Перспективы национального развития: сменовеховство и национал-большевизм
Перспективы национального развития: сменовеховство и национал-большевизм
Аннотация
Код статьи
S241328880008011-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Тибилов Виталий Витальевич 
Аффилиация: Государственный Университет Управления
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается развитие национал-большевистской идеологии. Описан путь становления от теоретических воззрений Н.В. Устрялова до создания современного национал-большевистского движения. 

Ключевые слова
Н. В. Устрялов, национал-большевизм, сменовеховство, большевизм
Классификатор
Получено
22.12.2019
Дата публикации
31.12.2019
Всего подписок
78
Всего просмотров
1751
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1 У истоков национал-большевизма стоял правовед, философ политический мыслитель Н. В. Устрялов. Он работал в правительстве Колчака и возглавлял весь агитпроп. Впоследствии иммигрировал в Харбин. Поначалу он враждебно относился к большевикам, считая, что они губят национальную Россию. Но после ряда крупных поражений белых, а также их сотрудничества с интервентами, которые в нужные моменты бросали своих союзников, Устрялов пересматривает свои взгляды. В начале 1920 г. он публично заявляет, что он – национал-большевик. Уже в 1921 г. в Праге выходит сборник «Смена вех», где Устрялов вместе со своим старым товарищем Ю. В. Ключниковым – юристом и дипломатом - призывает русских эмигрантов примириться с большевистской властью и возвращаться на Родину. Почему Устрялов пошел против мейнстрима в русской эмигрантской среде, где считалось, что историческая Россия потеряна и что ее душа уничтожена антинациональными большевиками?
2 Как отмечают исследователи, Устрялов использовал политологический подход к анализу происходящих событий1. Именно синтез этого подхода и патриотических чувств привели «харбинского одиночку» к изложенной им точке зрения. И здесь мы напрямую подходим к общественно-политической доктрине национал-большевизма.
1. Муллахметов И. И. Идеология национал-большевизма (к политической доктрине Н. В. Устрялова) // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №4. С. 1899
3 Устрялов понимал, что в политике и в деле строительства государства нельзя использовать идеалистические понятия из морали и философии. Политика требует постоянного реагирования на изменяющиеся условия. Поэтому Устрялов увидел, что большевики, несмотря на их интернационалистические лозунги и слова о мировой революции, занимались ничем иным, как отстаиванием национально-государственных интересов России. Пока Белое движение мыслило об убиваемой национальной России и сотрудничало с интервентами только ради того, чтобы уничтожить большевиков, большевики защищали ту самую национальную Россию, которую так упорно отстаивали белые. Как отмечал Устрялов в своем сборнике «В борьбе за Россию», русские националисты не хотели видеть, что борясь с большевиками, они боролись против России, с которой большевики тесно слились. Там же он вспоминал в качестве подтверждения своих слов, как Врангель отдал распоряжение отдать Бессарабию Румынии взамен на помощь против большевиков. Или Колчака, который посчитал, что японцы, взявшие под контроль Владивосток, помогут в борьбе с красными.
4 Устрялов понимал, что альтернативы большевикам нет. Они – те, кто действительно отстаивал российские национально-государственные интересы. «Харбинский одиночка» предполагал, что большевики эволюционируют, переродятся в буржуазную власть и в будущем отринут свои революционные лозунги и станут укреплять позиции России.
5 Идеологию устряловского национал-большевизма можно свести к нескольким пунктам:
  1. Адекватной альтернативы большевикам нет.
  2. Идея о сильном государстве и великодержавности России.
  3. Необходимость капиталистических методов ведения хозяйствования при ключевой роли гос-ва и учета национальной экономической специфики.
  4. Непринятие марксизма.
  5. Русская нация уже не раз переживала различные стадии в своем историческом развитии и в этом процессе стремилась реализовать свое призвание: обустройство государства и консолидация многонациональной России. «Русский народ, отмечает Устрялов, есть нация с великой историей, великой культурой, национальными ценностями и символами, отражающими индивидуальность самосознания русских людей, неповторимое восприятие ими окружающей жизни и мироустройства»2.
2. Романовский В. К. Концепция нации в творческом наследии Н. В. Устрялова (к 125-летию со дня рождения политического мыслителя) // Вестник российской нации. 2015. №4 (42). С. 100
6 В понимании Устрялова, национал-большевизм – это немарксистский большевизм, ориентированный на национальные интересы России.
7 Устряловский сборник «Смена вех» обозначил наметившийся в общественно-политической практике Советской России начала 1920-х гг. синтез социалистических представлений и задач и национально-государственных устремлений, который выглядел как возврат к русской имперской идее в новой советской оболочке. Как отмечал тогда один из деятелей зарубежной социал-демократии, создавалось впечатление использования большевизма для достижения национальных задач: «Пусть большевики тешатся тем, что водружают красное знамя в Варшаве или Ангоре. На самом деле они защищают независимость России от разбойничьего нападения Польши, а союзом с Турцией осуществляют или подготовляют осуществление исконных национальных задач на Ближнем Востоке. Пусть большевики насаждают коммунизм на Украине, в Грузии, Сибири или Азербайджане. На само деле они объединяют российскую государственность, которой в ином случае грозил бы совершенный распад. Таковы предпосылки национал-большевизма»3.
3. Ананьич Б.В., Панеях В.М., Ганелин Р. Ш. Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. С. 684
8 Современный национал-большевизм «родился» в 1993 г., когда Э. Лимонов и А. Дугин написали «Приказ Номер 1» о создании Национал-большевистского фронта4.
4. Жаковска М. Феномен национал-большевистского движения: идеологический, социальный и культурный аспекты. // История и современность. М., 2010. № 1. С. 203
9 Национал-большевизм в современном его варианте был реакцией на те условия, в которых оказалась страна. Приватизация, массовая безработица, падение уровня жизни, отсутствие перспектив, уход государства из области воспитания молодого поколения. Все это подтолкнуло некоторую часть молодежи в национал-большевизм и, в частности, в Национал-большевистскую партию. Национал-большевистская партия было не просто партией, она была сообществом, субкультурой, где каждый ощущал свою причастность к чему-то общему и значимому. Стать нацболом – это принять особый образ жизни: быть нонконформистом, отказаться от индивидуализма, мещанства и быть готовым дисциплинировано и организованно идти вперед. Признать, что миру нужны революционные преобразования: создание нового человека и свободной для творческой самореализации системы.
10 Национал-большевистская партия, как было отмечено А. Дугиным, выступало в роли воспитателя и вразумителя5. Для этих целей проходили образовательные лекции, собирались библиотеки. В интервью «Специальному корреспонденту» Э. Лимонов заявил, что партия «собрала» всех выброшенных буржуазной системой героев левого и правого толка и дала им новую жизнь в виде примеров подражания для молодежи6.
5. Там же. С. 213

