stvo Evropejskogo Universiteta v Sankt-Peterburge, 2016 - 146 s

2. Novaya imperskaya istoriya Severnoj Evrazii. Chast' 2: Balansirovanie imperskoj situatsii: XVIII - XX vv. Kazan': “Ab Imperio”, 2017. 630 s.

3. Obnovleniya. Kazan'. 1906

4. Rossijskaya imperiya mezhdu reformami i revolyutsiyami, 1906-1916. Kollektivnaya monografiya/ pod red. A.I. Millera i K.A.Solov'eva. —M.: Kvadriga, 2021. — 792 s.

5. Sbornik programm politicheskikh partij v Rossii: [v 2 vyp./ pod red.] V. Vodovozova. - SPB: kn. mag. "Nasha zhizn'", 1905-1906. 75 s.

6. Shelokhaev V.V. Liberalizm v Rossii v nachale XX veka - M.: Politicheskaya ehntsiklopediya, 503s.

Comments

No posts found

Write a review
Translate