A word about the new Russian identity
Table of contents
Share
Metrics
A word about the new Russian identity
Annotation
PII
S241328880008016-1-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Mikhail Belov 
Affiliation: State Academic University for Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Karasev David
Affiliation: State Academic University for Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

The article deals with the creation and definition of Russian national identity. A number of ways of possible identity building are defined, and the positive and negative aspects of each of them are highlighted.

Keywords
national identity, ideology, national identity, religion, national state
Received
22.12.2019
Date of publication
31.12.2019
Number of purchasers
17
Views
467
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Что есть национальная идентичность? У каждого человека есть то, что объединяет его с другими людьми, то же самое существует и внутри определенной социальной группы, что связывает ее с другой и с субъектами внутри себя самой. Подобной социальной группой является в первую очередь нация, как самая многочисленная и сложноорганизованная совокупность индивидуумов схожих по культуре, языку, надличностным интересам и территории.
2 А есть ли национальная идентичность у россиян? Про специфику предыдущих моделей в российской государственности и о будущем нашей идентичности пойдёт речь далее.
3 Для начала нашего исследования необходимо выявить определение национальной идентичности. Национальная идентичность есть одна из видов идентичности, что характеризуется связью отдельного человека с нацией, его этнокультурная сущность и социальная среда в которой он живёт. Теперь же коснемся трёх главных аспектов российской идентичности, которые её формируют.
4

Идеологическая идентичность

Впервые за всю историю России, со времён ее организации и централизации в XVI веке можно с уверенностью заявить, что, на данный момент в Российской Федерации отсутствует хоть в какой-то степени стройная, пусть даже и неформальная, идеология. О государственной идеологии речи даже не идёт. Это не столько несознательный промах лидеров России, сколько намеренное политическое решение, ибо мы можем видеть, что запрет на государственную идеологию официально закреплен в основном законе страны - конституции1. Исходя из этого, мы можем судить о незаинтересованности государства в исследовании проблематики необходимости или ненужности фундаментов, на которых может основываться национальная идентичность. Обращаясь к истории, мы находим, что, в отличие от современности, в российском прошлом национальная идентичность существовала, и она была непосредственно связана с идеологией.

1. Конституция Российской Федерации. 2001 [Электронный ресурс] // Конституция Российской Федерации URL: >>>> (24.11.2019)
5 С момента образования Русского царства, а в последующем и Российской империи существовала монархическая православная "идеология". Целью всех подданных России было служение Царю, который и отождествлялся у населения с государством - «Без царя России нет».
6 С приходом к власти большевиков государственная идеология стала коммунистической, то есть целью граждан вместо жизни и служения во благо Императора и Империи стало служение общему делу, построению коммунизма. Новая идеология неизбежно привела к формированию новой идентичности, отвечающей данной цели. Общенациональная идентичность граждан СССР выражалась в концепции «советского человека». Суть его - в отказе от национальных признаков и этнических атрибутов. На основе этой этнической гомогенности и предполагалось сформировать наднациональную общность советских людей. До конца этот концепт не был осуществлён, ибо националистические настроения имели место и во время существования Советского Союза (в основном в союзных республиках Балтии и Кавказа).
7 В современной России (с 1991-1993 по наши дни) идеологический эксперимент прошел не совсем удачно. С распада закрытого культурно и экономически государства должен был начаться переход к государству, поощряющему главным образом не торжество системы, а культ развития отдельной личности. При условии развития капиталистического самосознания у каждого гражданина страны, должно было сформироваться новое всероссийское общество, свободное от государственного контроля (СССР), шовинизма и религиозных предрассудков, как обоснование собственных поступков (часть идеологии Российской Империи). Но эксперимент не оправдал ожидания. И основная часть россиян, большую часть жизни прожившие в СССР, оказались не способны правильно распорядиться той свободой и благами, что внезапно появились в их жизнях. Дело состояло в простом непонимании новой жизни, когда приходилось ориентироваться на самого себя и воспитывать в себе самостоятельность. Государство же не занималось образованием, воспитанием граждан, не объясняло, как и что нужно делать и как теперь жить, оно не воспитывало в бывших «товарищах» свободных, сознательных людей. Ибо существующая власть, являясь прямым продолжением номенклатурной политики, не смогла эффективно осуществить переход от коллективной социальной культуры к индивидуалистической. Новые же проекты по строительству демократически ориентированной национальной идентичности оказались ещё менее жизнеспособны, чем планы правительства от 1993 года.
8

Религиозная идентичность в России

Основной религией русского государства больше тысячи лет являлось православное христианство. С крещения Руси и до установления коммунистического режима, пропагандировавшего атеизм, православие сохранялось в статусе государственной религией. Можно ли с уверенностью утверждать, что произошло повторное воцерковление России после семидесяти лет атеизма? Нет. Как источник морали институт РПЦ несостоятелен. Вот уже третье десятилетие при его функционировании наблюдается низкий уровень терпимости и солидарности внутри общества, падение нравов2. Определенный урон репутации православной церкви наносит либеральная общественность, перешедшая в серьезную оппозицию и жесткую критику. Но негативно влияет на развитие института церкви в России и сам институт Московской патриархии. С образованием РФ сначала Московский патриархат чрезмерно увлекся борьбой за главенствующую позицию среди других поместных церквей (Алексий II), а в последние годы самоизолирующийся путем отказа в евхаристическом общении с другими патриархиями (проблема УПЦ УП), негативно сказывающиеся на церковное общение прихожан, особенно в епархиях за границей.

2. Богданова О.А. Роль РПЦ в социокультурном пространстве современной России [Электронный ресурс] // КиберЛенинка URL: >>>> (24.11.2019)
9 Исламские религиозные течения могут быть привлекательны для ряда социальных групп как достойная альтернатива РПЦ, проводящей агрессивную политику даже внутри собственной конфессии.
10

Территориальный аспект

Российская Федерация в современном мире владеет самой большой площадью. Традиционно являясь сухопутной державой с огромной протяженностью границ, это естественно оказало влияние на российскую ментальность и задало тенденцию внешнего развития3. Экстенсивное расширение границ и ряд исторических событий привели к тому, что “русский народ оказался самым разделенным в мире”4. Потеря прежней территории с распадом Российской Империи и СССР негативно сказалась на национальном самосознании. Тем самым, при переформировании национальной идентичности, возникла потребность масс в возврате потерянных территорий и сохранении нынешних, защите территориального суверенитета. Именно последние две цели стали основой современной российской идентичности.

3. Спикмэн Н.Д. География и внешняя политика. 2016 [Электронный ресурс] // КиберЛенинка URL: >>>> (24.11.2019)

4. Проханов А.А. Скрытая Угроза. [Электронный ресурс] // Открытая Библиотека URL: >>>> (24.11.2019)
11 Три пути развития России. Первый из них наиболее традиционный - становление России как национального государства, в котором русские являются образующей государство нацией, на культуре которых и базируется общенациональная идентичность. Примером данной концепции служит Российская Империя.Данная идея существует до сих пор, но в виде негосударственной. В массе своей в государствах, граничащих с Россией, но политические силы, пропагандирующие идею «русского мира» популярностью не пользуются и пока к власти не пришли из-за скрыто антипатриотических позиций, по мнению избирателя. Главным существенным минусом данной концепции является ярко выраженный шовинизм, который мешает бесконфликтному межнациональному сосуществованию внутри страны и осуществлению международного сотрудничества. Причиной невозможности осуществления данной концепции является факт отсутствия этнического базиса, а именно уникальности русской культуры. В течение долгого периода времени на русскую культуру оказывали влияние другие инородные культуры, в результате чего самость русской культуры, ее обособленность и самобытность были потеряны.
12 Второй путь – посткоммунистический, центральный момент которого - возрождение проекта советского человека, наднациональной культуры, исключающей деление по национально-этническому признаку, и признающий факт существования человека-гражданина. Таким образом, национальная основа идентичности заменяется основой гражданской. К отрицательным сторонам данного подхода стоит отнести потерю культурных ценностей народов населяющих страну.
13 Третий путь – ориентированный на Европу, включающий комплексную интеграцию в западную цивилизацию. Отраженный ранее в сочинениях западников взгляд на необходимое для России общественно-политическое развитие впоследствии повлиял на формирование политических партий и соответствующих ценностей, развитие общественных отношений на постсоветском пространстве.
14 Тенденция к демократизации, развитию гражданского общества и соответствующем признании прав человека высшей ценностью – следствие продвижения России в европейском направлении. Главный минус - это факт тяжёлой и медленной «усваиваемости» демократии как внизу, так и вверху, как раз из-за того что власти не хотят, а общество не может. Такие аспекты, как верховенство права, сменяемость властей, высокая роль оппозиции в политической сфере и независимость общества от воздействия власти никогда не приживались ни в Империи, ни в Союзе. Фактическим подтверждением данной теории является Россия периода президентства Б.Н. Ельцина. Период, когда западные партнеры создавали множество фондов для ускорения и спонсирования демократического развития РФ, но большая часть инвестированных средств не была реализована5. Произошло относительное саботирование программ по демократизации общества. Можно винить в этом самобытность государства или коррупционные схемы, но факт остаётся фактом - «западные» ценности укорениться в обществе не успели, а их продвижения в России не заметно с 2011 года.
5. Джефри Ган > 2004 [Электронный ресурс] // КиберЛенинка URL: >>>> (24.11.2019)
15 Исходя из вышеперечисленных вариантов становления новой российской идентичности, их позитивных и негативных аспектов, мы выделим наиболее оптимальный путь для России. Соединяя фундаментальные основы русского национального государства, формирования идентичности не на национальной, а на гражданско-правовой основе, перенимая позитивный опыт западного мира и активное сотрудничество с ним для решения глобальных проблем. Именно из синтеза этих трех концептов российской идентичности выходит четвертый путь. Наиболее комплексный и реализуемый проект по формированию новой российской идентичности.

References

1. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii. 2001 [Ehlektronnyj resurs] // Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii URL: http://www.constitution.ru/ (24.11.2019)

2. Bogdanova O.A. Rol' RPTs v sotsiokul'turnom prostranstve sovremennoj Rossii [Ehlektronnyj resurs] // KiberLeninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-rpts-v-sotsiokulturnom-prostranstve-sovremennoy-rossii (24.11.2019)

3. Spikmehn N.D. Geografiya i vneshnyaya politika. 2016 [Ehlektronnyj resurs] // KiberLeninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geografiya-i-vneshnyaya-politika-chast-tretya (24.11.2019)

4. Prokhanov A.A. Skrytaya Ugroza. [Ehlektronnyj resurs] // Otkrytaya Biblioteka URL: http://open-lib.ru/dialogues/prokhanovvenediktov (24.11.2019)

5. Dzhefri Gan. Rossijsko-amerikanskie otnosheniya: sotrudnichestvo ili sopernichestvo. 2004 [Ehlektronnyj resurs] // KiberLeninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-amerikanskie-otnosheniya-sotrudnichestvo-ili-sopernichestvo (24.11.2019)