Идеи и ценности во внешнеполитическом курсе тюркоязычных стран СНГ
Идеи и ценности во внешнеполитическом курсе тюркоязычных стран СНГ
Аннотация
Код статьи
S241328880013212-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Крицкая Мария Александровна 
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва, Мароновский пер., 26
Выпуск
Аннотация

В данной статье рассматривается идейно-ценностный фактор во внешнеполитическом курсе нескольких тюркоязычных государств постсоветского пространства, а именно - Азербайджана, Казахстана и Туркменистана.На современном этапе в мировой политический дискурс возвращается феномен "национальных государств" и многие страны начинают искать основания своего внутри и внешнеполитического курса в уже давно сформированых или формирующихся новых ценностях, которые отражают не только позицию государств по тем или иным вопросам, но и являются объединяющей основой с общественно-политической точки зрения.

Наиболее ярко данная тенденция прослеживается в странах Востока, которые более привержены к "обращению" в рамках реализации внутри и внешнеполитического курса к традициям и социально-культурным паттернам. Это же касается и вопросов "самоидентификации" или же "идентичности".

Постсоветское пространство и государства, которые уже почти 30 лет имеют собственный курс, несмотря на это все еще находятся в поисках собственной идентичности - в том числе и тюркоязычные страны, на которых на современном этапе во многом оказывается влияние со стороны Турецкой Республики, а также Российской Федерации.

Анализ существующих официальных документов и речей лидеров Азербайджана, Казахстана и Туркменистана позволил определить основные идеи и ценности во внешнеполитическом курсе и определить возможность включения указанных страх в "парадигму" навязываемых ценностей со стороны Турции.

Ключевые слова
Идеи, ценности, постсоветское пространство, внешняя политика, СНГ, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан
Классификатор
Получено
30.12.2020
Дата публикации
30.12.2020
Всего подписок
14
Всего просмотров
1343
Оценка читателей
5.0 (1 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1 Окончание периода Холодной войны привело к существенному изменению архитектуры мирового взаимодействия. Распад Советского Союза, его «самоликвидация» в рамках существующего в XX вв. «биполярного противостояния», стали отправной точкой для многих мировых акторов в формировании собственной внешнеполитической линии развития. В результате исчезновения просоветского и видоизменения проамериканского «лагеря» на геополитической карте мира начали оформляться новые самостоятельные участники международных процессов1. Произошло дробление на элементы системы – регионы, субрегионы, как на отдельно взятые подсистемы международных отношений2.
1. Кортунов С.В. Становление нового мирового порядка // Международная жизнь. 2002. № 6.

2. Богатуров А.Д. Международный порядок в наступившем веке // Международные процессы. 2003. Т.1. №1.
2 Распад биполярной системы, исчезновение двух не только геополитических, но и военных «блоков» в виде СССР и США, снижение влияния последних на различные регионы мира и видимая противоречивость проводимой ими политики, – все это стало историческими предпосылками к началу формирования полицентричного мира с правом множества международных игроков влиять на разрешение ключевых вопросов текущей международной повестки. Произошел старт становления региональных игроков3, ярко воздействующих на данном этапе на международные отношения.
3. Богатуров А.Д. Лидерство и децентрализация в международной системе // Международные процессы. 2006. Т. 4. №3
3 С 1991 г. начал свое проявление феномен «постсоветского пространства» – процесс оформления 15-ти независимых государств существенным образом повлиял на изменение геополитической реальности того времени. Стоит отметить, что большинство стран после развала СССР оказалось в довольно сложном положении с учетом отстаивания Соединенными Штатами позиции о том, что с крушением Советского Союза сформировался мир, где есть только одна глобальная держава, способная диктовать всем остальным международным акторам свои правила игры – мир однополярности и установления единоличной гегемонии США4.
4. Иноземцев В.Л. Контуры посткризисного мира // Россия в глобальной политике. 2009. №3. Май-июнь.
4 С учетом неравного распределения политического веса на международной арене и с учетом обретения независимости, основным вопросом для новых «малых игроков» стал поиск собственных устойчивых идей как во внутренней, так и во внешней политике – поиск тех нарративов, которые бы соответствовали их собственным национальным интересам. Во многом основной проблематикой стало именно внешнеполитическое позиционирование в новых видоизменившихся условий на мировой арене.
5 И на сегодняшний день как на международном поле в целом, так и в регионах в политический дискурс начинает возвращаться феномен «национальных государств». Основания внутри и внешнеполитического курса ищутся главами различных стран в «прошлом», а именно в уже давно заложенном фундаменте в виде давно существующих ценностей или в недавно созданных «идеях», отражающих политическую позицию государства по тому или иному вопросу и показывающих что для этого государства является первичным (нация, религия и пр.).
6 И данные идеи и ценности начинают брать верх над «интересами» государств – внешнеполитические решения принимаются не столько исходя из рациональных оснований, сколько исходя из того насколько существующий вопрос можно решить в соответствии с «принципами» государства. Наиболее ярким примером в данном случае могут являться страны Востока, которые до сих пор в большинстве своем сохранили традиционный общественный уклад, сохранив те социокультурные паттерны, которые были созданы десятилетиями (а может и больше) назад. Именно они сегодня вновь формируют уже социально-политический дискурс внутри государства – не только с точки зрения позиций официальных лиц, но и с позиций народа.
7 И постсоветское пространство в данном контексте не является исключением.
8

