Холономный подход в науке и особенности его применения в психотерапевтической практике
Холономный подход в науке и особенности его применения в психотерапевтической практике
Аннотация
Код статьи
S241328880013184-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Угрин Иван Михайлович 
Должность: научный сотрудник
Аффилиация:
Институт философии РАН
ГАУГН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье дается общая характеристика холономного подхода как методологического принципа, стоящего у истоков смены старой научной парадигмы новой. Холономный подход представляет собой альтернативу сложившегося в рамках господствующей в современной научной гуманитарной мысли различения целого и частей. Холон - это нечто, одновременно являющееся и целым само по себе, и частью чего-то ещё. Понятия холона и холархии (иерархии вложенных друг в друга холонов) стали одними из базовых для одного из наиболее перспективных направлений в современной психологической теории – трансперсональной психологии. Параллельно с этим (а в отдельных случаях и ранее) с опорой на данный принцип развиваются отдельные положения квантово-релятивисткой физики, кибернетики, теории систем и нейропсихологии. Новый взгляд на психическую реальность позволяет по-новому отнестись к тем знаниям о человеческой душе, которые мы можем найти в религиозных и мистических традициях, древних философиях и эзотерических источниках. С опорой на данные знания и холономное мировосприятие выстраивается новый подход к психотерапевтической практике, который, не отрицая достижения прошлых школ, позволяет выработать методологию целостного преображения человека. Таким образом теория смыкается с практикой, открывая перспективу появления науки будущего, преодолевающей разрыв между старой рациональностью и сверхрациональными (мистическими) прозрениями в тайны космоса и человека.

Ключевые слова
холон, научная парадигма, мировоззрение, вечная философия, холодинамика, линии развития, интегральная терапия, перспектива, целостность, совершенствование человека
Классификатор
Получено
30.12.2020
Дата публикации
30.12.2020
Всего подписок
14
Всего просмотров
1606
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1

Понятие холона

В современной философии и науке все большее значение придается понятию холона. Холон (англ. holon) – нечто, одновременно являющееся и целым само по себе, и частью чего-то ещё. Холономный подход представляет собой альтернативу сложившегося в рамках господствующей современной научной парадигмы различения целого и частей. Воспользуемся прекрасной иллюстрацией холономного подхода, которую мы находим в наследии восточных мудрецов. В «Аватамсака-сутре» записано: «В небесах Индры есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь на одну жемчужину, то увидишь все остальные отраженными в ней. И точно так же каждая вещь в мире не есть просто она сама, а заключает в себе все другие вещи и на самом деле есть все остальное». Часть есть само целое, оставаясь при этом частью. Это фундаментальный принцип, который положен в основание холономного миросозерцания. Его можно найти в древней индийской мысли, даосской и буддийской философиях.

2 Несмотря на то, что холономный подход встречается в трудах некоторых западных философов (монадологии немецкого математика и философа Лейбница, в нераскрытом виде в «Этике» Спинозы и с определенными оговорками у Платона), широкого распространения в западной культуре он не получил. «Не исключено, что знакомство с неевропейскими философиями, – считает Е.А. Торчинов, – позволит западной мысли найти некие принципиально новые подходы и ходы мысли, увидеть их прежде мешали культурные стереотипы, преодоление которых исключительно важно для обретения мыслью новой свежести и непредвзятости, необходимых для рождения дискурсов новых типов. И конечно же, огромно значение неведомой для западной мысли связи неевропейских (прежде всего индийской) философий с наукой о трансформации психики, психопрактикой» 1.
1. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного. С.26
3 Понятия холона и холархии (иерархии вложенных друг в друга холонов) стали одними из базовых для одного из наиболее перспективных направлений в современной психологической теории – трансперсональной психологии (в частности, в работах К. Уилбера, С. Грофа, В. Вульфа, В.В. Майкова, В.В. Козлова и др.). Холономный взгляд на психотерапию подразумевает то, что мы не пытаемся свести все виды патологий к причинно-следственной цепочки одного порядка, например, к отклонениям в психосексуальном развитии, или к неизменно присущему человеку страстному желанию властвовать, или к неправильному воспитанию, или к пережитым травмам во время родов и т. п. Все эти факторы имеют место быть. Но ключевым фактором с точки зрения холономной терапии является тот, что человек отклонился от целого, он вошел в разлад с единством, к которому он призван и которое он носит в себе чаще всего лишь как потенцию. Раскрытие этой потенции, возвращение к единству и собственной целостности позволяет человеку справиться с различными психическими заболеваниями: от легких неврозов до тяжелых патологий.
4

Холономный подход в теоретической физике и других науках

Весьма интересные параллели прослеживается между теоретическими достижениями трансперсональной психологии и положениями квантово-релятивисткой физики, кибернетики, теории систем и информации, некоторыми открытиями в биологии и нейропсихологии. Прежде всего, обратим внимание на постулаты современной физической теории или, точнее, теорий, ведь единого взгляда на эмпирические данные о микро- и макромирах не сложилось. Интересно, что до тех пор, пока физики вели исследования в «зоне средних измерений», то есть в реальности повседневного опыта, ньютоно-картезианская модель была вполне дееспособна в теоретическом отношении, но, когда границы этой зоны были преодолены, прежняя модель стала рассыпаться. Возникла необходимость в пересмотре всех базовых положений.

