The specifics of the formation of national identity in Russia
Table of contents
Share
Metrics
The specifics of the formation of national identity in Russia
Annotation
PII
S241328880013315-0-1
DOI
10.18254/S241328880013315-0
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Mikhail Belov 
Affiliation: State academic university for humanities
Address: Russian Federation, Moscow, maronovsky lane, 26
Edition
Abstract

The article examines the formation of the all-Russian identity on a civil basis and its relationship with interethnic relations in the Russian Federation. The historical experience of the formation of the all-Russian identity is considered, the characteristics of the ethnic and civil components of the national policy are given, and the latest trends in the transformation of the Russian identity are analyzed.

Keywords
identity, nationality, ethnos, Russian Federation, constituent people, multiculturalism
Received
31.12.2020
Date of publication
31.12.2020
Number of purchasers
8
Views
423
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

Additional services access
Additional services for the article
Additional services for all issues for 2020
1 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ1.
1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс] // constitution.ru URL: >>>> (дата обращения 06.12.20)
2 Ранее данная трактовка в основном законе страны звучало однозначно с позиций этнического мультикультурализма и гарантий малым народам на сохранение их идентичности. Риторика президентов Путина и Медведева также подкрепляли доминирующее понимание российской идентичности как единства в многообразии, априорно подразумевая под многообразием этническую составляющую, поскольку гражданское многообразие в данном случае представляет угрозу для государственной целостности и суверенитета.
3 Многонациональная идентичность в условиях российского федерализма предполагает сохранение данного принципа взаимодействия внутри государства. Учитывая фактор высокой самостоятельности национальных республик, унитарная модель на современном этапе не является реалистичным или целесообразным решением.
4 Однако с внесением изменений в конституцию в результате всенародного голосования 2020 года, в основном законе страны появилась формулировка «государствообразующий народ», де-факто подразумевающая потенциальный переход к унификации общероссийской идентичности на основе русского этноса. Таким образом, мы можем наблюдать задекларированную в главном законном акте государства тенденцию к переходу от стандартной модели единства в полиэтничности к потенциальной унификации и установлению русского этноса в качестве титульной нации.
5 Для более детального исследования феномена российской идентичности, сначала необходимо выделить определения основных терминов в изучаемой теме.
6 Общее определение идентичности связано с осознанием индивидуумом или социальной группой своей уникальности через набор устойчивых характеристик. В контексте данного исследования рассматривается конкретно национальная и народная идентичности, выражающиеся через языковую, культурную и гражданскую гомосоциальность.
7 В современной науке нет чёткого разделения национальной и народной идентичности. В определённых контекстах нация и народ могут являться смысловыми синонимами. Так и в данной работе вышеуказанные термины употребляются в схожем значении.
8 Существует мнение о том, что можно преодолеть данную дилемму, если определять нацию как этнос, имеющий собственную государственность, а народ – как лишённый данного основания. Однако квебекская, шотландская, каталонская и другие нации не имеют своего государства, но из-за наличия достаточных ресурсов к самоопределению себя как нации – являются таковыми2.
2. Малахов В. С. Вообразить «народ». [Электронный ресурс] // «Отечественные записки» — журнал URL: >>>> (дата обращения 06.12.20) 
9 В свою очередь, в современной науке национальная идентичность подразделяется на этническую и гражданскую.
10 Этническая логично связана с этническим происхождением индивидов и их культурной принадлежностью, через которую происходит разделение на «свои-чужие». Гражданская идентичность определяется через отношение к политической общности индивидов и их солидарности, как граждан одного государства. Соответственно данный вид идентичности имеет надэтнический характер
11 Далее рассмотрим исторический контекст и факторы формирования российской идентичности.
12 В дореволюционный период была сформирована так называемая "старая историческая общность людей". В основе данного культурного комплекса лежат русская культура и русский язык, православно-христианская религиозная традиция, обогащенные культурными и религиозными компонентами других российских народов3.
3. Тишков В. А. Российская нация и российские национальности. [Электронный ресурс] // ValeryTishkov.ru. URL: >>>> (дата обращения 06.12.20)
13 Важным фактором формирования общероссийской идентичности в монархический период российского государства является появившийся фактор мультиэтничности. Разумеется, нет фактических примеров существования полностью моноэтнических государств, однако период русской экспансии нынешних территорий Урала и Сибири породил сосуществования в границах одной страны множество самобытных народов с сильной этнической идентичностью. В разное время национальная политика лавировала между попытками унификации, выражаемой в насильственной русификации и христианизации, и политикой мультиэтничности. Стоит отметить что последнее было наиболее плодотворно воспринято в долгосрочной перспективе, в результате чего ценности мультиэтничности оказались более актуальными, чем концепция русского этноса как титульной нации.
14 Советский период также оказал значительное влияние на формирование общегосударственной идентичности, но используя при этом совершенно иные подходы и отличный проект идентичности.
15 Если в дореволюционном обществе религия и «русскость» являлись объединяющими факторами, то в советскую эпоху, институт православной церкви и идея государствообразующей роли русского народа были исключены из национальной политики.
16 В качестве замены, советский эксперимент утвердил проект советского человека, как конструкт общесоюзной идентичности.
17 Данное решение нельзя назвать в полной мере эффективным, поскольку советской властью продолжалась поддержка национальных меньшинств, что противоречит уравнительной сути новой общности. Тем не менее, к позитивным сторонам данного проекта стоит отнести формирование идентичности впервые не на этнической основе, а на гражданском базисе4.
4. >>>>>>>> Слово о новой русской идентичности. [Электронный ресурс] // Электронный архив социогуманитарных знаний.  URL: >>>> (дата обращения 06.12.20)
18 В результате, современная Россия имеет такие факторы собственной идентичности, как высокая роль русского языка и культуры, значительная культурная автономия национальных меньшинств и опыт создания общероссийской гражданской идентичности.
19 После парада суверенитетов и распада СССР, российская идентичность получила новую тенденцию своего развития в изменившихся условиях и границах.
20 Для большинства стран постсоветского пространства свойственно существование титульной нации, которая включает в себя правящую элиту и подвергает дискриминации национальные меньшинства. Таким образом, внутри государства происходит этнический конфликт между двумя группами населения. Важный момент заключается в том, что национальные меньшинства не всегда фактически являются таковыми, поскольку в ряде случаев представлены половиной или одной третью от общего населения страны. С точки зрения международного права и политической традиции, отношение к национальным меньшинствам также является не правомерным.
21 В Российской Федерации, в оппозицию остальным странам постсоветского пространства, сложился иной подход к национальной политике, не основанный на власти титульной нации и ущемлении прав остальных народов. В основном законе страны исключалась такая возможность, так как носителем суверенитета объявлялся весь многонациональный народ России. Исходя из формулировки, использованной в Конституции РФ, можно констатировать формирование гражданской общности на надэтнической основе. В выступлениях президента Путина этот тезис также отчётливо прослеживается: "история и Всевышний распорядились так, что на нашей огромной территории проживают представители многих этносов, религий и культур, но мы все – один народ, одна нация".
22 Приоритет гражданской идентичности оправдан этногеографическими и культурными условиями Российской Федерации. Любая политика, направленная на унификацию и формирование единой этнической идентичности, ожидаемо встретит противодействие со стороны национальных республик и автономий, прогнозируемо ведущее не только к кризису общенациональной идеи сосуществования в границах России, но и к открытому конфликту между федеративным центром и национальными образованиями. Подтверждением последнему тезису в истории современной России может послужить пример чеченских войн, однако в данный момент российская государственность достаточно устойчива чтобы справляться с вызовами национальной безопасности подобного рода.
23 В этом контексте крайне неоднозначно рассматривается внесение поправки в 38 статью конституции, подразумевающей русский народ в качестве государствообразующего5. Реакция лидеров мнений, выражающих интересы национальных меньшинств Российской Федерации априорно была негативной. По выражению одного из них: «С введением понятия «государствообразующая нация» меняется принцип работы государства – это уже не союз самостоятельных образований, а национальность, вокруг которой собрались регионы»6.
5. Полный текст поправок в Конституцию: что меняется? [Электронный ресурс] // duma.gov.ru. URL: >>>> (дата обращения 06.12.20)

6. Поправка о государствообразующем народе поставила под вопрос принцип федерализма [Электронный ресурс] // Кавказский Узел. URL: >>>> (дата обращения 06.12.20)
24 Реформа образования, переводящая преподавание на языке национальных меньшинств в разряд необязательных предметов, также в этом плане вносит дестабилизирующие настроения в конструктивный диалог федеративного центра и этнических районов.
25 Не существует объективных предпосылок к смене директивы от становления гражданской идентичности с сохранением этнического многообразия к развитию идеи титульной нации. Таким образом, курс на русскую унификацию в Российской Федерации нельзя прогнозировать в ближайшем будущем. Изменения, по типу «русской» поправки в конституцию или отмены обязательного преподавания на национальных языках представляют собой меры политики, не направленные на коренное изменение национальной политики и формирование новой русской идентичности.
26 Проект же общероссийской гражданской идентичности имеет в сравнении со своим аналогом больший потенциал для своего развития, а также в условиях российского федерализма может быть более эффективен, чем сценарий унификации. В числе положительных сторон надэтнической идентичности: сохранение и повышение качества конструктивного взаимодействия федеративного центра и национальных субъектов, развитие культур и многообразия народов, гарантирование сохранения идентичности малых народов России, более активное развитие гражданского самосознания и общероссийской солидарности.

References

1. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii. [Ehlektronnyj resurs] // constitution.ru URL: http://www.constitution.ru/ (data obrascheniya 06.12.20)

2. Malakhov V. S. Voobrazit' «narod». [Ehlektronnyj resurs] // «Otechestvennye zapiski» — zhurnal URL: https://strana-oz.ru/2012/2/voobrazit-narod (data obrascheniya 06.12.20)

3. Tishkov V. A. Rossijskaya natsiya i rossijskie natsional'nosti. [Ehlektronnyj resurs] // ValeryTishkov.ru. URL: http://valerytishkov.ru/engine/documents/document1257.pdf (data obrascheniya 06.12.20)

4. Belov M. V., Karasev D. R. Slovo o novoj russkoj identichnosti. [Ehlektronnyj resurs] // Ehlektronnyj arkhiv sotsiogumanitarnykh znanij. URL: https://arxiv.gaugn.ru/s241328880008016-1-1/ (data obrascheniya 06.12.20)

5. Polnyj tekst popravok v Konstitutsiyu: chto menyaetsya? [Ehlektronnyj resurs] // duma.gov.ru. URL: http://duma.gov.ru/news/48045/ (data obrascheniya 06.12.20)

6. Popravka o gosudarstvoobrazuyuschem narode postavila pod vopros printsip federalizma [Ehlektronnyj resurs] // Kavkazskij Uzel. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/346997/ (data obrascheniya 06.12.20)

Comments

No posts found

Write a review
Translate