Республика Азербайджан

В документе «Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики» от 23 мая 2007 г. отражены основные ценности, на которые опираются глава государства и администрация, и на основе которых формируется общественный нарратив.

 
9 В пункте 2 «Национальные интересы Азербайджанской Республики» одним из первых указывается интерес о «сохранении единства азербайджанского народа, пропаганда идеи азербайджантства»5.
5. Azərbaycan Respublikasının milli təhlükəsizlik konsepsiyasının təsdiq edilməsi haqqında (Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Азербайжан) [Электронный ресурс] // Главное управление законодательства Министерства юстиции Азербайджанской Республики. Единая интернет-база нормативно-правовых актов / Режим доступа: >>>>
10 В основе «азербайджанства»6 лежит идея единства на основе целого ряда ценностей народа, проживающего на территории Азербайджана. Это и общий язык, и культура, и воспитанные годами морально-нравственные ценности, а также общее историческое прошлое и его герои. Как уже было отмечено, данная система ценностей влияет как на общее устройство государства, так и на общественно-политические процессы7.
6. Рустамова Афаг Балоглан кызы. Азербайджанство как синтез национальных и общечеловеческих идей [Электронный ресурс] // Национальная Академия Наук Азербайджана. Институт Философии / Режим доступа: >>>>

7. Там же.
11 «Основной идеей независимого азербайджанского государства является азербайджанство. Каждый азербайджанец должен гордиться своей национальной принадлежностью, мы должны развивать азербайджанство язык, культуру, национально-духовные ценности, обычаи и традиции Азербайджана»8 (Г. Алиев. I Съезд азербайджанцев мира 9-10 ноября 2001 г.)
8. Dünya Azərbaycanlılarının I Qurultayında Azərbaycan Respublikasının Prezidenti Heydər Əliyevin nitqi (Речь Президента Республики Азербайджан Гейдара Алиева на I Съезде азербайджанцев мира) [Электронный ресурс] // Vikimənbə / Режим доступа: >>>>
12 «Азербайджанство» как национальную «идеологию» ввел в жизнь граждан Азербайджана бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев. Как можно отметить, спустя довольно большой срок (до публикации Концепции национальной безопасности), идея «азербайджанства» не только сохраняется как основная в качестве национальной и государственной, но также назодит поддержку со стороны действующей власти. Более того, данная идея всячески развивается президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и его администрацией несмотря на существующие условия в виде влияния на страну Турецкой Республики, ощущающей собственную «миссию» старшего брата Азербайджана и пытающейся синтезировать турок и азербайджанцев, утверждая, что последние являются «азербайджанскими турками», что является фактической попыткой стирания той самой «национальной идентичности» и «самостийности», к которой стремится любое национальное государство. Если ранее основным девизом сотруденичества между странами являлся лозунг «Одна страна два государства», то на сегодняшний день в политический дискурс вводится совсем иная по смыслу идеологема «Одна страна одно государство»9, инициированная турецкой стороной.
9. Успехи и неудачи Турции в интеграции тюркских стран [Электронный ресурс] // Правда.ру / Режим доступа: >>>>
13 «Азербайджанство» было и остается «основной идеологической опорой»10. Президент Азербайджана Ильхам Алиев достаточно часто отмечает, что государство и народ Азербайджана разделяет общечеловеческие ценности и открыт миру, однако «национальные ценности Азербайджана превыше всего». Не только это, но и открытое неприятие «европейских ценностей»11, а также противопоставления действующей идеологии Азербайджана, показывает преобладание национальной идеи во внешнеполитическом векторе. Подобные демонстрации можно было часто встретить в речах действующего президента. Однако, официальные позиции Республики несколько входят в противоречие с официальными документами, как например в пункте 6.2.9. Закона Азербайджанской Республики О национальной безопасности (29 июня 2004) указана «интеграция в европейское и мировое сообщество»12.
10. Yeni Azərbaycan Partiyasının VI qurultayinda İlham Əliyevin nitqi (Речь Ильхама Алиева на VI съезде Партии «Новый Азербайджан») [Электронный ресурс] // Azərbaycan Respublikasının Prezidenti İlham Əliyev sitesi (Сайт Президента Республики Азербайджан Ильхама Алиева) / >>>>

