Центральная Азия как симбиоз мировых цивилизаций
Table of contents
Share
Metrics
Центральная Азия как симбиоз мировых цивилизаций
Annotation
PII
S241328880007934-1-1
DOI
10.18254/S241328880007934-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Kristina Skriabina 
Affiliation: Государственный академический университет гуманитарных наук
Address: Российская Федерация,
Edition
Abstract

  В статье рассматривается генезис центральноазиатской цивилизации как отдельного объекта исследований. Центральная Азия, в силу своего географического положения, вобрала в себя лучшее от множества культур, сохранив при этом свою уникальность и самобытность.

Keywords
Центральная Азия, цивилизация, симбиоз, многообразие
Received
31.12.2019
Date of publication
31.12.2019
Number of purchasers
18
Views
665
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Понятие «Центральная Азия» включает в себя такие геополитические страны как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан. Именно эти государства являются историческими и культурными областями данного региона. Однако существует мнение, что определение должно включать такие государства как: Монголия, часть Китая, Афганистан, некоторые области Пакистана и Иран. Американский исследователь Ю. Брегель отметил, что пока ведутся научные исследования в данном регионе, есть те, кто испытывает недопонимание, где именно расположена Центральная Азия. Также говорил, что такое происходит и в кругах ученых, которые специализируются на азиатской истории и антропологии. 1
1. Bregel Yu. Notes on the Study of Central Asia. // Papers on Inner Asia – Bloomington, 1996. – No. 28.- P.1.
2 Разногласие прослеживается и в параметрах цивилизационной классификации Центральной Азии. Имеются такие дефиниции: «тюрко-иранская», «туранская» и другие цивилизации. У них же существует подразделение на цивилизации по этническим группам, которые населяют регион: узбекская, туркменская, таджикская.
3 Понятие «цивилизация» имеет дефиницию определенного «мира», то есть пространственно-временной культурно-экономический континуум с собственными идеями, ценностями и так далее. «У каждой культуры – по словам Освальда Шпенглера – есть своя собственная цивилизация».2
2. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. М.: Мысль, 1993. С. 163.
4 Как правило, масштабы цивилизации не совпадают с этническими границами, чаще всего они становятся межэтническими. Именно эти несоответствия дают понимания о развитии цивилизационного процесса в Центральной Азии.
5 Цивилизация Центральной Азии объединила в себе две составляющие – цивилизации кочевников и оседлых земледельцев. Кочевые народы включали в себя триаду признаков цивилизации: монументальная культура, города и письменность.3 В древности ядром идеологии являлся этноцентризм- противопоставление своего этноса внешнему, то есть иноэтническому окружению. В кочевых государственных образованиях Центральной Азии существовала жесткая централизованная политическая и военная власть. Во главе стоял «Небом поставленный» верховный правитель-каган. В основном цивилизация этого региона развивалась как самоорганизующаяся социальная система на всех уровнях - от семьи до племени. Высшая государственная власть обеспечивала целостность и устойчивость союзнических отношений, могла контролировать этнические группы.
3. Худяков Ю. С., Комиссаров С.А. Кочевые цивилизации Восточного Туркестана. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. Ун-та, 2002.- С. 7-8.
6 Находясь между Ближневосточной (вавилонской, эллинской и т.д.) и Азиатской (китайской, индийской, арабской) цивилизациями, страны Центральной Азии активно интегрировали лучшие аспекты этих культур. Тюрки, арабы, славяне, китайцы, иранцы, монголы и индийцы - эти племена и народы пересекали свой путь именно по этому региону. История оставила большой пласт культурного наследия для современной Центральной Азии, которые входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
7 Китайская и египетская цивилизации распространяли этнические стандарты, множество народов возникали в орбите этих культур. Китайская культура еще с древности влияла на этот регион: архитектурой, религией, эстетической системой. На современном этапе Центральная Азия и Китайская народная республика больше взаимодействует на экономическом уровне.
8 С древних времен экспозиция региона определяла ее транзитный характер. Именно по этой территории проходил Великий Шелковый путь, соединяющий Китай и Европу. Здесь шел обмен товарами, изобретениями, искусством. Данная система сообщения определила особую роль экономических и культурных связей в межцивилизационных отношениях. Великий Шелковый путь сыграл роль трансформатора и интегратора восточной и западной культуры. По этой причине международное сообщество ведет работы по восстановлению путей, которые бы связывали Узбекистан с Китаем, Центральную Азию с портами Индийского океана через территорию Афганистана.4 Это и есть показатель практического значения с точки зрения использования исторического опыта на современном этапе.
4. Международный симпозиум «Экономический пояс Шелкового пути», 26 июня 2014 г. [Электронный ресурс] // URL: >>>> (дата обращения 24.11.19).
9 Литература Центральной Азии уникальна. Она сочетает в себе произведения персов, индийцев, арабов, китайцев и русских народов. Книги переводятся на все языки мира. Благодаря арабоязычной философии тюркские народы узнали об античном культурном наследии. Именно этот регион смог сохранить культуру Античности, в то время как она переживала свой цивилизационный упадок. Среднеазиатский регион вобрал в себя лучшие аспекты философии Запада и добавил их в свое понимание о человеке, мире и вселенной. Ценности и идеи заключаются в толерантности, открытости, честности, близости к природе. Именно эти общечеловеческие традиции вводят Центральную Азию на орбиту мировой цивилизации.
10 Именно в Центральной Азии происходит симбиоз религий: ислам, христианство, иудаизм, буддизм и другие. Еще с древности все эти религии укоренялись наряду с разнообразными культами кочевых народов. По статистике на современном этапе на этой территории преобладает мусульманское население5 (Казахстан-70,19%, Кыргызстан-80%, Таджикистан-90%,Туркменистан-89%, Узбекистан-93%). На втором месте по распространению занимает христианство (Казахстан-26,17%, Кыргызстан-16%, Туркменистан-8%, Таджикистан и Узбекистан - менее 5%). Буддизм исповедуют в Казахстане, Киргизии, Таджикистане. Иудейская религия распространена в меньшей степени. Несмотря на это, все эти государства являются светскими, то есть население вправе выбирать свою религию. Итог: ислам оказал существенное цивилизационное влияние на культуру народов Центральной Азии.
5. Итоги национальной переписи населения 2009 года. [Электронный ресурс] // URL: >>>> (дата обращения 21.11.19).
11 Языки, на которых говорят в регионе, большое количество. Начиная с родных, государственных языков, продолжая изучением русского языка, и заканчивая другими мировыми языками. Все это говорит о мультикультурности данного региона. Профессор Нью-Йоркского университета М. Ривкин анализировал языковую политику СССР в странах Центральной Азии. На вопрос о распространении русского языка как признака политики русификации он отвечал: «Овладение русским языком как вторым не приводит к утрате этнического тождества».6
6. Rywkin M. Religion, Modem Nationalism and Political Power in Soviet Central Asia // Canadian Slavonic Papers/ Ottawa. 1975. Vol. XVII. No. 2/3. P. 275.
12 Немаловажное культурное воздействие оказал Советский Союз. Несмотря на то, что правительство СССР проводил политику русификации на территории Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана, это не повлияло на культуру и уникальность народов региона. Страны Центральной Азии находили соотношение многовековой традиции и процесса модернизации мировой системы. После распада СССР данный регион не претерпел значительных изменений в этническом смысле. Русский народ продолжал жить на территории Центральной Азии, не притесняемый со стороны коренного населения, и наоборот. Культура осталась прежней. Рассмотрение Центральной Азии через призму уже отдельного региона мира, а не в составе СССР, дает более точный облик межэтнического взаимодействия между странами.
13 Особую актуальность приобретает движение по сохранению многообразия и самобытности Центральной Азии, ее межконфессиональной и межэтнической толерантности. Причиной этому является транзитное положение между Западом и Востоком. Единство языка, историческая память и архетипы духовного опыта объединяют тюркские этносы. В сохранении могут помочь интеллектуальные элиты и научные сообщества, которые проведут возрождение и исследование историко-культурного наследия данного региона.
14 В условиях глобализации Центральная Азия находится на стыке мировых цивилизаций: исламской, православной, китайской и западной. Ее положение предопределяет уникальную роль в межцивилизационном диалоге, в обмене культурными ценностями. Эта роль принадлежала ей веками, история показывает многообразие процессов межкультурного взаимодействия. Все цивилизации находятся во взаимной интеграции своих культур. Чтобы защитить национальные интересы и безопасность государств Центральной Азии, необходимо развивать сотрудничество с мировым сообществом. Это реализуется через сотрудничество с соседними странами в регионе, а также в международных организациях.

