The national policy of the Communist Party of China in relation to small Nations in the context of the development of the concept of the dream of the great revival of the Chinese nation
Table of contents
Share
Metrics
The national policy of the Communist Party of China in relation to small Nations in the context of the development of the concept of the dream of the great revival of the Chinese nation
Annotation
PII
S241328880013314-9-1
DOI
10.18254/S241328880013314-9
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Nikolay Shestakov 
Affiliation: State academic university for humanities
Address: Russian Federation, Moscow, Maronovsky lane, 26
Edition
Abstract

This article shows the ongoing policy of the Communist party of China in relation to small nationalities living in China. The article gives a few examples within the social domestic policy of the Chinese government in the Autonomous regions and shows how much minorities are integrated into the ongoing process of revival of the Chinese nation.

Keywords
China, national minorities, CCP policy, peoples, people's Republic of China, revival of the Chinese nation
Received
31.12.2020
Date of publication
31.12.2020
Number of purchasers
6
Views
218
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

1 КНР всегда славилась своим полиэтническим составом. Многонациональность является одной из отличительных черт Китая, начиная с древних времен. На данный момент в Китае проживает 56 национальностей, большинство которых, составляют ханьцы (этнические китайцы), а именно 91%, остальные 9% - нацменьшинства. Формирование и заселение различных этносов началось еще в эпоху Чжоу (1122 - 249 годы до н. э.). Чжоу отличились объединением множества народов, и благодаря этому им удалось свергнуть моноэтническую династию Шан (1766 - 1122 годы до н. э.). По мнению отечественных исследователей Дмитриева С. В. и Кузьмина С. Л., чжоусцам удалось впервые создать мульти-этническое государство.1 Далее в истории появится термин “котел народов”, который подразумевает ассимиляцию любых народностей и превращение всех в один народ. Данный феномен вошел в обиход благодаря нациообразующей династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.). С этого момента Китай начинает “поглощать и растворять” нации. Эта особенность Китая как империи уникальна. Вышеуказанные ученые пытались наложить древнеримский культурный концепт на Китай. Они выяснили, что это невозможно, так как римляне ограничивались отношениями империи и варвара, который должен стать в будущем вассалом, а китайцы предполагали, что в будущем соседи-варвары тоже станут китайцами. Данная китайская концепция прослеживается издревле вплоть до наших дней. Но важно отметить, что она уживается с великоханьским шовинизмом и концепцией “Китай и варвары четырех сторон света”. Впоследствии в Китае будут править монгольская династия Юань (1368 - 1644 гг н. э.) и маньчжурская династия Цин (1644 - 1911 гг н. э.), которые также попадут в жернова китайского этноса.
1. Дмитриев С. В., Кузьмин С. Л. Что такое Китай? Срединное государство в историческом мифе и реальной политике. Восток (Oriens), 2012, №3. 6 с.
2 С 2012 года в Китае появился социально-политический курс “Китайская мечта о великом возрождении китайской нации”. Первые упоминания о данной стратегии появились еще в речи председателя КНР Си Цзиньпина в 2012 году, а реализация курса началась в 2013 году. Суть концепции не нова, о возрождении Китая говорили многие политики еще со времен Опиумных войн (1839 – 1860 гг), когда Китай попал под колониальные сапоги западных империй. Идея несла в себе реализацию полномасштабного и всестороннего улучшения и развития Китая во всех сферах и областях. Малые народности тоже входили в этот план в концепции объединения всей страны и создания единого государства, хотя не все народы Китая позиционируют себя как китайцы. Те же самые тайваньцы считают себя больше китайцами, чем жители Тибета или Внутренней Монголии.2 Но КПК (Коммунистическая Партия Китая) в рамках этой инициативы старается “объединить народ”, где объединение можно понимать в коннотации “смешение”. Джырки Каллио, старший научный сотрудник финского института международных отношений, опирается на исследования китайского ученого Шэнь Гуйпина из Чжунгуаньского социального института, где речь идет о культурах разных народов Китая.3 Исследователи утверждают, что многие культуры народов Китая находятся на разных уровнях развития, и часть из них, такие как тибетская или уйгурская, были изолированы долгое время. И Китай должен объединить культуры разных национальностей, китайскую традиционную культуру и современную культуру. Можно предположить, что из-за массовости и размера основной китайской культуры, остальные просто войдут в общее русло и исчезнут, тем самым правительство унифицирует единую культуру по всей стране. Национальные меньшинства стараются бороться с этим всевозможными методами и несколько примеров будут рассмотрены ниже.
2. Грузинов И. И. Понятие “китайская нация” в концепции “китайской мечты”. Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. т. 15, Вып. 1, 2017. С 5.