11. İlham Əliyev: Budurmu Avropa dəyərləri? (Ильхам Алиев: И это европейские ценности?) [Электронный ресурс] // Amerikanin Ses (Голос Америки) / Режим доступа: >>>>

12. Milli təhlükəsizlik haqqında Azərbaycan Respublikasının Qanunu. 29 iyun 2004 (Закон Азербайджанской Республики О национальной безопасности. 29 июня 2004) [Электронный ресурс] // Главное управление законодательства Министерства юстиции Азербайджанской Республики. Единая интернет-база нормативно-правовых актов / Режим доступа: >>>>
14

Республика Казахстан

Согласно «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства» (1992 г.), центральной идеей внешнеполитического курса Казахстана является многовекторная политика, основанная на сотрудничестве со всеми ключевыми государствами на мировой арене и представляющим для Республики практический интерес13.

 
13. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства 1992 г. [Электронный ресурс] // Информационная система «ПАРАГРАФ» / Режим доступа: >>>>
15 После распада Советского Союза во внешней политике Казахстана на официальном уровне преобладает идея «евразийства» (сформирована Н. Назарбаевым) в понимании открытости общества, готовности к восприятию «внешнего», способности синтезировать «внутреннее» и «внешнее», а также умение создать на этой основе свою специфическую цивилизацию14.
14. Фаизова Р. С. Идея евразийства в политике Республики Казахстан: теория и практика // Мир (Модернизация. Инновации. Развитие). 2011. № 7. С. 42–45.
16 Бывший Президент Казахстана подчеркивает значение культурного и цивилизационного факторов, однако им было предложено строить государство на основе «экономического прагматизма» в рамках воплощения внешнеполитического курса15 (что подчеркивает позицию Казахстана о восприятии евразийской интеграции как преимущественно экономической модели).
15. Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего [Электронный ресурс] // «Известия» 25 октября 2011 / Режим доступа: >>>>
17 Позиции Казахстана по ценности суверенитета и исторического наследия отражены в «Концепции становления исторического сознания в республике Казахстан» от 1995 г., где Республика рассматривается не просто как часть бывшего советского пространства, существовавшего в парадигме советских логик, но и как часть мировой истории – цивилизации «тюркского мира» центрально-азиатского региона, что указывает на явные региональные амбиции Казахстана. Также отмечается «недооценка» наследие народов Востока и моноцентристское мировоззрение о том, что все достижения человеческой культуры, науки и пр. приписываются исключительно европейской цивилизации.
18 В «Концепции внешней политики Республики Казахстан» (2014-2020) важное место отводится сохранению преемственности внешнеполитического курса в рамках концепции прагматичности и проактивности16. Прагматичность во внешней политике выражается в четкой ориентированности на национальную специфику.
16. Назарбаев Н.А. Стратегия независимости [Электронный ресурс] // Библиотека Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы / Режим доступа: >>>>
19 Одной из основных характеристик традиционной культуры Казахстана является номадизм (кочевой образ жизни). О данном феномене не раз упоминается в речах Н. Назарбаева, однако он не призывает к сведению всей казахской истории к номадизму17 (прим. открытие древних городов на территории Казахстана), хоть и прямо указывает на великие достижения предков-кочевников. Назарбаев призывает помнить и сохранять, но не преувеличивать и мифологизировать реальное историческое наследие страны. В своей книге «В потоке истории» Назарбаев апеллирует к археологическим данным и выводит достаточно популярный в восточных государствах тезис о «великих предках» - с одной стороны, подчеркивая необходимость знания собственной истории, но и не собираясь забывать о более величественном и древнем общетюркском прошлом, которому посвящена целая глава18.
17. Назарбаев Н.А. В потоке истории, Алма-Ата, 1999. [Электронный ресурс] // Библиотека Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы / >>>>

