Socio-cultural changes in Japan after the Second world war
Table of contents
Share
Metrics
Socio-cultural changes in Japan after the Second world war
Annotation
PII
S241328880013296-9-1
DOI
10.18254/S241328880013296-9
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Nikita Zorin 
Affiliation: Moscow State Pedagogical University
Address: Russian Federation,
Edition
Abstract

The article reveals the consequences of introducing the priorities and values of the Western world into the public consciousness of Japan, which became possible due to the occupation of the state by US troops after the end of World War II. The author comes to the conclusion that the introduction of ideas based on individualism has seriously changed the mentality of the Japanese, which affected the emergence of new social ideals and launched the process of evolution of the traditional social structure of Japan.

Keywords
Japan, social structure, mentality, traditional society.
Received
31.12.2020
Date of publication
31.12.2020
Number of purchasers
8
Views
396
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

Additional services access
Additional services for the article
Additional services for all issues for 2020
1 2 сентября 1945 г. на борту линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японской империи. Крах системы и последующая оккупация государства армией США повлекли за собой коренные социокультурные сдвиги.
2 Цель данной работы заключается в выявлении изменений в традиционном японском обществе, произошедших результате американского влияния. Стоит отметить, что японцам свойственно воспринимать зарубежный опыт через призму национального самосознания и сохранять традиции прошлого. Формирование новой ментальности, сыгравшей не последнюю роль в образовании современной Японии, таким образом, стало результатом синтеза западных тенденций, основанных на индивидуализме и модернизме и установившихся традиций, некоей культурной матрице, глубоко укоренившейся в японском обществе. Основой довоенного японского социума являлись представления о преобладании коллективного блага над личным, неизменности семейных и межпоколенческих отношений, незыблемости буддийских и синтоистских норм морали (при всем синкретизме верований в Японии). Характерной чертой социальных связей японцев было обостренное чувство принадлежности к определенной группе (семье, месту работы и т.д.)1. Эти социальные кластеры (бацу - клан) представляли собой замкнутый круг лиц, в котором формировались свои традиции, обычаи и правила. Наиболее очевидным примером подобного рода отношений являлись дзайбацу и хонкэ.
1. Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. Японское общество: книга перемен. — М., Институт востоковедения РАН, 1999, С.116
3 Дзайбацу (денежный клан), как специфическая форма монополии, утвердилась в японской экономике в конце XIX в. Эта конгломерат, во главе которого стояла зажиточная семья, определял всю систему общественно-производственных отношений.
4 Другой структурной основой общества являлась семья (институт иэ). Традиционная семья в довоенной Японии – это единый организм. действующий в физической, психологической и нравственной взаимосвязи. Она регулировала все вопросы домашнего быта, включая вопросы собственности (она принадлежала всей семье), и наследования. Обычно собственность передавалась старшему сыну, который был продолжателем всего рода или клана. Наследники второй очереди либо уезжали работать в город, либо образовывали бункэ – боковые семьи, которые подчинялись главной – хонкэ. Как правило, иэ существовала за счёт занятия определённым видом деятельности, в которой участвовали все члены семьи. Это был старый патриархальный институт с вертикальной связью, где полноправным хозяином был муж (отец). Даже в период возникновения отходничества на раннем этапе развития капитализма, отходники не стремились к полной самостоятельности и «поддерживали отношения с семьей»2.
2. Японский феномен. М. — РИО Института Востоковедения РАН. 1996 г. С. 49
5 Не менее устойчивым было представление японцев о ролевом распределении внутри семьи. Так, место женщин определялась как «три подчинения»: молодые женщины подчиняются своим отцам; замужние женщины - своим мужьям, а пожилые женщины - своим сыновьям. Основным занятием женщин была работа по дому (сохранение семейного очага). Мужчины - «добытчики» обеспечивали материальное благосостояние семьи.
6 Еще одной нормой взаимоотношений считалось «sansedai kazoku» (домашнее хозяйство трех поколений), что означало семью, где супружеская пара заботится и о своих детях, и о своих родителях3. Деятельность американской оккупационной администрации, помимо общей тенденции к вестернизации Японии, была направлена на разрушение ее клановости и корпоративной замкнутости, укрепление в сознании общества идеи индивидуализма. В частности, законами 1947-48 гг. о роспуске дзайбацу и запрете картелей и холдингов были подорваны материальные основы, а законами об образовании, семье и труде - коллективистские нормы общественных отношений.
3. Oi, Mariko .Who will look after Japan's elderly?"(16.03.2015) // Новостной портал BBC.com // >>>> [Электронный ресурс]. (дата обращения: 3.02.2016)
7 Вынужденная рефлексировать в новых исторических обстоятельствах, Япония, предложила собственный проект. Вместо дзайбацу в структуре экономики появились кейрецу (система, ряд). Главное отличие коренилось в смене вертикальной власти горизонтальным партнёрством. Неизменной чертой кейрецу стало увеличение доли сарариман в производственной структуре корпораций. Термин «сарариман» («белый воротничок») появился в 1930-х гг. и означал работников крупной фирмы или административных органов4.
4. Vogel, E: Japan’s New Middle Class, 2nd ed. University of California Press, 1963. С.5
8 С ростом экономики и укрупнением корпораций возникает уникальное явление – пожизненный найм. Эта система основывалась на традиционных идеях – группизме, патернализме (контроль старших над младшими), и поэтому воспринимались японцами как разумная и верная. Ее влияние на общество точно охарактеризовала И.П. Лебедева: эта система «стала основой, на которой и вокруг которой формировались система ценностей и образ жизни нескольких послевоенных поколений японцев»5. Здесь уместно отметить, что слово «пожизненный» означало работу вплоть до предельного возраста (тэйнэн). Условия договора предполагали «согласие на продолжительный рабочий день и сверхурочные работы, на участие в нерабочее время и на безвозмездной основе в разного рода рационализаторских кружках, на укороченный отпуск, на перевод в другой город в процессе ротации и т.д.»6. Именно эти работники, жизнь которых крутится вокруг работы, сформировали средний класс - сарариман.
5. Лебедева И.П. Идеология пожизненного найма и её влияние на современное японское общество. // Ежегодник Япония. 2018. Т. 47. С. 127