3. Jyrki Kallio The sinification of China. How the minorities are being merged into one nation. FIIA Briefing paper. №260, 2019. 5 с.
3 Если мы будем обращаться к легитимным документам, издаваемым КПК по отношению к малым народностям, таким как конституция (2018 года) и постановление “О политике и практике к малым народностям Китая ” (1999 года), то там все стройно прописано. В постановлении же мы имеем 5 глав с протекционистскими тезисами: единое многонациональное государство, отстаивание этнического равенства и единства, реализация системы этнической и региональной автономии, стимулирование общего развития народов, защита и развитие культуры малых народов (统一的多民族国家, 坚持民族平等团结, 实行民族区域自治制度, 促进各民族共同发展, 保护和发展少数民族文化). Заголовки соответствуют содержанию, а наполнение изобилирует общими тезисами.4 В отношении конституции все немного точнее. Нацменьшинства фигурируют в статьях №4, №59, №112-№122 и №139. В основном там говорится, что все нацменьшинства должны иметь соответствующее число представителей в ВСНП (Всекитайское собрание народных представителей), что они участвуют в системе власти по месту проживания, имеют право на свою автономию, письменность, религию, другие вещи, а государство оказывает им всяческую помощь.5 КПК проводит такую политику почти с самого начала своего образования – с 1949 года. КПК предоставляет неханьским народам специальные права и привилегии: первостепенный наем на работу, послабления в получении высшего образования, определенные исключения из ограничений планирования семьи и другие блага.6 Теперь немного подробнее рассмотрим статью №4 конституции КНР, где говорится, что “каждая национальность пользуется свободой использования и развития своего языка и письменности” (各民族都有使用和发展自己的语言文字的自由).7 А теперь рассмотрим несколько инцидентов. В сентябре этого года начались массовые протесты против прекращения занятий на монгольском языке.8 Правительство предлагало по 1000 юаней за распознавание лиц протестующих и вводило войска. Очевидно, не все конституционные принципы соблюдаются. Еще интересны другие два случая. Первый произошел в Куньмине в 2014 году, когда 1 марта группа людей в черном устроила резню на одной из ж/д станций, по итогу 33 человека погибли и 140 получили ранения.9 Си Цзиньпин сразу принял антитррористические меры, а резня, скорее всего, была осуществлена на религиозной почве уйгурскими террористами. Местные силовики утверждали, что в 2012 году произошло еще около 190 терактов в провинции Юньнань. Локальный религиозный терроризм смешивается с уйгурами и исламом, что в конечном счете портит статус уйгурского народа в глазах общественности и власти. После данного инцидента жителям нацменьшинств провинции Юньнань ограничили ряд привилегий. Третий случай произошел в 2018 году, когда Гей Макдугалл, член Комитета ООН, раскрыла информацию о человеческих жертвах в СУАР (Синьцзян-Уйгурском Автономном Регионе).10 По ее словам, имена детей меняют на китайские, все религиозные предметы передаются правительству, студентам запрещают соблюдать Рамадан, а экстремистов отправляют в “исправительные лагеря”. Тогда предполагалось, что правительство рассчитывает, что к 2020 году менее 10% уйгурских школьников будут обучаться на национальном языке. В данном случае, КПК противоречит своей же конституции. В Тибете также сильны антиправительственные настроения и нежелание позиционировать себя как часть Китая. Все эти моменты мешают и тормозят процесс возрождения китайской нации, а правительство всеми правдами и неправдами старается сгладить ситуацию.
4. О политике и практике к малым народностям Китая (中国的少数民族政策及其实践) // Постановление правительства Китая от сентября 1999 года. URL: >>>> (дата обращения 02.11.2020)

5. Конституция Китайской Народной Республики (中华人民共和国宪法) [Электронный ресурс] // URL: >>>> (дата обращения 02.11.2020)

6. James Leibold. Ethnic policy in China: Is reform inevitable? Police studies, the East-West Center ,68, 2013. 7 с.

7. Конституция Китайской Народной Республики (中华人民共和国宪法), статья №4 [Электронный ресурс] // URL: >>>> (дата обращения 02.11.2020)

8. Миклашевская А. Жители севера Китая протестуют против исключения монгольского языка из учебных заведений, 01.09.2020 [Электронный ресурс] // Газета “Коммерсантъ” URL: >>>> (дата обращения 02.11.2020)