18. Там же. С. 78
20 Более того, Н. Назарбаевым проводится исторический анализ существования «тюркских народов» в разные периоды – как в обите «колониальной политики Российской Империи»19, где «в трудных условиях выдающиеся представители тюрских народов пробуждали национальное и общетюркское самосознание»20, так и после распада Советского Союза, когда обретшие независимость «государства Центральной Азии и Азербайджан стали государствами, вплетенными в ткань современной мировой истории». Стоит отметить, что особенно широко Назарбаевым рассматривается модель «общей культурно-исторической судьбы» тюркского мира и возлагаются надежды на создание «тюркско-исламской цивилизации», которая станет мостом взаимообогащения культур народов между Западом, арабо-иранским миром, Россией и Китаем21.
19. Там же. С. 109

20. Там же. С. 110

21. Там же. С 114
21 Исходя из подобной логики, внешнеполитические позиции Казахстана во время руководства страной Н. Назарбаевым, с точки зрения экономики могли быть направлены на кооперацию с Россией и на проактивную политику в рамках Евразийского экономического союза, однако, с точки зрения позиционирования с идеологической и культурной точки зрения, Казахстан мог воспринимать себя как часть «тюркского мира», что с политических позиций не раз доказывалось начиная с раннего периода независимости Республики до сегодняшнего дня.
22 Такие же позиции, однако более радикальные, можно проследить и в общественном дискурсе. Существующее движение «национальных патриотов» (нацпатов) подчеркнуто негативно относится к любой связи (исторической, культурной, политической, экономической) с Российской Федерацией и к инициативе «евразийства» (прим. Антиевразийский форум в 2014 г. был выдвинут как мероприятие яркими представителями «нацпатов»22). В противовес такому сотрудничеству выдвигаются идеи кооперации с Западом и тюркскими странами, в частности особые симпатии высказываются в отношении Турции. Интересным фактом является то, что многие современные известные деятели движения «национальных патриотов» являются гражданами Турецкой Республики. Одним из таких представителей является Огуз Доган (тур. Oğuz Doğan, каз. Оғыз Доған) – д.философ.н и ученый с гражданством Казахстана, националистические идеи которого пропагандируют различные казахстанские СМИ. Во многих информационных источниках его называют сторонниками Фетхуллаха Гюлена, также О. Доган занимается пропагандой идеи «тюркского мира», «Турана» в социальных сетях23 и призывает к тесному сотрудничеству Турции и Казахстана по целому ряду вопросов, в том числе во внешней политике.
22. «Антиевразийский форум» в Алматы [Электронный ресурс] // Радио Азаттык (Радио Свобода) / Режим доступа: >>>>

23. TÜRK BİRLİĞİ'nin kurulmasını istiyor musunuz? Cevabınız eğer "Evet" ise, sizce bu birliğin şekli nasıl olmalıdır? (Вы хотели бы создать «Тюркский союз»? Если Ваш ответ «Да», то какова по-вашему должна быть форма данного союза?) [Электронный ресурс] // @droguzdogan, Instagram / Режим доступа: >>>>
23

Туркменистан

После распада Советского Союза Туркменистан официально придерживается политики позитивного нейтралитета в международных отношениях. Генассамблея ООН дважды принимала Резолюцию «Постоянный нейтралитет Туркменистана» (12 декабря 1995 г. и 3 июня 2015 г.).

 
24 «Закон о национальной безопасности Туркменистана от 4 мая 2013 года №388-IV»24 и «Декларация о внешнеполитическом курсе Туркменистана в XXI веке» отражают позиции Туркмении о нейтралитете в международном пространстве и подчеркивают важность обеспечения национальной безопасности. Также Туркменистану, согласно данным документам, отводится особая роль в международном аспекте, поскольку именно она предлагает миру концепцию мирного и стабильного существования и развития в достаточно сложном с политической точки зрения регионе Центральной Азии.
24. Закон Туркменистана от 4 мая 2013 года №388-IV [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ/ Режим доступа: >>>>
25 Также в реализации внешнеполитического курса внимание уделяется укреплению двусторонних отношений с зарубежными государствами и стабильное сотрудничество с международными организациями, наращиванию конструктивного сотрудничества посредством обеспечения всеобщего мира, безопасности и благополучия25.
25. Утверждена Концепция внешнеполитического курса Туркменистана на 2017-2023 годы [Электронный ресурс] // Государственное информационное агентство Туркменистана (TDH) - Туркменистан сегодня / Режим доступа: >>>>
26 Принятие Генеральной Ассамблеей ООН 2 февраля 2017 года Резолюции о ежегодном праздновании 12 декабря Международного дня нейтралитета (по инициативе Туркменистана)26 прямо подчеркивает доминирование нейтралитета во внешнеполитическом курсе государства, что и есть основа всего курса в целом. Нейтралитет является отражением миролюбия и стремления жить в мире и согласии с другими государствами мира.
26. 12 декабря - Международный день нейтралитета [Электронный ресурс] // Новости ООН / Режим доступа: >>>>
27 Особая роль во внешней политике действующим президентом Г. Бердымухамедовым отводится сотрудничеству с другими странами Центральной Азии, в частности с тюркскими государствами:
28 «… мы опираемся на общий цивилизационный фундамент, веками формировавшийся особый, во многом уникальный тип взаимоотношений между нашими народами.
29 Он включает общность и близость культуры, традиций, ценностей и нравственных установок. Поощряя широкие гуманитарные контакты, развивая культурные связи, мы, тем самым, обеспечиваем для наших народов преемственность традиций добрососедства, взаимопонимания и симпатии друг к другу…»27 (Г. Бердымухамедов, 2019 г.)
27. Президент Туркменистана: страны Центральной Азии объединены общими целями [Электронный ресурс] // Государственное информационное агентство Туркменистана / Режим доступа: >>>>
30 Первый же президент Туркменистана Сапармурат Ниязов заложил основу самовосприятия туркменского народа в своей знаменитой и священной для туркменов книге «Рухнама». Родоначальником нации стал Огуз-хан (герой-прародитель тюрков-огузов), туркмены стали государствообразующим народом, которому приписывались и древнетюркские руны, а создание туркменского алфавита датировалось эпохой Огуз-хана (в книге годы жизни 3-е тысячелетие д.н.э.)28. Таким образом, создание нарратива «великих предков» также присуще и Туркмении, однако, если руководствоваться суждениями «Рухманы», туркмены намного старше ислама (возникновение датируется VII в.).
28. Ниязов С. Рухнама. Туркменская Государственная издательская служба. 2002.– С. 33-34, 153, 165
31

***

Подобный анализ позволяет выделить некий единый идейно-ценностный фундамент всех перечисленных государств, который отражается в схожих внутри и внешнеполитических идеологемах. Первой из них, естественным образом, является государственность. После распада Советского Союза необходимо было утвердить границы каждого из новых образованных элементов постсоветского пространства. Однако, данный вопрос до сих пор в некоторой степени остается открытым – многие этнические и пограничные конфликты в современной политической обстановке являются актуальными и несут значительный конфликтный потенциал (прим. Нагорный Карабах).

