Russian civilization: the problem of definition and specifics of development
Table of contents
Share
Metrics
Russian civilization: the problem of definition and specifics of development
Annotation
PII
S241328880013303-7-1
DOI
10.18254/S241328880013303-7
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Anastasia Bedenkova 
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Leninskie Gory 1
Edition
Abstract

This article is devoted to the analysis of Russian civilization as an independent phenomenon. The article considers its key features, including statism, the role of the Church, the institution of the family, internal polarization and ethno-cultural diversity, as well as binary character, which is due to the combination of features of Western and Eastern cultures. The conclusion is made about the need to continue the policy aimed at developing self-awareness and self-knowledge of the Russian people.

Keywords
civilization, Russian civilization, civilizational identification, Russian civilizational code, basic values, civilization-state
Received
31.12.2020
Date of publication
31.12.2020
Number of purchasers
6
Views
296
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Вопрос цивилизационной модели развития для России не является новым. Дилемма между западным и самобытным путями зародилась в нашей стране еще в начале XIX века, когда на российской почве возникли две идеологии: либеральная, предлагавшая заимствовать и следовать западной модели развития и консервативная или же охранительная, которая видела путь процветания страны в сохранении и развитии своих особенностей. В дальнейшем споры только развивались, их перенимали новые течения, как западники и славянофилы. Точка в данном вопросе была поставлена реформами Александра II, который предполагал гармоничное развитие России как части западной цивилизации. Казалось, что вопрос выбора цивилизационного пути закрыт, однако, как показала история, это был ошибочный вывод.
2 В настоящее время проблема определения сущности российской цивилизации является объектом многочисленных научных исследований различных направлений. Одной из главных сторон данной проблемы является определение соотношения российской цивилизации как с евро-атлантической, так и с азиатской цивилизациями. С давних пор многими исследователями была обозначена тенденция на определение России как части западной цивилизации, но с явным отставанием в развитии и освоении принципиальных базисов данной культуры. Эта направленность характеризуется навязыванием России комплекса цивилизационной неполноценности, отсталости, необходимости постоянно догонять «более развитые» страны. Все попытки стать частью Запада и перенять этот цивилизационный код всегда приносили массу разрушительных последствий. Все это влияло на российский народ в негативном ключе, затрудняя и осложняя процесс цивилизационной идентификации и определения своей идентичности.
3

С 2000 года в России был взят курс на определения своего самобытного пути, развитие самосознания и самопознания российского народа.1 Однако в науке до сих пор вопрос о российской цивилизации является неразрешенным. Вновь возродились два лагеря по типу западников и славянофилов в XIX веке, которые придерживаются диаметрально противоположных точек зрения. Одни считают, что российской цивилизации как отдельной не существует, для них Россия – часть западного мира, которая отстает в развитии от передовых стран данной цивилизации.2 Сторонники данной позиции считают, что в ближайшем будущем Россия полностью вольется в западную цивилизацию.3

1. Никонов В.А. Российская цивилизация. М.: Просвещение, 2020. С. 256.

2. Семенникова Л.И. Цивилизационные парадигмы в истории России // Общественные науки и современность. №6. 1996. С. 44-57.

3. Межуев В.М. Есть ли у России своей «цивилизационный код» и в чем он может заключаться // Вопросы философии. 2018. № 7. С. 39.
4 Противоположный лагерь по-иному представляет себе Россию. Исследователи данного направления считают, что Россия – уникальная и самобытная страна, которая имеет свой «цивилизационный код».4 Среди особенностей российский цивилизации обычно выделяют значительную роль государства, РПЦ, института семьи, бинарность, обусловленную соединением черт Востока и Запада, внутреннюю поляризованность культуры, уникальный этнокультурный потенциал и многовековые традиции народов страны.
4. Бродель Ф. Грамматика цивилизации. М.: Весь МИР, 2008. С. 552.
5 Огромная роль государства и некий пиетет к правителям сложился в России в ходе ее истории, сопровождающейся множеством неожиданных и судьбоносных событий, когда целостность страны и внутренний порядок мог быть сохранен лишь сильным государем. Во все времена люди надеялись на мудрого и справедливого правителя, который решит насущные проблемы и создаст благоприятные условия для жизни. Народ всегда верил, что именно это лицо, будь это царь или президент, всегда знает «как» и «что» нужно делать в данный момент для всеобщего процветания. В настоящее время данную черту российской цивилизации принято называть персонификацией власти.
6 Церковь также является частью цивилизационного кода России.5 С момента крещения Руси церковь начинает постепенно усиливать свои позиции, находит свое место в обществе. Долгие столетия симфония властей являлась основой российской государственности. До сих пор сохраняется весомая роль деятельности РПЦ в решении социальных проблем и поддержания духовного состояния россиян. Именно церковь в XXI веке остается культурным и моральным оплотом для большинства населения нашей страны.
5. Щипков А.В. Понятие «код» в рамках современного цивилизационного подхода // Вопросы философии. 2018. № 7. С. 28-34.
7 Таким же многовековым и весьма значительным институтом в России является институт семьи. Именно эта ячейка общества способствует первоначальной социализации и идентификации индивида, что в дальнейшем складывается в самоопределение целой нации. В настоящее время традиционная семья находится под охраной церкви и государства, так как этот институт претерпевает не самые лучшие времена своей модификации под влиянием западных тенденций.
8 Бинарность связана с серединным положением России между Европой и Азией, которое особо выделял Н.Я. Данилевский.6 Это геополитическое положение способствует тому, что Россия успешно сочетает в себе как черты Запада, так и черты Востока. Такое соседство культур обуславливает сложный и во многом противоречивый характер формирования российской идентичности и цивилизационной модели.7 Но также данная черта определяет гибкость и толерантность российской цивилизации.
6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Институт русской цивилизации, 2008. С. 463.

7. Пантин В.И. Национально-цивилизационная идентичность: специфика России // Политическая экспертиза. 2011. № 2. С. 42-51.
9 Внутренняя поляризованность связана прежде всего с многообразием народов, проживающих на территории России. Все они имеют свои традиции и уникальные черты, которые являются неотъемлемой частью российской цивилизации. Являясь полиэтничной и поликонфессиональной страной, Россия предоставляет широкие возможности всем существующим культурам не только мирно существовать и развиваться, но и органически встраиваться в российскую цивилизацию.
10 Следует отметить, что все выше названные черты российской цивилизации не оторваны друг от друга, а гармонично сосуществуют и сотрудничают. Ярким примером тому является совместная работа власти и церкви для решения важных социальных проблем общества, а также для поддержания нравственно-духовного развития. Их совместные усилия направлены на поддержания института семьи.
11 Необходимо понимать, что определение российской цивилизации как самостоятельной не является случайным и новым. Данный тезис был сформулирован уже в конце XIX – начале XX веков и с тех пор неоднократно подтверждался. Такие ученые как Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет, С. Хангтингтон и другие не только признавали российскую цивилизацию как отдельный и самостоятельный тип, но и отмечали ее огромный потенциал роста, который необходимо развивать.
12 На протяжении долгого времени Россия пытается следовать этому завету и ищет выход из цивилизационного тупика, который был ей навязан внешними миром.8 Российская цивилизация имеет свои собственные специфические и системные черты, которые обуславливают ее темпы развития, а также придают ей полноту и завершенность. По своей сути она является мозаичной, где каждый элемент имеет свою динамику, свои особенности, которые гармонично вписываются в общую картину и делают Россию уникальной.
8. Путин В.В. Выступление на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. [Электронный ресурс]. - URL: >>>> ru/events/president/news/49733 (дата обращения 01.11.2020)
13 Главная цель для России – это не копировать Запад, а стать равным партнёром, используя весь свой социокультурный потенциал и исторически сложившиеся особенности. В настоящее время эта задача является одной из приоритетных для России, но следует понимать, что на данный момент этот процесс имеет определенные ограничения.9 Во-первых, после распада СССР обозначился кризис цивилизационной идентичности.10 Сотни народов потеряли не только великую державу, но и свое место в этом мире. Поиск верного пути развития в начале сопровождался духовным упадок и метаниями, которые только дезориентировали народы. Во-вторых, выработать новую парадигму общественного развития крайне непросто из-за сильного влияния процессов глобализации, стирающих большинство границ и различий между цивилизациями.
9. Там же. С. 46.

10. Никонов В.А. Российская цивилизация. М.: Просвещение, 2020. С. 256.
14 Развитие политики, нацеленной на самосознание и самопознания российского народа на данном этапе является крайне важным и имеет особое значение, так как именно это направление влияет на геополитическое положение страны, сохранение ее суверенитета, социокультурной и цивилизационной идентичности.11 От результатов выбора развития цивилизационного пути зависят геополитические позиции России в мире: будет ли она выступать за многополярность или же поддастся европоцентризму, станет активным субъектом в международных отношениях или займет позицию объекта.
11. Путин В.В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. С. 128.

References

1. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Весь Мир, 2008. С.552

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Институт русской цивилизации, 2008. С.463

3. Никонов В.А. Российская цивилизация. М.: Просвещение, 2020. 256 С.

4. Путин В. В. Россия сосредоточивается. Ориентиры. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. С.128

5. Межуев В.М. Есть ли у России свой «цивилизационный код» и в чём он может заключаться // Вопр. философии. 2018. № 7. С.39

6. Пантин В.И. Национально-цивилизационная идентичность: специфика России // Политическая экспертиза. 2011. № 2. С.42-51

7. Семенникова Л.И. Цивилизационные парадигмы в истории России // Общественные науки и современность. 1996. №6. С.44-57

8. Щипков А.В. Понятие «код» в рамках современного цивилизационного подхода // Вопросы философии. 2018. № 7. С.28-34.

9. Путин В.В. Выступление на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. [Электронный ресурс] // Администрация Президента России / URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49733 (дата обращения 01.11.2020)