5 Квантовая теория разрабатывалась, начиная с 20-х годов прошлого столетия, но окончательного оформления она не получила до сих пор. Среди тех, кто внес значительный вклад в ее становление, можно назвать: Нильса Бора, Вернера Гейзенберга, Луи Де-Бройля, Эрвина Шредингера Вольфганга Паули и Поля Дирака. Главный парадокс, на который квантовая теория стремится найти ответ, заключается в том, что субатомные частицы имеют двойственную природу. Иногда они проявляют себя как частицы, иногда как волны. То же относится и к природе света. В одних экспериментах он проявляет свойства электромагнитного поля, в других он предстает в форме отдельных квантов энергии или фотонов, которые всегда движутся с одной постоянной скоростью. Налицо логическое противоречие. Волна распространяется по огромным областям пространства, а форма частицы подразумевает нечто, ограниченное малым объемом, то есть замкнутое в одной части пространства. Нильс Бор вводит в теорию принцип дополнительности, который не разрешает данное противоречие, но указывает на необходимость дополнения друг другом названных описаний света и субатомных частиц. С точки зрения Бора, такое противоречие порождено неконтролируемым взаимодействием между объектом наблюдения и наблюдательными средствами. Идеи Н. Бора проложили дорогу для неклассической науки2.
2. Степин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., Издательский дом «Мiръ», 2009. С. 249-295.
6 Волновую картину света нельзя понимать в прямом смысле слова «волна». Волна – это невещественное волновое образование, которое подпадает под трехмерное измерение. Здесь речь идет о «волнах вероятности», то есть о вероятностях обнаружения частиц в данное время и в данном месте. Волна – это математическая абстракция, а субатомные частицы – не отдельные сущности, а отражение взаимосвязей между подготовкой эксперимента и последующими измерениями. С этой точки зрения, мира твердых материальных тел больше нет, они лишь мнятся или видятся нам таковыми 3
3. Иванов М.Г. Как понимать квантовую механику. С. 27-30.
7 Синтез положений квантовой теории и теории относительности привел к неожиданному выводу о том, что масса не связана с веществом, а является формой энергии. Известное уравнение «E = mc2» постулирует принцип взаимообразования между ними. То, что материальные частицы могут создаваться из чистой энергии и опять возвращаться в это состояние при обратном процессе, нашло свое экспериментальное подтверждение. Не менее удивителен и вывод о том, что частицы не отделимы от пространства, которое окружает их, они могут возникать из пустоты и снова исчезать в ней, неизменным остается только непрерывное поле, присутствующее во всем пространстве.
8 Наиболее известная интерпретация проблем квантовой парадигмы, получила названия копенгагенской. Она связана с именами Н. Бора и В. Гейнзенберга. Есть и другие интерпретации. В данной работе нет возможности раскрыть содержание каждой из них, поэтому просто перечислим их названия: стохастическая интерпретация (главная идея этого подхода – идея «скрытых переменных», неизвестных факторов), «шнуровочная» философия Джеффри Чу, гипотеза множественности миров, психологическая интерпретация (которая постулирует определяющую роль психики в квантовой реальности), а также гипотеза, связанная с попытками выработать особую квантовую логику, которая бы позволила устранить парадокс путем изменения структуры языка. Сам А. Эйнштейн, труды которого положили начало развитию квантовой физики, не признавал определяющую роль вероятности в природе до конца своей жизни. «Бог не играет в кости», – эта его фраза, выражающая данную мысль, высказанная однажды Нильсу Бору, позже стала афоризмом.
9 Основное противоречие современной квантовой теории, как уже было сказано, это противоречие между волновой природой света и тем, что он может представать в виде частицы. То же самое справедливо и в отношении некоторых субатомных частиц (волн). Сама собой напрашивается аналогия между этим фундаментальным открытием современной физики и особыми состояниями сознания, в которых человек преодолевает собственную ограниченность и в то же время остается человеком, то есть сохраняет самосознание себя как личности. Наиболее полно и глубоко эти состояния сознания были описаны мистиками. Сознание человека расширяется до беспредельности, он оказывается разлитым по всему пространству и одновременно не находящимся ни в какой локации, свободным от пространственности как таковой. Однако его личность не умирает, он не теряет своей уникальности, своей индивидуальности. Персональное сознание и универсальное сознание сосуществует в одном человеке. Личность осознает свою ограниченность и смиряется перед высшим-универсальным, но погибает не она сама (как неверно иногда интерпретируют смерть «эго»), а лишь те ложные «я», которые довлели над ней. Человек, который нашел себя в универсальном или «космическом сознании» (по выражению У. Джеймса), не перестает быть человеком. Хотя отныне он уже не только человек, в нем просыпается тот огонь, от него начинает исходить тот свет, который принято называть священным. Гармоничное соединение личного и божественного сознания в одном человеке есть идеал обожения или Богочеловека, разделяемый всеми мистически одаренными христианскими богословами и провидцами 4
4. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. С. 9-31
10 Очень интересным в этой связи является и то, что аналогия между божественным и светом (конечно, в метафорическом смысле) проводится почти во всех священных писаниях. В Библии прямо сказано: «Бог есть свет…» (1Ин.1:5). Согласно положениям теории Эйнштейна, скорость физического света представляет единственную константу, вокруг которой строятся все остальные величины. Пространство и время относительны, но свет распространяется с одинаковой скоростью и присутствует (как электромагнитное поле) в каждой точке пространства. То есть абсолютность пространства и времени сменяется абсолютностью качеств света. Но в то же время природа света неоднозначна и алогична (согласно квантовой теории). И здесь мы тоже находим изумительные параллели. Ведь, как было уже сказано выше, божественное, которое абсолютно, всегда выходит за границы рассудочного и логичного, оно не отрицает разум, но превосходит его. И поэтому мистический опыт обладает неизменно сопутствующим ему признаком неизреченности. Когда же он находит себя в словах, то почти всегда используются весьма туманные для не обладающего этим опытом выражения, которые выглядят нелогичными и порой даже абсурдными.
11 Квантово-релятивистская физика отвергла все основные положения ньютоно-картезианской парадигмы. Механистическое мировоззрение потеряло свою главную опору. Однако отказ от прежней модели связан не только с развитием физического знания. Трансформация научного мышления обязана развитию целого ряда новых отраслей: теории информации, кибернетики, теории систем и теории логических типов. Так, теория информации разрушает представление о мире, который состоит из обособленных объектов и сущностей. «Информация, – замечает С. Гроф, – течет в цепях, которые выходят за общепринятые границы индивидуальности и включают все окружающее» 5.
5. Гроф С. За пределами мозга. 284 с.
12 Очень многообещающими с точки зрения выработки междисциплинарного подхода к различным областям научного знания выглядят теория систем и вышедшая из нее синергетика. Синергетика изучает системы разной природы, обладающие свойствами открытости и саморазвития. В этом направлении научных исследований ставится задача познания общих принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в разных системах, в том числе и в социальных 6. Доктор философских наук В. Г. Буданов, один из ведущих отечественных ученых, специализирующихся на синергетической парадигме, выделяет семь таких принципов: гомеостатичность, иерархичность, нелинейность, незамкнутость, неустойчивость, эмерджентность, наблюдаемость 7. Применение этих принципов к анализу и прогнозированию будущего самоорганизующихся систем позволяет создать целостную картину эволюции как внутри отдельно взятой сферы, так и во взаимосвязи элементов, принадлежащих к разным сферам. Для нас важно установить, что данные принципы относятся уже к новой научной парадигме, а не к старой. Так время полагается самоорганизующимся, а последний принцип наблюдаемости «подчеркивает ограниченность и относительность наших представлений о системе в конечном эксперименте» 8. Идея о совершенно объективном наблюдателе-человеке в этой методологии отвергается. Но вспомним, что для Декарта возможность совершенного наблюдения выводилась из существования Бога, который является таковым – совершенным наблюдателем – в силу своей абсолютной природы. Совместима ли такое понимание совершенного наблюдения (как абсолютного сознания, присутствующего во всех возможных точках наблюдения) с последними достижениями научной мысли? Вот вопрос, на который еще предстоит ответить.
6. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. С.6.