32 Также государства Центральной Азии и Азербайджана в качестве единого ценностного ориентира определяют многовекторную политику – сотрудничество с целым рядом государств и организаций (международных и региональных). Основной целью является извлечение для себя максимального количества преференций (инвестиции, политические союзники по тем или иным вопросам и пр.), однако, без реальной идеологической или же политической приверженности хотя бы к одному из «союзников». На примере Казахстана можно говорить как о сотрудничестве в рамках ЕАЭС, так и сотрудничества с Турцией и Китаем. Происходит «подстраивание» под те или иные реалии двусторонних или же многосторонних отношений исходя, в первую очередь, из национальных интересов.
33 Несмотря на подобную практику, во многих проанализированных документах прослеживается и другая тенденция. В основе внешнеполитической идеологии лежит стремление быть как можно более независимыми и самостоятельными от внешнего влияния (как других государств, так и организаций.
34 Во многом это связано с важностью демократии для перечисленных стран, что также указано в официальных документах. Государства пытаются встроиться в устанавливающийся демократический миропорядок, однако, проявляется это в разной степени и разными способами. Демократия в данном случае выступает механизмом для налаживания сотрудничества с государствами Запада, но не реальной ценностью (прим. в Киргизии имеет и имело место быть давление на оппозицию. В Казахстане внешнее сохранение демократических процедур также сочетается с весьма жестким подавлением оппозиции. В Узбекистане И. Каримов не только подавил оппозицию, но и позволяет себе постоянное рукоприкладство по отношению даже к высоким правительственным чиновникам.)29
29. Надеин-Раевский В.А. Пантюркизм: идеология, история, политика. Экспансионистская доктрина: от Османской империи до наших дней и судьбы Турции, России и Армении. – М.: Издательство “Русская панорама”, 2017. – с. 135
35 Внутренняя политика перечисленных государств скорее характеризуется политикой жесткого административного руководства (в особенности в тех странах Центральной Азии, где явно был установлен культ личности, а это почти во всех). Внешнему же миру страны демонстрируют демократические реформы и устремления. При этом важно, что стратегия государств постсоветского пространства заключается в подстраивании западных идей под себя и интеграции институтов в свое традиционное видение политического, что отмечает их как государств со своей национальной спецификой.
36 Стоит выделить интерпретацию исторического прошлого государств перечисленных стран, что отражает их ценностную специфику. Национальная идентичность – один из основных аспектов внешнеполитического курса и все тюркские государства постсоветского пространства ее развивают. Каждая страна региона искала своих собственных исторических героев, новые источники легитимации собственной независимости, на основе которых были бы выстроены идеологические доктрины действующих лидеров, подчеркивающих особую значимость стран в рамках цивилизационной парадигмы, а также в региональном и международном измерении. Большинство лидеров позиционировали народ и себя «наследниками великих предков», а руководитель государства становился «отцом нации» в традиционном понимании, который бы указал путь в светлое будущее.
37 Стоит указать, что поиски идентичности в данном случае, как было отмечено в начале статьи, происходят, во-многом, на основании глубоко традиционных ценностях, куда в данном случае можно отнести и религию, которая на современном этапе играет достаточно важную роль при выборе политического пути развития и идеологических ориентиров многих государств Востока30.
30. Звягельская И. Д. Исламское возрождение в Центральной Азии // Восточная аналитика. 2011. №6. С. 475–485.
38 Тем не менее, национальные ценности во внешнеполитическом курсе не соотносятся с чужими, а, наоборот, подчеркиваются как уникальные, несмотря на воздействие на перечисленные страны внешних акторов (в первую очередь, Турецкой Республики). Идеологемы как «азербайджанство» в Азербайджане, «евразийство» в Казахстане, выступают в виде поиска и стремления к новым достижениям в качестве самостоятельного актора международных отношений.

Библиография

1. Azərbaycan Respublikasının milli təhlükəsizlik konsepsiyasının təsdiq edilməsi haqqında (Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Азербайжан) [Электронный ресурс] // Главное управление законодательства Министерства юстиции Азербайджанской Республики. Единая интернет-база нормативно-правовых актов / Режим доступа: http://www.e-qanun.az/framework/13373

2. Dünya Azərbaycanlılarının I Qurultayında Azərbaycan Respublikasının Prezidenti Heydər Əliyevin nitqi (Речь Президента Республики Азербайджан Гейдара Алиева на I Съезде азербайджанцев мира) [Электронный ресурс] // Vikimənbə / Режим доступа: https://az.wikisource.org/wiki/Dünya_Azərbaycanlılarının_I_Qurultayında_Azərbaycan_Respublikasının_Prezidenti_Heydər_Əliyevin_nitqi

3. Yeni Azərbaycan Partiyasının VI qurultayinda İlham Əliyevin nitqi (Речь Ильхама Алиева на VI съезде Партии «Новый Азербайджан») [Электронный ресурс] // Azərbaycan Respublikasının Prezidenti İlham Əliyev sitesi (Сайт Президента Республики Азербайджан Ильхама Алиева) / https://president.az/articles/26998

4. Milli təhlükəsizlik haqqında Azərbaycan Respublikasının Qanunu. 29 iyun 2004 (Закон Азербайджанской Республики О национальной безопасности. 29 июня 2004) [Электронный ресурс] // Главное управление законодательства Министерства юстиции Азербайджанской Республики. Единая интернет-база нормативно-правовых актов / Режим доступа: http://www.e-qanun.az/framework/5455

5. Закон Туркменистана от 4 мая 2013 года №388-IV [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ/ Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=65978

6. Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего [Электронный ресурс] // «Известия» 25 октября 2011 / Режим доступа: https://iz.ru/news/504908

7. Назарбаев Н.А. Стратегия независимости [Электронный ресурс] // Библиотека Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы / Режим доступа: http://www.presidentlibrary.kz/ru/content/nazarbaev-n-strategiya-nezavisimosti

8. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства 1992 г. [Электронный ресурс] // Информационная система «ПАРАГРАФ» / Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30006969#pos=7;-55

9. Назарбаев Н. А. В потоке истории, Алма-Ата, 1999. [Электронный ресурс] // Библиотека Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы / https://presidentlibrary.kz/ru/content/nazarbaev-n-v-potoke-istorii

10. Надеин-Раевский В.А. Пантюркизм: идеология, история, политика. Экспансионистская доктрина: от Османской империи до наших дней и судьбы Турции, России и Армении. М.: Издательство “Русская панорама”. 2017.

11. Ниязов С. Рухнама. Туркменская Государственная издательская служба. Туркменистан 2002.

12. Богатуров А.Д. Лидерство и децентрализация в международной системе // Международные процессы. 2006. Т. 4. №3

13. Богатуров А.Д. Международный порядок в наступившем веке // Международные процессы. 2003. Т.1. №1.

14. Звягельская И.Д. Исламское возрождение в Центральной Азии // Восточная аналитика. 2011. №6.

15. Иноземцев В.Л. Контуры посткризисного мира // Россия в глобальной политике. 2009. №3. Май-июнь.

16. Кортунов С.В. Становление нового мирового порядка // Международная жизнь. 2002. № 6.

17. Рустамова Афаг Балоглан кызы. Азербайджанство как синтез национальных и общечеловеческих идей [Электронный ресурс] // Национальная Академия Наук Азербайджана. Институт Философии / Режим доступа: http://philosophy.edu.az/index.php?newsid=314

18. Фаизова Р. С. Идея евразийства в политике Республики Казахстан: теория и практика // Мир (Модернизация. Инновации. Развитие). 2011. № 7. С. 42–45.

19. İlham Əliyev: Budurmu Avropa dəyərləri? (Ильхам Алиев: И это европейские ценности?) [Электронный ресурс] // Amerikanin Ses (Голос Америки) / Режим доступа: https://www.amerikaninsesi.org/a/ilham_aliyev/2964429.html

20. TÜRK BİRLİĞİ'nin kurulmasını istiyor musunuz? Cevabınız eğer "Evet" ise, sizce bu birliğin şekli nasıl olmalıdır? (Вы хотели бы создать «Тюркский союз»? Если Ваш ответ «Да», то какова по-вашему должна быть форма данного союза?) [Электронный ресурс] // @droguzdogan, Instagram / Режим доступа: https://www.instagram.com/p/BskiBUvgU6s/?igshid=1n2vl7xlr9y6q

21. 12 декабря - Международный день нейтралитета [Электронный ресурс] // Новости ООН / Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2019/12/1369031#:~:text=Сегодня%20в%20ООН%20отмечается%20Международный,от%20присоединения%20к%20военным%20блокам

22. «Антиевразийский форум» в Алматы [Электронный ресурс] // Радио Азаттык (Радио Свобода) / Режим доступа: https://rus.azattyq.org/a/antievraziiskii-forum-almaty/25330706.html

23. Президент Туркменистана: страны Центральной Азии объединены общими целями [Электронный ресурс] // Государственное информационное агентство Туркменистана / Режим доступа: http://turkmenistan.gov.tm/?id=20031

24. Успехи и неудачи Турции в интеграции тюркских стран [Электронный ресурс] // Правда.ру / Режим доступа: https://www.pravda.ru/amp/world/1551135-Turkey/

25. Утверждена Концепция внешнеполитического курса Туркменистана на 2017-2023 годы [Электронный ресурс] // Государственное информационное агентство Туркменистана (TDH) - Туркменистан сегодня / Режим доступа: http://tdh.gov.tm/news/articles.aspx&article5097&cat11

Комментарии

Написать отзыв
Перевести