6. Там же. С. 127.
9 В условиях экономического подъема, так называемого «японского экономического чуда», новая система отношений содействовала сохранению традиционных устоев. Так, по опросам 1973 г. 77% женщин в возрасте от 30 до 50 лет были полностью заняты домашним хозяйством7. Конечно, подобный паттерн мог сохраняться только в условиях государственной (политической и экономической) стабильности. Можно вполне согласиться с тезисом В. Овчинникова, что «суть японского чуда - в удивительном взаимном доверии верховной власти и большого бизнеса…»8.
7. Japan's Killer Work Ethic/ Новостной портал The Washington Postt //[Электронный ресурс]URL:.  http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2008/07/12/AR2008071201630.html

8. Овчинников В.В., О. А. Жигарькова О.А. Общий интерес важнее выгоды. // Психологическая газета: Мы и Мир» (№8[96]2004). URL: >>>> (дата обращения 20.11.20)
10 Вместе с тем, идеи, привнесенные в Японию извне, не исчезли, и стали отчетливо проявляться с окончанием 60-х гг. По мнению ряда исследователей, именно тогда «все более приоритетными становились такие жизненные цели, как «жить по собственному желанию», «жить одним днем», «жить весело», «обогащаться», что отражало внедрение в общественное сознание идей индивидуализма и потребительского общества»9.
9. Японский феномен. С.33
11 В первую очередь это отразилось на институте семьи. По гражданскому кодексу 1948 г. нуклеарная семья являлась основой семейной системы10. Именно в этой среде (преимущественно городской) становится популярной концепция «майхомусюги», суть которой сводится к приоритету индивидуума над социумом («Я и моя Семья»). По подсчетам социолога Ф. Тадаси к концу 70-х гг. до 80 % населения придерживалось этой концепции11.
10. Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. Указ. Соч. С.119

11. Фукутакэ Тадаси. Нихон сякай но кодзо (Структура японского общества). Токио,1961. с. 198
12 Конечно, смена жизненных приоритетов процесс не одномоментный. Несмотря на распространение майхомусюги, японцы стремились к сохранению, пусть и в измененном виде своих базовых традиций.
13 Однако, мировые кризисы и периоды собственной экономической рецессии ускорили кризис сарариман и девальвировали их роль в обществе и семье. Здесь следует отметить, что система пожизненного найма, основанная на принципе «интенсивного труда» изначально несла в себе негативный заряд. Поскольку эффективность работника оценивалась количеством часов, проведенных на работе, стрессы, связанные с этим нередко приводили либо к суициду, либо к «внезапной смерти от переутомления на работе» (кароси)12.
12. Japan's Killer Work Ethicю Op. Cit.; Wingate K. Japanese Salarymen: On the Way to Extinction? // Undergraduate Journal of Global Citizenship ,2011, №1.1. [Электронный ресурс].
14 В итоге в японском обществе появился феномен «травоядных мужчин» («soshoku danshi») как антипод сарариман, или «настоящим самураям»13. Эта категория оказывалась от поведенческой модели своих предков, в основе которой лежала энергичность и преданность бацу. Дальнейшая эволюция группизма способствовала появлению фурита (фрилансеров) – типичный для Запада, но нетипичный, а потому разрушающий традиционную систему ценностей, социальный кластер Японии. Наконец, сформировалась социальная группа «NEET» (Not in Education, Employment or Training). Ниито – это неработающая и не учащаяся молодежь в возрасте от 15 до 34 лет. Часть еще не определилась в жизни, часть - иждивенцы на руках своих родителей («золотая молодежь»). Социолог Я. Масахиро назвал таких людей «parasaito singuru» («паразиты – одиночки»). В определенной степени появление хикикомори также вызвано усилившейся дифференциацией общества и отчуждением личности от общества. Молодые люди не видят своего будущего и пытаются сбежать от реальности к иллюзии (японский эскапизм).
13. Травоядные мужчины»: глобальный тренд или японская специфика?(20.11.2012) // Онлайн издание журнала Forbes[Электронный ресурс] >>>>
15 Эволюция ценностных ориентиров изменила роль женщины в обществе и семье. Западные идеи о равноправии, вкупе с демократизацией и либерализацией японского общества, которые наложились на экономические проблемы Японии, привели к эмансипации и росту социальной активности женщин. Правовой основой этого процесса стал Закон об обеспечении равных возможностей мужчин и женщин в сфере занятости (1985 г.) В связи с этим женщина стала не только хранительницей очага, но и «добытчиком», равным мужу. И.С. Тихоцкая отмечала, что «если на рубеже 80-90-х годов использовался термин «общество совместного труда мужчин и женщин», то на рубеже веков заговорили уже об «обществе равного участия мужчин и женщин»14. Об изменении ментальности говорит тот факт, что уже в 1993 г. 38% мужчин и 43% женщин придерживались подобного распределения ролей15.
14. Тихоцкая И. Япония. Жизненный цикл меняется. // Азия и Африка сегодня. — 2002. URL: >>>> (дата обращения: 20.11.20)

15. Japan's Killer Work Ethic. Op.cit.
16 Индивидуализация семейных отношений отразилась и на связях поколений. Печальное явление kodokushi («одинокая смерть»)16, как раз стала результатом изоляции пожилых людей от общества и от семьи.
16. Rupert Wingfield-Hayes. Why does Japan have such a high suicide rate? (3.07.2015)// Новостной портал BBC.com // >>>> [Электронный ресурс]. (дата обращения: 3.02.2016)
17 Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что «западная» традиция, основанная на индивидуализме, коренным образом изменила не только социальную структуру, но и систему ценностей и ориентиров японского общества. Да, они продолжают следовать традициям: особые церемонии после окончания университета, чайная церемония во время деловых встреч и пр. Однако уже утрачена специфика японского общества, и, напротив, все шире распространяются, если можно так выразиться, общецивилизационные черты. Было бы неверным винить Запад во всех смертных грехах. Благодаря этим заимствованием Япония в короткие сроки вышла на лидирующие позиции в мировой экономике, значительно улучшила показатели качества жизни граждан и пр. Скорее эти изменения – закономерный итог развития глобальных процессов, против которых проводить политику сакоку (изоляция страны от иностранцев) просто невозможно.

References

1. 1. Lebedeva I.P. Ideologiya pozhiznennogo najma i eyo vliyanie na sovremennoe yaponskoe obschestvo. // Ezhegodnik Yaponiya. 2018. T. 47. S. 1276-148.

2. 2. Molodyakova Eh.V., Markar'yan S.B. Yaponskoe obschestvo: kniga peremen. — M., Institut vostokovedeniya RAN, 1999, - 256 s.

3. 3. Ovchinnikov V.V, O. A. Zhigar'kova O.A. Obschij interes vazhnee vygody. // Psikhologicheskaya gazeta: My i Mir» (№8[96]2004). URL: http://www.gazetamim.ru/mirror/interview/Ovchinnikov.htm (data obrascheniya 20.11.20)

4. 4. Tikhotskaya I. Yaponiya. Zhiznennyj tsikl menyaetsya. [Ehlektronnyj resurs]. // Aziya i Afrika segodnya. — 2002. URL: https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200204604 (data obrascheniya: 20.11.20)

5. 5. «Travoyadnye muzhchiny»: global'nyj trend ili yaponskaya spetsifika?(20.11.2012) // Onlajn izdanie zhurnala Forbes [Ehlektronnyj resurs] https://forbes.kz/blogs/blogsid_10360 (data obrascheniya 3.02.2016)

6. 6. Fukutakeh Tadasi. Nikhon syakaj no kodzo (Struktura yaponskogo obschestva). Tokio,1961. s. 198

7. 7. Yaponskij fenomen. M. — RIO Instituta Vostokovedeniya RAN. 1996 g. s.190

8. 8. Japan's Killer Work Ethic/ Novostnoj portal The Washington Postt //[Ehlektronnyj resurs]URL:. http://www.washingtonpost.com/wpdyn/content/article/2008/07/12/AR2008071201630.html

9. 9. Oi, Mariko .Who will look after Japan's elderly?"(16.03.2015) // Novostnoj portal BBC.com // http://www.bbc.com/news/world-asia-31901943 [Ehlektronnyj resurs]. (data obrascheniya: 3.02.2016)

10. 10. Rupert Wingfield-Hayes. Why does Japan have such a high suicide rate? (3.07.2015)// Novostnoj portal BBC.com // http://www.bbc.com/news/world-33362387 [Ehlektronnyj resurs]. (data obrascheniya: 3.02.2016)

11. 11. Vogel, E: Japan’s New Middle Class, 2nd ed. University of California Press, 1963. 313 p.

12. 12. Wingate K. Japanese Salarymen: On the Way to Extinction? // Undergraduate Journal of Global Citizenship ,2011, №1.1. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://digitalcommons.fairfield.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1002&context=jogc

Comments

No posts found

Write a review
Translate