The problem of the formation of the All-Russian civil identity in the North Caucasus
Table of contents
Share
QR
Metrics
The problem of the formation of the All-Russian civil identity in the North Caucasus
Annotation
PII
S241328880018120-6-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Alexandra Ignatova 
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
55-59
Abstract

The article examines the problems of the formation of an all-Russian identity and the manifestation of the civil factor in the North Caucasus. The prerequisites for the emergence of contradictions between ethnic and civil identity are determined. Approaches to the possibility of solving the issue of correlation of Russian and North Caucasian cultural and historical experience are shown.

Keywords
civic identity, the North Caucasus, ethnic identity, the formation of an all-Russian identity
Date of publication
29.12.2021
Number of purchasers
5
Views
405
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Гражданская идентичность представляет собой осознание принадлежности индивида к определенной общности того или иного государства, которая становится единым субъектом деятельности в сознании граждан. Это понятие может включать в себя как осознанное, индивидуальное решение, так и влиянием обстоятельств рождения и жизни. Трудность в формировании консолидированной общности с преобладающей гражданской идентичностью заключается в том, что зачастую в сознании людей преобладает не когнитивный элемент, включающий знание о принадлежности к этой общности, а ценностный, то есть определенное отношение к самому состоянию принадлежности, или же эмоциональный, то есть само желание быть членом этой общности. Кроме того, гражданская идентичность может вступать в конфликт в сознании людей с другими видами идентичности (например, этнической или религиозной). Также можно сказать, что в данном контексте понятие «гражданской идентичности» и понятие «национальная идентичность» имеют общую семантическую коннотацию, если мы рассматриваем нацию как совокупность сограждан.1 Тогда особенно ощущается разрыв в понимании гражданской и этнической идентичности, хотя в России как в многонациональном государстве и нельзя ставить знак равенства между этими понятиями.
1. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. №5-6 (43-44). С. 140-142.
2 Гражданская идентичность направлена на формирование единой целостности граждан как коллективного субъекта деятельности, а не как совокупности разрозненных индивидов. В таких регионах, как Северный Кавказ, где сильны процессы этнополитизации, социальной дифференциации, возможно возникновение очагов межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Это может пошатнуть единство и стать причиной дезинтеграции страны.2 Однако этническая и гражданская идентичность не являются взаимоисключающими понятиями: скорее они взаимодополняют друг друга. Гражданская нация не призвана заменить этническую общность или конкурировать с ней, она, в первую очередь, ориентирована на создание консолидированного, солидарного общества в рамках всех многонациональных регионов Российской Федерации, что является одной из ключевых задач российской национальной политики.3
2. Зорин В.Ю. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: традиционность и новые подходы к укреплению единства многонационального народа России (российской нации) // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. №2 (21). С. 47-48.