7. Там же, С. 46-68.

8. Там же, С.64.
13 Артур Янг, создатель теории процессов, претендующей на роль новой метапарадигмы, стремится в своих исследованиях и размышлениях преодолеть то разделение, которое существует между современной наукой, мифологией и «вечной философией» 9. Эта тенденцию к синтезу – одна из превалирующей тенденцией современности, пока, правда, практически не реализованная. Одни из наиболее плодотворных усилий, вселяющих надежду на осуществление ожидаемого синтеза, принадлежат американскому философу и писателю Кену Уилберу. Он является создателем интегрального подхода, в котором осуществляется объединение открытий, совершенных в различных отраслях человеческого знания: психологии, философии, социологии, теории систем, мистицизме и др.
9. Young A.M. The Reflexive Universe: Evolution of Consciousness. 293 p.
14 Кен Уилбер приводит в своей работе «Интегральная психологию» модель, которую он называет «Великое Гнездо Бытия». Эта модель не является его собственным изобретением, она воспроизводит представление о наличии множества уровней бытия, выстроенных в определенную иерархию. Такое представление встречает во многих философских учениях и мистических школах (неоплатонизме, адвайта-веданте, Калачакре, даосизме, Агни-йоге и др.), уровни повторяются в них с завидным постоянством, хотя каждая из традиций имеет свои особенности и свою историю. Естественно, названия и интерпретации самих уровней могут отличаться, но это легко объясняется культурным контекстом. Уилбер приводит систему из пяти следующих уровней: 1) физический уровень неживой материи 2) биологический уровень живой материи 3) уровень ума и ментальных процессов 4) тонкий уровень психических и парапсихических явлений 5) уровень духа, высшей трансценденции 10. Если на достижения современной физике и других естественных наук смотреть с позиции этой модели, то оказывается, что современная наука касается в лучшем случае первых двух уровней. Кибернетика и теория систем проникают в третий уровень, но два высших остаются недоступными и для них. Главная ошибка большинства ученых заключается в стремлении вывести верхние уровни из низших, тогда как, согласно «вечной философии» (всем школам, которые в той или иной степени разделяют эту модель), низшее определяется и управляется высшим, а не наоборот. По нашему мнению, осознание этого принципа позволит завершить переход от старой научной парадигме к новой, снять с глаз пелену вульгарного материализма, к сожалению, не изжитого до сих пор, и увидеть мир в триединстве сознания-энергии-материи, в целостности, не исключающей ни один элемент.
10. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. 412 с.
15 В технических науках холономный принцип открывается заново и получает наглядное подтверждение благодаря новым наработкам в области лазерной технологии и голографии. Наиболее очевидно (хотя и в несколько упрощенном варианте) холономные принципы демонстрируются в процессе записи, воспроизведения и комбинирования информации техническими средствами оптической голографии. Голограмма – это трехмерная фотография, которая воспроизводит образы материальных объектов с реалистической точностью. Конкретное голографическое изображения может восприниматься как реальное, но оно всегда будет являться частью более обширной недифференцированной матрицы световых интерференционных паттернов, из которого оно и вышло. Для нас важно зафиксировать то, что некоторые особенности трансперсональных опытов позволяют говорить о когерентном подобии голограммы и того мировосприятия, который рождается в этих опытах.
16 Излагая принципы холономного подхода, нельзя не сказать о теории выдающегося физика и философа Дэвида Бома. Ближайший ученик и сподвижник А. Эйнштейна, он создал модель Вселенной, которая распространяет холономные принципы на всю физическую природу, в том числе и на те области, которые в настоящее время не являются предметом прямого наблюдения и научного исследования. Для того, чтобы разобраться в этой теории хотя бы отчасти, приведем отрывки из книги Майкла Талбота, поясняющие смысл этих глубоких прозрений.
17 «Одно из самых революционных предположений Бома заключается в том, что наша осязаемая повседневная реальность на самом деле – всего лишь иллюзия, наподобие голографического изображения. Под ней находится более глубокий порядок бытия – беспредельный и изначальный уровень реальности, – из которого рождаются все объекты и, в том числе, видимость нашего физического мира аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма. Бом называет этот глубинный уровень реальности импликативным (то есть «скрытым») порядком, в то время как наш собственный уровень существования он определяет как экспликативный, или раскрытый порядок. В своей общей теории относительности Эйнштейн буквально ошеломил мир своим заявлением, что пространство и время – не раздельные, но плавно соединенные сущности, вытекающие как части целого, которое он назвал пространственно-временным континуумом. Бом делает еще один гигантский шаг вперед. Он говорит, что все во вселенной – часть континуума. Несмотря на кажущуюся разделенность вещей на экспликативном уровне, все представляет собой непрерывно распределенную реальность (выделено мной – И. У.), в конце концов заканчивающуюся тем, что импликативные и экспликативные порядки сливаются друг с другом» 11.
11. . Талбот М. Голографическая Вселенная. С .42-43.
18 Как мы видим, идеи Бома находятся в полном согласии с «вечной философией», той моделью бытия, которую обнародовал в своей книге Кен Уилбер. Главное отличие состоит в том, что согласно данной модели уровней реальности не два (экспликативный и импликативный по Бому), а пять или семь (в некоторых других интерпретациях той же по существу дифференциации космической реальности), и каждый вышестоящий уровень относится к нижестоящему как импликативный к экспликативному. Исходя из этого, можно предложить, что современная физика только-только подбирается к обнаружению второго уровня (снизу по вертикали), а другие уровни ей неведомы в принципе. Если же учесть, что теория Бома еще не получила экспериментального подтверждения и окончательного признания в ученом сообществе, то остается лишь гадать, когда современное естественное познание столкнется с неизбежностью принятия мысли о существовании иных пластов реальности.
19

Значение теории Бома сложно переоценить. Она позволяет преодолеть разрыв между сознанием всеобщего единства, которое становится доступным человеку на высших ступенях его психического развития, и современными концепциями естествознания. Иначе говоря, разрыв между научным интеллектом и знанием духа. На наш взгляд, это очень важно. Пока это разрыв будет существовать, перспектива развития человека стоит под вопросом. Современный человек привык доверять достижениям науки, и это доверие подтверждено непосредственным опытом, практическими успехами, связанными с постоянным совершенствованием технологий. Но для раскрытия своего духовного потенциала и преобразования психических деятельности, в том числе избавления от патологий и заболеваний (которых не становится меньше, несмотря на усилия современной медицины), необходим вектор, указывавшей на то, как возможно обрести целостность и гармонию в своем внутреннем мире. Термин «холодинамика» вполне может быть применен и для характеристики процессов, протекающих в душе человека. До тех пор, пока мы эти процессы разбиваем на части, сосредотачивая чрезмерно пристальное внимание на одной из них, упускается из виду целое, а ведь исцеление (из-целого) происходит благодаря целому, а не вопреки ему. 

