Philippics addressed to Leon Trotsky as a reflection of the "leader" political culture of 1917 (On the example of publications of the "Working Newspaper" and "Will of the people")
Table of contents
Share
QR
Metrics
Philippics addressed to Leon Trotsky as a reflection of the "leader" political culture of 1917 (On the example of publications of the "Working Newspaper" and "Will of the people")
Annotation
PII
S241328880008013-8-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Rauf Shumyakov 
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article considers the process of transformation of the image of Leon Trotsky in newspaper articles of Menshevik figures. A comparison is made between the formation of a leader's image around Kerensky and Trotsky. The author describes a type of political culture characteristic of revolutionary times, which is inclined to search for the figure of the "leader of the revolution".

Keywords
Leon Trotsky, the permanent revolution, the Mensheviks, political culture, chieftainism, the image of a leader
Received
22.12.2019
Date of publication
31.12.2019
Number of purchasers
78
Views
1642
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for all issues for 2019
1 Российская революция и последовавшая за ней Гражданская война отмечены ожесточенным, смертельным противостоянием различных политических сил в борьбе за власть. Войне оружием предшествовала война словом – на страницах периодических изданий различной идеологической и партийной направленности в 1917 году. Позиция руководства той или иной газеты приводила к пристрастной подаче событий и личностей на страницах издания: положительное – союзников, нивелирующее – противников.
2 Не стала исключением и фигура Льва Давидовича Троцкого, возвратившегося в Петроград из США, причем после месяца лагерного заключения1, 4 мая 1917 г. Политические взгляды, среди которых – интернационализм, убежденность в необходимости Советской власти2, европейской революции и др. – настроили против Троцкого не только либеральные и правые периодические издания, но и умеренных социалистов. «Единство», «Воля народа», «Рабочая газета», «День» в мае-июне обрушивают на политика шквал критики. За критическими публикациями, однако, можно усмотреть не только партийность, явление политической борьбы, но и особенность политической культуры российского общества 1917 года – авторитарность данной культуры.
1. Л.Д. Троцкий и ряд других русских эмигрантов британскими военно-морскими властями были сняты с лайнера «Христианиафиорд» 3 апреля (21 марта ст.ст.) в канадском порту Галифакс и отправлены в лагерь для военнопленных немцев. Причиной интернирования, как следует из телеграммы Отдела военно-морской разведки Британского Адмиралтейства капитану О.М. Мэйкенсу (O.M. Makins), являлось подозрение русских социалистов в намерении свергнуть Временное правительство и получении Троцким 10 тыс. долларов, «предоставленных социалистами и немцами» (“subscribed by Socialists and Germans”) для этой цели. Группа политических эмигрантов была освобождена 28 апреля (15 апреля ст.ст.) и 29 апреля посажена на лайнер «Святой Олаф», следовавший в Швецию. Подробнее см.: Spence R.B. Interrupted journey: British intelligence and the arrest of Leon Trotskii, April 1917 // Revolutionary Russia. 2000. Vol. 13. No. 1. P. 1-28; Idem Hidden agendas: Spies, lies and intrigue surrounding Trotsky’s American visit of January-April 1917 // Ibid. 2008. Vol. 21. No. 1. P. 33-55.

2. По крайней мере, неоднократные декларации в пользу власти Советов.
3 Для непосредственного обращения к образу Л.Д. Троцкого, представленному в указанных газетах, важно сперва отметить факт формирования в это время культа «вождя». Каждая партия, как отмечал А.А. Богданов, имеет склонность к прославлению собственных вождей. Это, по его мнению, являлось отражением «авторитарности», свергнутой политически, но продолжавшей жить культурно3.
3. Богданов А. Что же мы свергли? // Новая жизнь. 1917. 17/30 мая. № 25. С. 2.
4 Показательной в данном ключе является статья меньшевика И. Кубикова «Партийное сектантство», затрагивающая тему «партийного вождя». Для правильного учета соотношения борющихся сил тому необходимо, помимо прочтения десятков книжек, действительное знание русской жизни или «обладание такою творческою мыслью, которая заставляет быть осторожным и не таким скороспелым в выводах». Ни того, ни другого, констатируется далее, нет у большинства «этих “максималистов”», под которым понимаются Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин, А.В. Луначарский, другие большевики и близкие к ним – они растлевают незрелый пролетариат и «подготавливают почву анархизму»4. Важно отметить не содержательную сторону (критику «максималистов»), а форму ее – выделение «вождей» партий, правильных и неправильных.
4. Кубиков Ив. Партийное сектантство // Рабочая газета. 1917. 31 мая. № 68. С. 3.
5 Комплексы характеристик вождя в революционном 1917-м складывались особенно интенсивно вокруг личности А.Ф. Керенского5. Весной-летом 1917 г. формировались образы Керенского как «народного трибуна», «министра народной правды», «пророка» и др., нашедшие венец развития в образе уникального вождя-спасителя6. Биографы министра подчеркивали особую связь, даже любовь, вождя и народа; дар предсказания, созерцания будущего; приверженность социализму; преданность революции7.
5. Колоницкий Б.И. «Товарищ Керенский»: антимонархическая революция и формирование культа «вождя народов» (март – июнь 1917 года). М., 2017.

6. Там же. См. также: Колоницкий Б.И. Антимонархическая революция 1917 года и начало формирования культа вождя народа // Исторические исследования. Журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2017. № 6. С. 35-53.

7. Отмеченные элементы прослеживаются на материале популярных биографий А.Ф. Керенского, опубликованных в 1917 г. См.: Колоницкий Б.И. «Товарищ Керенский». С. 28-121 (Глава I).
6 Иными словами, именно перечисленные черты, по мнению биографов А.Ф. Керенского в 1917 году, были необходимы для политического лидера, и, вероятно, они отражали не только взгляд отдельных авторов, но и распространенные представления о «правильном» вожде.
7 Возвращаясь к Троцкому, следует отметить, что в критических статьях в его адрес также оказались отражены культурные формы, характерные для прославления «вождя революции», – с той лишь разницей, что эти культурные формы подаются в отрицательном ключе. Проще говоря, если перечисленные выше черты в образе Керенского находят свое подтверждение, то образ Троцкого – полное отрицание этих черт.
8 Так, согласно публикациям газет умеренных социалистов, Троцкий не понимает русской жизни, вследствие долгого пребывания в эмиграции, доктринерства. Логическое продолжение этого умозаключения – отсутствие связи политика с народом. Марксизм и социализм, привлекательные для широкой читательской аудитории вывески, усвоены Троцким догматически и половинчато. Социалистический идеал, следовательно, при «вожде» Троцком недостижим.
9 Затем, Л.Д. Троцкий несостоятелен как теоретик: теория перманентной революции показала свою неосуществимость, оторванность от реальности еще в 1905 г., но тот продолжает эту теорию пропагандировать. Прозорливость, предсказание будущего, значит, для Троцкого не характерны. Между тем, удивительный дар предсказания, «нервная чуткость к политическим событиям, доходящая до предвидения их»8 – свойство уникального вождя, важный элемент его авторитета.
8. Так характеризовал А.Ф. Керенского один из его биографов – В.В. Кирьяков в 1917 г. См.: Колоницкий Б.И. «Товарищ Керенский». С. 35.
10 Наконец, незнание интересов России и русской революции проявляются в агитации против империалистической войны, за европейскую революцию (что выгодно Германии, ведет к сепаратному миру и развалу фронта)9; расколе единого фронта демократии10; растлении неопытного пролетариата11. Это свидетельствует о чуждости Троцкого русской революции, деятельность его ведет к гибели молодой русской свободы.
9. Такая форма презентации образа Троцкого была характерна для «Воли народа» правых эсеров и «Дня» правых меньшевиков, поскольку эти политические группы выступали за продолжение войны.

10. На этом акцентировали внимание «Рабочая газета» и «День».

11. Характерно для публикаций газеты группы Г.В. Плеханова «Единство», «Дня», «Рабочей газеты».
11 Негативный образ, нарисованный рассмотренными газетами, создает возможность для отрицания Л.Д. Троцкого в качестве потенциального «вождя революции», несостоятельности домогательств со стороны политика на эту роль.
12 Иллюстрацией может служить статья «Дурные пастыри», опубликованная в газете правых эсеров «Воля народа».
13 Согласно статье, в то время, когда Россия «катится в пропасть экономического краха», а «перед революцией разверзается пропасть», находятся люди, «продолжающие с упорством фанатиков гнаться за беспочвенными иллюзиями догматических хитростей». «Кронштадтский герой» Троцкий, согласно трактовке одной из речей того корреспондентом, «рекомендует не сопротивляться немцам, покориться воле Гинденбурга и Вильгельма», а значит, «потворствовать распаду и развалу Российской революции». Это, по его мнению, приведет к европейской революции. Но, как отмечено в статье, «полетам фантазии кронштадтских героев» положен предел, поскольку идея перманентной революции, которую вновь проповедует Троцкий, показала свою несостоятельность еще в 1905 г. «Жизнь жестоко посмеялась тогда над бедным утопистом». В заключении же отмечается неуспех Троцкого в попытках создать «нечто глубоко теоретическое»12.
12. Воронов Б. [Лебедев Б.Н.] Дурные пастыри // Воля народа. 1917. 4 июня. № 31. С. 1.
14 Очевиден удар по Троцкому как приверженцу революции, как поборнику интересов русского народа, рабочих и крестьян, поскольку он фанатик, для него Россия ничто по сравнению с навязчивой идеей. Троцкий не только не способен трезво оценивать настоящее, но и проповедует нелепицы в будущем – европейскую революцию, придерживается утопичной теории перманентной революции.
15 Таким образом, образ Л.Д. Троцкого, предложенный газетами умеренных социалистов, является зеркалом происходящих в период русской революции трансформаций в области политической культуры. Этот образ отражает складывание культа «вождя революции». При этом следует отметить, что, несмотря на презентацию Л.Д. Троцкого в негативном ключе, составные элементы культа «вождя» остаются стабильны – они лишь подаются со знаком минус, тогда как в образе А.Ф. Керенского – со знаком плюс. Само же повышенное внимание к поиску «правильного» вождя свидетельствует в пользу существования в России 1917 г. авторитарной, или «вождистской», политической культуры.

References

1. Kolonitskij B.I. «Tovarisch Kerenskij»: antimonarkhicheskaya revolyutsiya i formirovanie kul'ta «vozhdya narodov» (mart – iyun' 1917 goda). M.: NLO, 2017. 520 s.

2. Kolonitskij B.I. Antimonarkhicheskaya revolyutsiya 1917 goda i nachalo formirovaniya kul'ta vozhdya naroda // Istoricheskie issledovaniya. Zhurnal Istoricheskogo fakul'teta MGU imeni M.V. Lomonosova. 2017. № 6. S. 35-53.

3. Spence R.B. Interrupted journey: British intelligence and the arrest of Leon Trotskii, April 1917 // Revolutionary Russia. 2000. Vol. 13. No. 1. P. 1-28.

4. Spence R.B. Hidden agendas: Spies, lies and intrigue surrounding Trotsky’s American visit of January-April 1917 // Revolutionary Russia. 2008. Vol. 21. No. 1. P. 33-55.

Comments

No posts found

Write a review
Translate