3. Дружинин А. Путин заявил, что гражданскую и этническую идентичности в России противопоставлять нельзя // ТАСС. 2021. 30 марта. (Электронный ресурс: Путин заявил, что гражданскую и этническую идентичности в России противопоставлять нельзя (turbopages.org) Дата обращения: 06.04.2021)
3 Существует несколько подходов к понимаю путей взаимодействия России и Северного Кавказа на уровне культурно-исторической и социальной самоидентификации граждан. В первом подходе утверждается невозможность такого соединения, несовместимость идентичностей. Сторонники второго подхода считают, что формирование общероссийской идентичности может оказать губительное влияние на самобытность этических общностей. Третий же подчеркивает, что внутри одного государства (даже полиэтничного) не может существовать множество идентичностей.4
4. Вшивцева Л.Н. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ // Издательство «Грамота». 2013. №3 (29). С. 39-42.
4 На Северном Кавказе в силу таких процессов и явлений, как социально-экономическая нестабильность, острый земельный вопрос, проблема реабилитации репрессированных народов, этническое самосознание более обостренно. Поэтому в этом регионе особенно важной становится задача по формированию у этнических общностей единой общероссийской идентичности с целью большей консолидации общества и гармонизации межнациональных отношений. Процессы на Северном Кавказе сопровождаются политизацией этничности, которые зачастую включают в себя не только мобилизацию этнических чувств, но создание этноисторических мифов. Кавказ представляет собой культурно сложный и отличный регион, что может порождать в сознании людей конфликт идентичностей, этнической и гражданской.
5 Сложность формирования общероссийской идентичности на Северном Кавказе также связана с негативным опытом построения советской идентичности, что еще больше обострилось после распада СССР. В связи с этим происходит новая волна политизации этничности и утверждение этнической составляющей в других сферах общества, что даже может привести к появлению этатизма.5 Этнические неформальные связи доминируют над всеми остальными при формировании отношений.
5. Попова С.В., Попов М.Е. Проблема формирования общероссийской национальной идентичности на Северном Кавказе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. №4 (44). С. 115-120.
6 Усиление этнической идентичности на Северном Кавказе может происходить также из-за того, что построение общероссийской гражданской нации основано на фактическом культурно-историческом и языковом доминировании русского этноса как государствообразующего народа.6 Президент России В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» указывает, что русский народ и русская культура является стержнем многонационального российского государства. Он становится ядром, скрепляющим все остальные народы в одно целое.7 В ходе многовековой исторической традиции сложилось так, что новые народы, которые включались в состав России, не ассимилировались, но интегрировались в коренное население страны. Однако не стоит забывать, что Северный Кавказ не так легко было присоединить, локальные конфликты местных элит и населения с государственной властью регулярно возникали на протяжении относительно длительного периода взаимоотношений региона с Россией. В связи с этим на Северном Кавказе формирование общероссийской гражданской идентичности с русской доминантой может вызвать, если не полное отторжение, то определенную негативную реакцию. Россия должна стать наднациональным образованием, а русификация российской гражданственности в культурно-историческом и языковом аспектах лишь усугубляет отчуждение Северо-Кавказских республик. Тут встает вопрос, насколько сама Россия способна отойти от своей «русскости» для обретения наднациональности, чтобы стать универсальным социокультурным образованием для всех этнических общностей, населяющих страну.
6. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Ст. 68

7. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 марта. (Электронный ресурс: Владимир Путин. Россия: национальный вопрос / Политика / Независимая газета (ng.ru). Дата обращения: 06.04.2021)
7 Для Северного Кавказа характерна устойчивая тенденция по оттоку русского населения из региона. Это связано с усилившейся этнокультурной «национализацией» республик, поэтому русское население чувствует себя там чужим.8 Это только увеличивает культурный разрыв между Северным Кавказом и остальной Россией. Русское население на Кавказе не воспринимается как равноправный сосед, а скорее как гость. Это, в свою очередь, может проявляться не только на уровне восприятия, но и в эмпирически фиксируемых категориях, как доступ к экономическим и политическим ресурсам. Это ведет к тому, что Северо-Кавказский регион в некоторой степени самостоятельно отторгает себя от остальной России и отказывается себя идентифицировать в качестве российского гражданина, а не как представителя конкретной этнической общности.
8. Сущий С.Я. Народы Северного Кавказа и проблема формирования российской гражданской нации // Научная мысль Кавказа. 2012. №3. С.101-107.
8 Опросы показывают, что старшее поколение менее склонно считать себя россиянами (гражданами РФ), чем молодое.9 Это можно объяснить тем, что люди, пережившие распад СССР были вынуждены перестраивать свое самосознание, подстраиваясь под новую реальность. Молодым людям, которые родились уже в России, намного проще идентифицировать себя именно как россиян, потому что они с самого детства воспитывались в рамках российской гражданственности с большим влиянием русской культуры. Однако тут возникает проблема, что, хотя молодежь и считает себя гражданами России, они не ощущают свою причастность к российской социокультурной системе, обладая другими ценностями.10
9. Дзуцев Х.В., Синелина Ю.Ю. Гражданская идентичность населения республик Северо-кавказского Федерального округа Российской Федерации // Theories and Problems of Political Studies. 2014. №1-2. С. 40-56.

