The Moscow Archaeological Society and its Influence on the Development of the Cultural Protection Movement in Pre-revolutionary Russia
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Moscow Archaeological Society and its Influence on the Development of the Cultural Protection Movement in Pre-revolutionary Russia
Annotation
PII
S241328880018127-3-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Ekaterina Ovchinnikova 
Affiliation: Russian State University named after A.N. Kosygin
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
54-57
Abstract

The article is devoted to the activities of the MAO, their projects and their influence on the development of the cultural and security movement in Russia.

Keywords
Moscow Archaeological Society, Moscow Archaeological Commission, protection of cultural heritage in the Russian Empire
Date of publication
30.12.2021
Number of purchasers
5
Views
547
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Конец XIX начало XX ознаменовался не виданным до этого всплеском общественного интереса к культурному и историческому наследию России. Незадолго до революции сложился ряд организаций, пытавшийся предотвращать потери памятников. Одной из них было Московское археологическое общество, которое затем стало одним из самых авторитетных научных сообществ России. Открытие МАО состоялось в феврале 1864 года, заслуга его создания принадлежит известному историку и археологу графу А.С.Уварову. На открытии граф произнёс свою знаменитую речь: «Не только мы, но и наши предки не умели ценить важности родных памятников, и без всякого сознания, с полным равнодушием, безобразно исправляя старинные здания или восстанавливая их сызнова, они не понимали, что каждый раз вырывали страницу из народной летописи»1. Основную задачу своей деятельности общество видело в популяризации русской старины и искусства, разработке концепций, касающихся русского духа, искусства и культуры, в просветительстве и уничтожении заскорузлых понятий о ничтожности русской старины. Так благодаря инициативе А.С.Уварова в Москве был проведён первый археологический съезд 1864 года, на котором в масштабах всей страны обсуждались проблемы, связанные с памятниками, археологией и древностями, ставились новые цели и задачи. А.С. Уваров ушёл из жизни в 1884 году, после него общество возглавила его супруга Прасковья Уварова. Она руководила им в полоть до революции. П.С. Уварова была очень деятельным и энергичным человеком, глубоких и разносторонних знаний. Она имела большое влияние в обществе благодаря чему ей всегда удавалось найти ресурсы для спасения и восстановления памятника. Прасковья Уварова много путешествовала по всей России, была известным археологом и изучала Кавказ, а также серьезным коллекционером и библиофилом. Во многом именно ей удалось добиться того, что в 1865 году МАО перешло под покровительство Александра III, который присвоил ему статус Императорского. Что несомненно оказало большое влияние на его развитие, были увеличены субсидии, стали финансироваться археологические съезды, в начале своего существования общество получало субсидию в размере 3000 рублей, а со временем размер выплат увеличился до 50000 рублей. Из всех членов императорской семьи наибольшее содействие обществу оказал князь Сергей Александрович, который был поставлен Московским генерал-губернатором. На свои собственные средства он снарядил экспедицию МАО в Константинополь в 1882 году, а также помог издать ряд трудов Общества и археологических съездов. Весьма широк и разнообразен был круг людей, работавших в МАО, это величайшие деятели искусства и науки своего времени, к примеру: А.Ф. Мейснер, К.М. Быковский, Л.В. Даль, историки: В.О. Ключевский, И.Е. Забелин, С.М. Соловьев, провинциальные знатоки российской старины: А.А. Титов, Н.Г. Добрын и другие. Нужно отметить, что в заседаниях общества имел право принимать участие всякий кто интересовался древностями, не взирая на происхождение и знатность, что было тогда в новинку. Влияние организации резко возрастает после 1878 года, когда выходит «Определение св. Синода о порядке производства починок и исправлений памятников старины» суть документа состояла в том, чтобы обязать епархиальные власти не приступать к переделкам и поправкам памятников, без соглашения с одним из ближайших к месту их нахождения археологическим обществом. И так как географически МАО имело центральное положение, то оно распространило свое влияние на все решения в охране памятников центральных губерний. Практическое направление деятельности с этого момента стало занимать устойчивое приоритетные позиции. Общество быстро реагировало на сигналы о разрушении или перестройке памятника, собирало информацию о декоре, фресках, иконах, предметах декоративно- прикладного искусства, подробно рассматривало проекты реставрации. Если архив самого Общества не располагал необходимыми историческими и иконографическими материалами, то создавались специальные группы из 3—4 человек для обследования памятника старины непосредственно на месте. Особое внимание уделялось памятникам, которым грозило разрушение. Еще в 1871 г. граф А.С. Уваров предложил в изданиях Общества выделить особый раздел под названием «Археологический синодик», в котором предполагалось помещать материалы об утраченных памятниках древности. Решая вопрос о сносе памятника, если спасти его уже нельзя члены общества старались максимально задокументировать информацию об утраченном объекте, из чего затем сформировался уникальный фонд, благодаря которому мы сегодня можем узнать об ушедшей Москве чуть больше. Из наиболее значимых отделов Общества стоит выделить Комиссию по сохранению древних памятников, отчеты которой являются своеобразной хроникой сбережения московской старины. Правила деятельности комиссии были утверждены Московским Археологическим Обществом 23 апреля 1890 года. Она избиралась раз в 3 года в составе 12 человек, в основном Комиссия занималась рассмотрением проектов реставрации и перестроек, эти проекты поступали из епархий, городских и губернских ведомств. Заседания проводились каждую неделю, что позволяло быстро решать текущие проблемы. Члены Комиссии составляли подробный отчет об археологической ценности рассматриваемого памятника. Основным детищем работы комиссии стал «Проект закона об охранении памятников старины в России, изданный ИМАО» в 1911 году2. Этот документ устанавливал порядок и устройство организации охранительной деятельности. Он запрещал церковным службам сносить или видоизменять памятники, так же в нём определялось то что является памятником, а что нет и в целом решал наиболее важные проблемы этой сферы. Его отправили на рассмотрение в Госдуму, но, к сожалению, он так и не был утверждён. В скором времени у общества появился свой журнал, который назывался «Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников МАО» заслуга его издания принадлежит архитектору И.П. Машкову. Также в архиве Комиссии стал формироваться уникальный фонд иконографического и справочного материала о памятниках старины России. Работая с фондами архивов было установлено, что только за один год в Витебской губернии общество спасло около 15 пудов дел, имеющих исторический интерес. МАО работало по всему центральному округу, но больший интерес для них представляла, конечно же Москва. Для более детального изучения сохранившихся памятников весь город условно был поделён на округа, к каждому из которых был прикреплён один член Комиссии. Все кураторы были обязаны не только следить за сохранностью памятников старины своего региона, но и составлять списки наиболее ценных объектов. МАО стало первым обществом, в России которое подняло вопрос о вывозе объектов культурного наследия за границу. Так 2 мая 1886 года Прасковья Уварова проинформировала членов о намерениях князя С.М. Голицына продать за границу свое знаменитое собрание и предложила ходатайствовать перед правительством об удержании коллекции в России и запрете продавать частные коллекции за границу. Благодаря этой инициативе голицынское собрание было выкуплено для Эрмитажа. В 1894 году Общество обратилось к правительству с ходатайством «о признании предметов русского светского и религиозного художественного творчества неотчуждаемой национально-государственной собственностью» и запрещении вывоза их за пределы империи под страхом их конфискации в пользу государственных музеев. Из значительных проблем, с которыми МАО пришлось столкнуться в осуществлении своей деятельности стоит выделить, то что они могли вмешиваться в дела лишь тех объектах, что находятся на государственной либо церковной земле. Частная собственной часто оставалась вне их введенья, хотя данные о них тоже фиксировались и фотографировались. Так же много проблем было связано с перестройками, ремонтом церквей, монастырских построек, их интерьеров, так как чаще всего по этим вопросам священнослужители обращались к определениям Синода, а не к постановлениям светской власти. Говоря о значении деятельности МАО стоит отметить, что всего Комиссией было рассмотрено 4186 дел наибольшее число их было по Московским древностям. Именно МАО сохранило от разрушений и перестроек такие уникальные московские памятники, как Китайгородская стена, Сухарева башня, здание палат думного дьяка Аверкия Кириллова, церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках и другие. Деятельность МАО имеет огромное значение для всей Российской системы охраны памятников, до сих пор эта организация весьма интересна как с научной, так и с практической точки зрения. Несмотря на то что им так и не удалось добиться принятия их законодательного проекта, охрана культурного наследия в Российской империи работала исправно. Сумятица революции и гражданской войны прервала работу Московского археологического общества отняв у него возможность влиять на ситуацию в деле охраны памятников- богатейший опыт остался не востребованным. В июне 1923 года оно, было закрыто разделив участь большинства краеведческих организаций и обществ дореволюционной России.
1. Москва в начале XX века: Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль. Книга-альбом / Авт.-сост. А.С. Федотов. — М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 1997. — С. 125.

2. Коллектив авторов. Сохранение памятников церковной старины в России в XVIII- начала XX вв. Сборник документов. - М.: Отечество, 1997. С. 250.

References

1. Galaj Yu.G. Okhrana pamyatnikov stariny kak kul'turno-ehkonomicheskaya mera bezopasnosti Rossii XVIII- nachala XX veka: Monografiya. –N. Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2008. – 278 s.

2. Kollektiv avtorov. Sokhranenie pamyatnikov tserkovnoj stariny v Rossii v XVIII- nachala XX vv. Sbornik dokumentov. - M.: Otechestvo, 1997. - 400 s.

3. Moskva v nachale XX veka: Budni i prazdniki. Moskovskaya starina. Novorusskij stil'. Kniga-al'bom / Avt.-sost. A.S. Fedotov. — M.: Izdatel'stvo ob'edineniya «Mosgorarkhiv», 1997. — 364 s: ill.

4. Formozov A.A. Russkoe obschestvo i okhrana pamyatnikov kul'tury. - 2-e izd., dop.- M.: Sov. Rossiya, 1990. -112 s.

Comments

No posts found

Write a review
Translate