6. Globoball (2001). Специальный корреспондент - про НБП (РТР) [Видеофайл]. Взято из >>>> .
11 Идеологические основы современного национал-большевизма своеобразны. Он не является прямым продолжением устряловского национал-большевизма. Современное течение имеет социалистическое ядро. Оно дополняется модифицированной устряловской идеей о сильном государстве, которая подразумевает восстановление исторической советской империи, и евразийством А. Дугина, которое предполагает создание большого евразийского пространства. Такой синтез социализма и великодержавных идей вызывает интерес. Россия в силу своего географического положения и исторической роли вполне могла бы принять такой сценарий развития.

Библиография

1. Ананьич Б.В., Панеях В.М., Ганелин Р. Ш. Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. - М.: Изд-во ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2006. - 734 с.

2. Жаковска М. Феномен национал-большевистского движения: идеологический, социальный и культурный аспекты. // История и современность. М., 2010. № 1. С. 202–222

3. Муллахметов И. И. Идеология национал-большевизма (к политической доктрине Н. В. Устрялова) // Вестник Башкирского университета. У., 2012. Т. 17. №4. С. 1899-1903

4. Романовский В. К. Концепция нации в творческом наследии Н. В. Устрялова (к 125-летию со дня рождения политического мыслителя) // Вестник российской нации. М., 2015. №4 (42). С. 91-101

5. Устрялов Н. В. В борьбе за Россию.

6. Globoball (2001). Специальный корреспондент - про НБП (РТР) [Видеофайл]. Взято из https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=IKsQR3G_W7A&feature=emb_logo.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести