Prospects for National Development: Smenovekhovstvo and National Bolshevism
Table of contents
Share
QR
Metrics
Prospects for National Development: Smenovekhovstvo and National Bolshevism
Annotation
PII
S241328880008011-6-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Vitaliy Tibilov 
Affiliation: State University of Management
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article deals with the development of national-Bolshevik ideology. The author describes the way of formation from the theoretical views of N. V. Ustryalov to the creation of the modern national-Bolshevik movement.

Keywords
N. V. Ustryalov, national-Bolshevism, Smenovekhovstvo, Bolshevism
Received
22.12.2019
Date of publication
31.12.2019
Number of purchasers
78
Views
1752
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for all issues for 2019
1 У истоков национал-большевизма стоял правовед, философ политический мыслитель Н. В. Устрялов. Он работал в правительстве Колчака и возглавлял весь агитпроп. Впоследствии иммигрировал в Харбин. Поначалу он враждебно относился к большевикам, считая, что они губят национальную Россию. Но после ряда крупных поражений белых, а также их сотрудничества с интервентами, которые в нужные моменты бросали своих союзников, Устрялов пересматривает свои взгляды. В начале 1920 г. он публично заявляет, что он – национал-большевик. Уже в 1921 г. в Праге выходит сборник «Смена вех», где Устрялов вместе со своим старым товарищем Ю. В. Ключниковым – юристом и дипломатом - призывает русских эмигрантов примириться с большевистской властью и возвращаться на Родину. Почему Устрялов пошел против мейнстрима в русской эмигрантской среде, где считалось, что историческая Россия потеряна и что ее душа уничтожена антинациональными большевиками?
2 Как отмечают исследователи, Устрялов использовал политологический подход к анализу происходящих событий1. Именно синтез этого подхода и патриотических чувств привели «харбинского одиночку» к изложенной им точке зрения. И здесь мы напрямую подходим к общественно-политической доктрине национал-большевизма.
1. Муллахметов И. И. Идеология национал-большевизма (к политической доктрине Н. В. Устрялова) // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №4. С. 1899
3 Устрялов понимал, что в политике и в деле строительства государства нельзя использовать идеалистические понятия из морали и философии. Политика требует постоянного реагирования на изменяющиеся условия. Поэтому Устрялов увидел, что большевики, несмотря на их интернационалистические лозунги и слова о мировой революции, занимались ничем иным, как отстаиванием национально-государственных интересов России. Пока Белое движение мыслило об убиваемой национальной России и сотрудничало с интервентами только ради того, чтобы уничтожить большевиков, большевики защищали ту самую национальную Россию, которую так упорно отстаивали белые. Как отмечал Устрялов в своем сборнике «В борьбе за Россию», русские националисты не хотели видеть, что борясь с большевиками, они боролись против России, с которой большевики тесно слились. Там же он вспоминал в качестве подтверждения своих слов, как Врангель отдал распоряжение отдать Бессарабию Румынии взамен на помощь против большевиков. Или Колчака, который посчитал, что японцы, взявшие под контроль Владивосток, помогут в борьбе с красными.
4 Устрялов понимал, что альтернативы большевикам нет. Они – те, кто действительно отстаивал российские национально-государственные интересы. «Харбинский одиночка» предполагал, что большевики эволюционируют, переродятся в буржуазную власть и в будущем отринут свои революционные лозунги и станут укреплять позиции России.
5 Идеологию устряловского национал-большевизма можно свести к нескольким пунктам:
  1. Адекватной альтернативы большевикам нет.
  2. Идея о сильном государстве и великодержавности России.
  3. Необходимость капиталистических методов ведения хозяйствования при ключевой роли гос-ва и учета национальной экономической специфики.
  4. Непринятие марксизма.
  5. Русская нация уже не раз переживала различные стадии в своем историческом развитии и в этом процессе стремилась реализовать свое призвание: обустройство государства и консолидация многонациональной России. «Русский народ, отмечает Устрялов, есть нация с великой историей, великой культурой, национальными ценностями и символами, отражающими индивидуальность самосознания русских людей, неповторимое восприятие ими окружающей жизни и мироустройства»2.
2. Романовский В. К. Концепция нации в творческом наследии Н. В. Устрялова (к 125-летию со дня рождения политического мыслителя) // Вестник российской нации. 2015. №4 (42). С. 100
6 В понимании Устрялова, национал-большевизм – это немарксистский большевизм, ориентированный на национальные интересы России.
7 Устряловский сборник «Смена вех» обозначил наметившийся в общественно-политической практике Советской России начала 1920-х гг. синтез социалистических представлений и задач и национально-государственных устремлений, который выглядел как возврат к русской имперской идее в новой советской оболочке. Как отмечал тогда один из деятелей зарубежной социал-демократии, создавалось впечатление использования большевизма для достижения национальных задач: «Пусть большевики тешатся тем, что водружают красное знамя в Варшаве или Ангоре. На самом деле они защищают независимость России от разбойничьего нападения Польши, а союзом с Турцией осуществляют или подготовляют осуществление исконных национальных задач на Ближнем Востоке. Пусть большевики насаждают коммунизм на Украине, в Грузии, Сибири или Азербайджане. На само деле они объединяют российскую государственность, которой в ином случае грозил бы совершенный распад. Таковы предпосылки национал-большевизма»3.
3. Ананьич Б.В., Панеях В.М., Ганелин Р. Ш. Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. С. 684
8 Современный национал-большевизм «родился» в 1993 г., когда Э. Лимонов и А. Дугин написали «Приказ Номер 1» о создании Национал-большевистского фронта4.
4. Жаковска М. Феномен национал-большевистского движения: идеологический, социальный и культурный аспекты. // История и современность. М., 2010. № 1. С. 203
9 Национал-большевизм в современном его варианте был реакцией на те условия, в которых оказалась страна. Приватизация, массовая безработица, падение уровня жизни, отсутствие перспектив, уход государства из области воспитания молодого поколения. Все это подтолкнуло некоторую часть молодежи в национал-большевизм и, в частности, в Национал-большевистскую партию. Национал-большевистская партия было не просто партией, она была сообществом, субкультурой, где каждый ощущал свою причастность к чему-то общему и значимому. Стать нацболом – это принять особый образ жизни: быть нонконформистом, отказаться от индивидуализма, мещанства и быть готовым дисциплинировано и организованно идти вперед. Признать, что миру нужны революционные преобразования: создание нового человека и свободной для творческой самореализации системы.
10 Национал-большевистская партия, как было отмечено А. Дугиным, выступало в роли воспитателя и вразумителя5. Для этих целей проходили образовательные лекции, собирались библиотеки. В интервью «Специальному корреспонденту» Э. Лимонов заявил, что партия «собрала» всех выброшенных буржуазной системой героев левого и правого толка и дала им новую жизнь в виде примеров подражания для молодежи6.
5. Там же. С. 213

6. Globoball (2001). Специальный корреспондент - про НБП (РТР) [Видеофайл]. Взято из >>>> .
11 Идеологические основы современного национал-большевизма своеобразны. Он не является прямым продолжением устряловского национал-большевизма. Современное течение имеет социалистическое ядро. Оно дополняется модифицированной устряловской идеей о сильном государстве, которая подразумевает восстановление исторической советской империи, и евразийством А. Дугина, которое предполагает создание большого евразийского пространства. Такой синтез социализма и великодержавных идей вызывает интерес. Россия в силу своего географического положения и исторической роли вполне могла бы принять такой сценарий развития.

References

1. Ананьич Б.В., Панеях В.М., Ганелин Р. Ш. Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. - М.: Изд-во ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2006. - 734 с.

2. Жаковска М. Феномен национал-большевистского движения: идеологический, социальный и культурный аспекты. // История и современность. М., 2010. № 1. С. 202–222

3. Муллахметов И. И. Идеология национал-большевизма (к политической доктрине Н. В. Устрялова) // Вестник Башкирского университета. У., 2012. Т. 17. №4. С. 1899-1903

4. Романовский В. К. Концепция нации в творческом наследии Н. В. Устрялова (к 125-летию со дня рождения политического мыслителя) // Вестник российской нации. М., 2015. №4 (42). С. 91-101

5. Устрялов Н. В. В борьбе за Россию.

6. Globoball (2001). Специальный корреспондент - про НБП (РТР) [Видеофайл]. Взято из https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=IKsQR3G_W7A&feature=emb_logo.

Comments

No posts found

Write a review
Translate