20

Холономный подход в психотерапевтической практике

В конце 80-х годов прошлого столетия доктором физики и философии, психологом Верноном Вульфом было создана своя система психотерапия, которая называется «холодинамика». В основе этого направления лежит восемь принципов, сформулированных В. Вульфом: «1. Вселенная холодинамична. Вся материя, энергия и разум – прошлого, настоящего и будущего – являются частями одного динамичного целого. 2. Вселенная содержит живые мыслеформы, называемые «холодайнами», имеющими силу проявлять реальность во всех измерениях. 3. Вселенная имеет лежащий в основе порядок – Заложенный порядок. 4. Внутри этого Заложенного порядка разум, люди, холодайны и вся проявленная реальность проходят через одни и те же шесть стадий развития. 5. Проявления реальности имеет как «частичную», так и «волновую» функцию, которые разум отражает через рациональные и интуитивные процессы соответственно. 6. Изменения происходят холодинамически, изменить холодайн, значит – изменить физику ума. 7. Каждый человек имеет главный, управляющий холодайн, называемый «Я» или «Высший Потенциал». 8. Холодинамика разума может систематически применяться для решения любой проблемы человеческого опыта» 12. Холодинамический подход подразумевает согласование динамики личного, как внутренней, так и внешней, с динамикой целого.

12. Вульф В. Холодинамика. Как развить внутреннюю силу и научиться управлять ей. 284 с.
21 Изменение сознания человека (трансформация «холодайнов», если использовать терминологию В. Вульфа) влечет за собой изменение энергетического состояния человека, речь может идти о повышении энергетического потенциала или о его понижении, о качественном развитии самой энергетики, о снятии тех или иных блоков, об открытии новых энергетических ресурсов и т. д. С точки зрения холономного подхода, душевные процессы определяется тем, как функционирует его психическая энергия. Сама по себе энергия нейтральна, в том смысле, что она способна вылиться, скажем, в агрессивное поведение, паническую атаку, сексуальное возбуждение или использована для творчества, занятий спортом, общения и обучения. Почему психическая энергия приобретает то или иное направление для своего выхода, – вот одна из главных задач, которую должен решить для себя психотерапевт при работе с клиентом. Отчего она течет именно в этом направлении и выражается именно в такой форме. В случае психических отклонений эти направление и форма, как правило, неадекватны окружающей действительности и/или не соответствуют убеждениям человека о желаемой норме. В силу этого одна часть психики начинает вести борьбу с другой, что и порождает болезненные переживания.
22 Психическая энергия проявляет себя на трех уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. Интегральная терапия подразумевает работу со всем тремя компонентами: эмоциями, телом и умом. Тело, эмоции и ум даны в их единстве и неразрывной связи друг с другом, поэтому психотерапевт, сосредотачивая свое внимание на том, что вызывает наибольшее беспокойство у клиента (например, чрезмерная гневливость) должен одновременно учитывать состояние его ума (например, неприятие гнева ментально может привести к его подавлению, а после, как следствие, к выплеску не к месту и не ко времени) и состояние его тела (например, те или иные мышечные зажимы могут не пропускать энергию, создавая дискомфорт, который уже, в свою очередь, будет порождать раздражительность). Более правильно, было бы говорить о едином континууме тела-эмоций-ума. «В человеке, – поясняет П.С. Гуревич, – все отдельные части связаны между собой неразрывными узами. Каждая из них сама по себе перерождается за счет других, развивая до относительного максимума свои свойства» 13. Существование и трансформация континуума тела-эмоций-ума определяются динамикой психической энергии.
13. Гуревич П. С. Проблема целостности человека. С.171.
23 Развитие континуума тела-эмоций-ума происходит по разным траекториям или линиям. Линии развития (термин принадлежит Кену Уилберу14) – это относительно независимые траектории развития личности, которые в совокупности определяют его общий уровень или стадию развития. На одной из линий человек может достигнут невероятных высот, на другой, идущей параллельно с ней, оставаться у самых низин. Например, выдающийся логик, поражающий своим не допускающим ошибки интеллектом, оказывается совсем не способным к сопереживанию чувств, которые испытывает находящейся рядом близкий человека. Таких линий можно при желании выделить много. При этом необходимо учитывать, что «… что каждая линия развития сама по себе, как правило, развертывается последовательным холархическим образом: более высокие стадии на каждой линии неизменно строятся на предыдущих или включают их в себя, никакие стадии не могут быть пропущены, и на порядок следования стадий не влияют окружающая среда и социальное подкрепление»15. На наш взгляд, с практической точки зрения удобно выделит восемь основных линий развития личности: физиологическую, психосексуальную, профессиональную (социально-ролевую), чувственно-эмоциональную, эстетическую, когнитивную, духовную и этическую. Психотерапевт в работе с пациентом должен исходить из понимания того, по какой из линий человек испытывает затруднения для дальнейшего продвижения. Кризис, как правило, сопровождается открытием новых перспектив для дальнейшего продвижения человека по одной из линий (иногда сразу по нескольким). Если перспективы просматриваются плохо, задача психотерапевта обнаружить их вместе с пациентом и помочь ему взойти на следующую ступень.
14. Уилбер К. Введение в интегральную теорию и практику: основы ИОС и «всесектроной, всеуровневой» карты. >>>>

15. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. С. 26
24 Для стадий или уровней развития также существуют различные классификации. Известный антрополог Жан Гебсер говорит о 5 стадиях: архаической, магической, мифической, рациональной и интегральной 16. Кен Уилбер описывает самую простую модель, состоящую всего лишь из трех стадий. «Если рассмотреть моральное [нравственное] развитие, то мы обнаружим, что при рождении младенец ещё не социализирован относительно культурных, этических и конвенциональных норм, – это получило название доконвенциональной стадии. Она также называется эгоцентрической стадией, потому что сознавание младенца по большему счёту поглощено самим собой. Но по мере того, как маленький ребёнок обучается нормам и правилам своей культуры, он развивается до конвенциональной стадии развития морали. Данная стадия ещё получила название этноцентрической, поскольку ребёнок центрируется на определённой группе, племени, клане или нации, тем самым, как правило, исключая тех, кто не принадлежит его группе, из круга своей заботы. Однако на следующей основной стадии морального развития – постконвенциональной стадии – тождественность индивида опять расширяется, на сей раз чтобы включить в круг своей заботы и интересов всех людей, независимо от расы, цвета кожи, пола или состояния, и именно поэтому данная стадия получила также название мироцентрической» 17.
16. .Gebser J. The ever-present origin. (N. Barstad and A. Mickunas, Trans.). 647 p.

17. Уилбер К. Введение в интегральную теорию и практику: основы ИОС и «всесектроной, всеуровневой» карты. >>>>
25 Для психотерапевта полезно научаться различать стадии развития личности клиента в их взаимосвязи с линиями развития. Определяя нынешнюю стадию и предполагаемую будущую (после терапии), терапевт выстраивает общую стратегию работы, учитывая то, по каким основным линиям она будет проходить. Для обнаружения и трансформации констелляций и паттернов, коренящихся в бессознательном, подбирается техника, в зависимости от личностных характеристик пациента и тех областей бессознательного, с которыми планируется проводить работу. Сама работа проводится в триедином ключе: с телом, эмоциями и умом. Задача психотерапевта – помочь клиенту взойти на следующую стадию на данной (или данных) линии (-ях) развития, преобразовав континуум тела-эмоций-ума в соответствии с качественными характеристиками этой стадии. Новая стадия есть новый уровень целостности или единства человека. Восхождение и преображение личности осуществляются благодаря погружению в холодинамический поток, трансформирующий энергии человека или пробуждающий новые. Целое дает энергию, которая меняет жизнь человека, открывшего свое сознание для него. Гармонизация и завершение терапии происходят тогда, когда клиент почувствовал, что установился баланс между всеми тремя компонентами телесно-эмоционально-интеллектуального континуума и он целиком существует в новом режиме на новом уровне.
26 Единство является целью и одновременно средством психотерапии. В каком смысле оно является средством? После обнаружения причины, порождающей дисфункцию потока психической энергии, необходимо найти средство для восстановления ее нормального (здорового) функционирования. Например, в ходе психоаналитической работы было обнаружено, что молодой человек имеет страх перед сексуальным желанием, который сформировался у него в силу негативных ассоциаций с тем, как и в каких формах это желание реализовывалось в прошлом. Само по себе понимание неадекватности или «ненормальности» этих форм реализации сексуального влечения казалось вполне оправданным с точки зрения обыкновенной разумности. Но страх, связанный с этим пониманием, как фактор эмоциональной среды и не до конца осознаваемый самим пациентом, продолжал порождать ту же самую ситуацию «ненормальной» реализации сексуального влечения, не позволяя психической энергии найти другой выход вне сексуального контекста или в форме здоровой зрелой сексуальности. Что должен делать при работе с таким пациентом психотерапевт?
27 Прежде всего, он должен помочь этому молодому человеку осознать свой страх, встретиться с ним лицом к лицу, но уже с другим качеством сознания – зрелого мужчины, который принимает свою сексуальность как неотъемлемую часть своей природы, но природы соподчиненной другим сторонам человеческой личности – социальной и духовной. Встреча со страхом в новом качестве сознания преобразует энергию этого страха в энергию здорового влечения к противоположному полу, лишенного обусловленности прошлым. Чем выше качество сознания будет при этом, чем в более широкое поле надличностного сознания оно будет включено, тем более высокого уровня окажется преобразованная энергия. В том случае, если удастся психическую энергию данного пациента соединить с потоком единой энергии, если не полностью, то хотя бы отчасти, его личностный континуум тела-эмоций-ума начнет существовать в новом режиме, который позволит ему в будущем (когда процесс переформирования завершится) пережить половую любовь во всей ее красоте и непредвиденной сложности. Поскольку психосексуальные проблемы связаны не только с работой психики, но и тела, не учитывать это в терапии нельзя. Гармонизация психоэмоционального состояния должна сопровождаться гармонизацией работы гормональной системы пациента.
28 С позиций холономного подхода, психосексуальные проблемы всегда обусловлены тем, что человек, испытывающий эти проблемы, не смотрит на свою сексуальность и, чаще всего, сексуальность вообще из целого и отношение к сексу, соответственно, обусловлены этим личным ограничивающим опытом. В том случае, если личный опыт не содержит травмирующих констелляций, вызывающих беспокойство, секс естественным образом занимается свое место в жизни, оказываясь соподчиненным энергии любви. Энергия любви и есть та единая энергия, о которой было сказано выше. Вселенная заинтересована в реализации мужчины и женщины в тех качествах, которые им предначертаны существованием. Чрезмерная эксплуатация полового инстинкта в целях получения удовольствия, которая подается как норма в современной массовой культуре, равно как и подавление влечения из страха или ложного стыда, – одинаково пагубны для психического здоровья человека. Причины обоих крайностей, равно как множества других сексуальных отклонений, в корне своем происходят от уклонения человека от направления холодинамического потока, который управляет взаимоотношениями между полами. Когда человек возвращается в этот поток, то есть принимает сознательно и бессознательно (умом и сердцем) истину о порядке любви, этот порядок входит в жизнь человека и создает условия для его реализации в естественном качестве и органичной форме.