9. James Leibold. The China dream runs into ethnic reality, 18.03.2014 [Электронный ресурс] // La Trobe University URL: https://www.latrobe.edu.au/news/articles/2014/opinion/the-china-dream-runs-into-ethnic-reality (дата обращения 02.11.2020)

10. Nicholas Bequelin. The Dark Side of the China Dream: Erasing Ethnic Identity [Электронный ресурс] // The CCP wants to forge a strong nation by ruthlessly eliminating differences of culture, religion and ethnicity URL: https://thediplomat.com/2018/08/the-dark-side-of-the-china-dream-erasing-ethnic-identity/ (дата обращения 02.11.2020)
4 В настоящее время внутри Китая все также имеются очаги конфликта и разногласий, а в последнее время в новостях и СМИ, которые освещают Китай и его внутреннюю политику все реже встречается информация о каких-либо стычках, происшествиях и митингах внутри страны, что может говорить о том, что политика по отношению к национальным меньшинствам лишь ужесточается. Несмотря на все трудности и сложности КПК на бумагах успешно реализует все свои планы, недавно был предоставлен отчет об успешном завершении 13-ой пятилетки и намечен вектор 14-ой, была принята очередная “Белая книга” и заключено торгово-экономическое партнерство ВРЭП со странами региона. Посему можно казать, что национальный вопрос не первой важности для правительства Китая.
5 Смотря на риторику КПК по отношению к малым народностям, выделяется несколько тенденций, которые характерны для отношения власти к нацменьшинствам в контексте великого возрождения китайской нации. КПК проводит политику “кнута и пряника” (складывается неформальная система наказаний и поощрений по отношению к малым народностям, что было проиллюстрировано на примерах выше), то есть правительство хочет навязать свои правила игры автономиям. Также выделяется попытка “перемешать всех со всеми”, использование древней чжоуской стратагемы актуально по сей день, а также это очень удобно вписывается в рамки сплочения единой нации, “переварив” нацменьшинства в “китайском котле” сразу улетучатся вопросы сепаратизма районов, где сильны антикитайские настроения. Тишина новостных СМИ заставляет задуматься о возможном ужесточении политики китайского правительства по отношению к малым народностям. На данный момент остается лишь надеяться, что проживающие на территории Китая нацменьшинства сохранят свою культурную идентичность, самобытность и наследие.

References

1. Dmitriev S. V., Kuz'min S. L. Chto takoe Kitaj? Sredinnoe gosudarstvo v istoricheskom mife i real'noj politike. Vostok (Oriens), 2012, №3. 6 s.

2. Gruzinov I. I. Ponyatie “kitajskaya natsiya” v kontseptsii “kitajskoj mechty”. Ehlektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya. t. 15, Vyp. 1, 2017. 5. c.

3. Jyrki Kallio. The sinification of China. How the minorities are being merged into one nation. FIIA Briefing paper. №260, 2019. 5 s.

4. O politike i praktike k malym narodnostyam Kitaya (?????????????) [Ehlektronnyj resurs] // Postanovlenie pravitel'stva Kitaya ot sentyabrya 1999 goda. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2005-05/26/content_1131.htm (data obrascheniya 02.11.2020)

5. Konstitutsiya Kitajskoj Narodnoj Respubliki (?????????) [Ehlektronnyj resurs] // URL: https://chinalaw.center/china_constitution/china_constitution_revised_2018_chinese/ (data obrascheniya 02.11.2020)

6. James Leibold. Ethnic policy in China: Is reform inevitable? Police studies, the East-West Center ,68, 2013. 7 s.

7. Miklashevskaya A. Zhiteli severa Kitaya protestuyut protiv isklyucheniya mongol'skogo yazyka iz uchebnykh zavedenij, 01.09.2020 [Ehlektronnyj resurs] // Gazeta “Kommersant'” URL: https://www.kommersant.ru/doc/4475311 (data obrascheniya 02.11.2020)

8. James Leibold. The China dream runs into ethnic reality, 18.03.2014 [Ehlektronnyj resurs] // La Trobe University URL: https://www.latrobe.edu.au/news/articles/2014/opinion/the-china-dream-runs-into-ethnic-reality (data obrascheniya 02.11.2020)

9. Nicholas Bequelin. The Dark Side of the China Dream: Erasing Ethnic Identity [Ehlektronnyj resurs] // The CCP wants to forge a strong nation by ruthlessly eliminating differences of culture, religion and ethnicity URL: https://thediplomat.com/2018/08/the-dark-side-of-the-china-dream-erasing-ethnic-identity/ (data obrascheniya 02.11.2020)