10. Иванова С. Ю. Общероссийская идентичность и этническая идентичность: диалектика общего и особенного // Общероссийская и национальная идентичность: материалы международной научно-практической конференции (19-20 апреля 2012 г.) / отв. ред. В. З. Акопян. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2012 С. 68-72.
9 Проблема формирования гражданской идентичности на Северном Кавказе усугубляется неразвитостью гражданских институтов. Для этого региона характерна низкая правовая культур и слабая гражданская активность. Для местных политических элит невыгодно, чтобы население активно вовлекалось в гражданские и политические процессы, что тормозит нациестроительство.
10 Северный Кавказ – это самобытный регион с особой историей и культурой, поэтому там особо остро стоит проблема по сохранению этнических особенностей, а значит и ярко выражена этническая идентичность. Однако это, в свою очередь, может стать причиной не только развития культурного многообразия в России, но и появлению межнациональных конфликтов. Поэтому одной из задач российской национальной политики является формирование общероссийской гражданской идентичности, направленной на консолидацию общества, обеспечение гармоничного единства внутри страны. Чтобы включение этого региона в общероссийский культурно-исторический процесс с русской доминантой не вызывала отторжения у населения, Северный Кавказ должен сохранять свои особенности, но при особом влиянии гражданского фактора на политические и социальные процессы.

References

1. Vodolazhskaya T. Identichnost' grazhdanskaya // Obrazovatel'naya politika. 2010. №5-6 (43-44). S. 140-142.

2. Vshivtseva L.N. Spetsifika formirovaniya rossijskoj tsivilizatsionnoj identichnosti v Severo-Kavkazskom regione // Izdatel'stvo «Gramota». 2013. №3 (29). S. 39-42.

3. Dzutsev Kh.V., Sinelina Yu.Yu. Grazhdanskaya identichnost' naseleniya respublik Severo-kavkazskogo Federal'nogo okruga Rossijskoj Federatsii // Theories and Problems of Political Studies. 2014. №1-2. S. 40-56.

4. Druzhinin A. Putin zayavil, chto grazhdanskuyu i ehtnicheskuyu identichnosti v Rossii protivopostavlyat' nel'zya // TASS. 2021. 30 marta. (Ehlektronnyj resurs: Putin zayavil, chto grazhdanskuyu i ehtnicheskuyu identichnosti v Rossii protivopostavlyat' nel'zya (turbopages.org) Data obrascheniya: 06.04.2021)

5. Zorin V.Yu. Strategiya gosudarstvennoj natsional'noj politiki Rossijskoj Federatsii: traditsionnost' i novye podkhody k ukrepleniyu edinstva mnogonatsional'nogo naroda Rossii (rossijskoj natsii) // Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnoshenij. 2013. №2 (21). S. 47-48.

6. Ivanova S. Yu. Obscherossijskaya identichnost' i ehtnicheskaya identichnost': dialektika obschego i osobennogo // Obscherossijskaya i natsional'naya identichnost': materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (19-20 aprelya 2012 g.) / otv. red. V. Z. Akopyan. Pyatigorsk: Izd-vo PGLU, 2012 S. 68-72.

7. "Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii" (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obscherossijskogo golosovaniya 01.07.2020). St. 68

8. Popova S.V., Popov M.E. Problema formirovaniya obscherossijskoj natsional'noj identichnosti na Severnom Kavkaze // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki. 2016. №4 (44). S. 115-120.

9. Putin V.V. Rossiya: natsional'nyj vopros // Nezavisimaya gazeta. 2012. 23 marta. (Ehlektronnyj resurs: Vladimir Putin. Rossiya: natsional'nyj vopros / Politika / Nezavisimaya gazeta (ng.ru). Data obrascheniya: 06.04.2021)

10. Suschij S.Ya. Narody Severnogo Kavkaza i problema formirovaniya rossijskoj grazhdanskoj natsii // Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2012. №3. S.101-107.

11. Tomareva I.G. Osobennosti grazhdanskoj identichnosti v sovremennoj Rossii // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2016. №1. S. 188-191.

Comments

No posts found

Write a review
Translate