29 Целое заинтересовано в здоровье личности. Это одно из фундаментальных положений холономной терапии. До тех пор, пока человек полагается только на свои усилия и свои знания, он будет терпеть поражение за поражением. Это несложно заметить на примере опять же межполовых взаимоотношений. Подлинная любовь, которая необходима для создания гармоничной пары и реализации человека в сексуальной сфере, и которой человек может страстно жаждать, не случается только лишь потому, что человек хочет ее обрести. Насколько бы не были активны поиски своей «второй половины» (кстати говоря, особенно если идея «внешней половины» живет в голове), велико усердие в работе над своими недостатками, высоко искусство прельщения представителей противоположного пола материальными благами (деньгами и/или физической красотой), – все это не гарантирует и не способно гарантировать возникновение любви. Любовь – это благословение, которое приходит свыше. Первым качеством, которым должен запастись человек, если он действительно стремиться познать подлинную любовь, – это смирение. Любовь нисходит, а не вызывается магическими заклинаниями. И тот готов к тому, чтобы она пришла, кто привык доверять, сдаваться целому.
30 Главная трудность для практикующего холономный подход психотерапевта заключается в том, что недостаточно поставить для пациента цель восхождения на новый уровень целостности, необходимо продемонстрировать этот уровень и помочь восхождению через приобщение к пространству единства. Используя те или иные техники работы с бессознательным, которые могут быть весьма разнообразны, психотерапевт в своей работе должен быть направляем самим единством. Техника, затрагивая те или слои бессознательного, будет по-настоящему эффективна лишь тогда, когда единая энергия, о которой уже шла речь, посредством нее [техники] и через психотерапевта проникает в глубины психики пациента дабы (как бы странно это не звучало) встретиться там с собой, найти источник себя внутри другого. В этом смысле единство и является средством. Сам психотерапевтический процесс тогда становится творческим актом, в котором психотерапевт вместе с пациентом со-творят и успешность которого зависит от того, сумели ли они вместе приобщиться к энергии, преобразующей душу. Единая энергия, повторимся, есть энергия любви (в значении «агапэ»). И поэтому психотерапевт, душа которого чужда чувству состраданию и закрыта от любви, работать в холономной парадигме будет не в состоянии.
31 Итак, когда же происходит исцеление? Продолжая разбор вышеизложенного примера, мы можем сказать, что признаком исцеления для этого молодого человека служит то, что его бессознательное перестало воспроизводить сексуальное влечение в инфантильном выражении, душа устремлена к любви и созданию отношений, в которых присутствует эротическая составляющая, но она сосуществует с чувством ответственности, нежностью, заботливостью, вниманием и потребностью в сердечной взаимосвязи. Требования любви сейчас и незамедлительно, которые обычно присущи оральному характеру, ушли и на их смену пришло терпение и осознание того, что никто не обязан дарить любовь ему за «хорошие глаза». Но, главное, что само сексуальное влечение перестало восприниматься как нечто устрашающее, как слепая стихия, которая захватывает в самый неподходящий момент и которой ничто нельзя противопоставить. Доверие к жизни и уверенность в себе и своей силе сотворили атмосферу внутреннего покоя, в которой проснулась та энергия, которая определяя в дальнейшем поведение этого молодого человека, позволит ему выстраивать отношения с противоположным полом, руководствуясь сердечным позывом и реалистическим восприятием взаимных потребностей.
32 Когда единая энергия сорганизует континуум тела-эмоций-ума таким образом, что исчезают противоречия, которые наличествовали между отдельными составляющими континуума (например, тело хочет, а ум сопротивляется этому) и он целиком входит в режим существования на новом уровне, тогда можно констатировать, что терапия завершена. Если же еще остаются противоречия или периодически возобновляются, скажем, негативные эмоции (вроде обиды или непроизвольного раздражения) или телесная дисфункция, тогда терапию следует продолжать.
33