References

1. Bregel Yu. Notes on the Study of Central Asia. // Papers on Inner Asia – Bloomington, 1996. – No. 28.- P.1.

2. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. М.: Мысль, 1993. 663 с.

3. Худяков Ю. С., Комиссаров С.А. Кочевые цивилизации Восточного Туркестана. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 2002.- С. 7-8.

4. Международный симпозиум «Экономический пояс Шелкового пути», 26 июня 2014 г. [Электронный ресурс] // URL: http://china-uz-friendship.com/?p=2231 (дата обращения 24.11.19).

5. Итоги национальной переписи населения 2009 года. [Электронный ресурс] // URL: https://www.ivisa.com/visa-blog/history-of-stat.kz (дата обращения 21.11.19).

6. Rywkin M. Religion, Modem Nationalism and Political Power in Soviet Central Asia // Canadian Slavonic Papers/ Ottawa. 1975. Vol. XVII. No. 2/3. P. 275.

7. National digital history of Kasahstan. [Электронный ресурс] // URL: https://e-history.kz/ru/contents/view/365#2 (дата обращения 22.11.19).

8. Абаев Н.В. Хомушку О.М. Духовно-культурные традиции в геополитическом и цивилизационном пространстве Центральной Азии и Саяно-Алтая. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2011.

9. Степанянц М. Т. Восточные философии. Восток в эпоху глобализации – Москва, 2011. С. 128-145.