Перспектива

Ценность холономного подхода заключается не только в том, что он позволяет решить ряд теоретических проблем, стоящих перед современной наукой, и дает новые ключи для повышения эффективности психотерапевтической практики. Холономные принципы открывают невероятные перспективы совершенствования человека. Сверхспособности, о которых мечтают трансгуманисты и которыми они хотят «наградить» человека путем внедрения в его организм последних достижений инженерии, действительно могут стать доступны для человека. Опасность технократизации человеческой природы состоит в том, что новые способности в этом случае обретаются индивидом через приращение к техническому инструментарию за счет ущемления других граней человеческого существа. Подлинным условием для расширения возможностей человека, в том числе и развитие такой способности как управление материей мыслью, является духовное и этическое совершенствование. Как бы странно это не звучало, власть высшего порядка дается тому, кто не требует никакой власти. Подлинное лицо обретает тот, кто готов отказаться от личного ради целого. Тот же, кто цепляется за часть, теряя целое, упускает и частное.

34 С точки зрения холономного мировоззрения, реальность многослойна и высшие слои реальности имплицитны по отношению к низшим и определяют их «сверху» или «из глубины»; сознание, достигшие более высоких слоев реальности, способно оказывать прямое воздействие на протекание процессов в этих низших слоях без посредников с этого уровня (относительно нашего слоя реальности это физическое тело). Когда индивидуальное сознание достигает последнего уровня – абсолютного сознания – и закрепляется в нем, то есть исчезает последний барьер между ними и абсолютное сознание отражается в индивидуальном сознании без искажения как в хорошо отполированном зеркале, тогда возможности данного индивида оказываются безграничны. Поэтому уже сейчас холономный подход объясняет такие паранормальные явления как психокинез, левитация, материализация и дематериализация, управление некоторыми природными процессами (например, превращение воды в лед и обратно или произвольное вызывание воспламенения), создание своего временного двойника (эта практика известна в крийя-йоге18) и ряд других.
18. Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. 640 с.
35 Понятно, что сказанное и сама обрисованная перспектива многим представляется предметом веры, а не научного знания. С точки зрения старой механистической парадигмы так оно и есть. Но дело в том, что эта парадигма уходит и меняется сама наука, а значит меняется и соотношение того, что раньше мы называли верой, и рационального знания. Вера обычно противопоставляется сомнению, однако в данном контексте точнее говорить об особого рода интуиции, которая не отрицает важность сомнения, но стоит вне его. Сознание человека способно черпать информацию из тех источников, о которых пока еще не принято говорить как о достоверных, существование которых еще отрицается. Но некогда и наука пробивала путь в дебрях псевдорелигиозного обскурантизма. Все новое рождается в муках и борьбе. Хочется надеется, что рождение завершится и ребенок окажется здоровым.

Библиография

1. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. М., Издательство ЛКИ, 2008. 240 с.

2. Вульф В. Холодинамика. Как развить внутреннюю силу и научиться управлять ей. URL:http://naturalworld.ru/kniga_holodinamika-kak-razvivat-i-upravlyat-svoey-vnutrenney.htm

3. Гроф С. За пределами мозга. М., Издательство АСТ. 2004. 284 с.

4. Гуревич П. С. Проблема целостности человека. М., ИФ РАН, 2004. 178 с.

5. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Издание журнала «Русская мысль». М., 1910. URL: http://psylib.org.ua/books/james01/index.htm

6. Иванов М.Г. Как понимать квантовую механику. М., Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2012. 516 с.

7. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Изд. 2-е, исправленное и переработанное. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013. Ч. 1: Мистическое богословие. С.7-379.

8. Майков В.В., Козлов В.В. Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007. 350 с.

9. Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. М., Издательство «София». 2008. 640 с.

10. Степин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., Издательский дом «Мiръ», 2009. С. 249-295.

11. Талбот М. Голографическая Вселенная. М., Издательский дом «София», 2004. 368 с.

12. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Спб., Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. 384 с.

13. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного. СПб: «Азбука-классика», «Петербургское востоковедение», 2005. 480 с.

14. Уилбер К. Проект Атман. Трансперсональный взгляд на развитие человечества. М., «Издательство АСТ» и др., 2004. 314 с.

15. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. М., «Издательство АСТ» и др., 2004. 412 с.

16. Уилбер К. Введение в интегральную теорию и практику: основы ИОС и «всесектроной, всеуровневой» карты. «AQAL», Vol 1, N1, 2006. URL: http://nlping.ru/78BBC7B9-F4645-87216A28

17. Gebser J. The ever-present origin. (N. Barstad and A. Mickunas, Trans.). Athens, OH: Ohio University Press. 647 p.

18. Young A.M. The Reflexive Universe: Evolution of Consciousness, 1976, New York: Delacorte Press, corrected ed. with introduction by Huston Smith, 1976, Anodos Foundation. 293 p.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести