Cultural diplomacy. Relations between Russia and France
Table of contents
Share
Metrics
Cultural diplomacy. Relations between Russia and France
Annotation
PII
S241328880007913-8-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Vera Motorina 
Affiliation: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

The article describes the history of Russian-French interstate relations through the prism of cultural diplomacy. Chronological milestones that determined the development of cultural relations between States and the factors that influenced the perception of States of each other are highlighted.

Keywords
cultural diplomacy, Russia, France, the emigration, the image of the state
Received
13.12.2019
Date of publication
31.12.2019
Number of characters
8500
Number of purchasers
6
Views
82
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

1

 На современном этапе развития международного сотрудничества мы можем наблюдать активное вовлечение культурного сектора во внешнюю политику государств и международных организаций. Межцивилизационный диалог не может строиться без опоры на культурную дипломатию. Цивилизованные страны осознают необходимость продвижения своей культурной дипломатии выделяют значительные средства для развития данного инструмента внешней политики.

2 Первую попытку описания явления «культурной дипломатии» предпринял американский советолог Фредерик Баргхорн. Он утверждает, что СССР использует культуру как элемент внешней политики для пропаганды образа жизни советского человека заграницей, что должно оказать положительный эффект при реализации целей внешней политики. В его работах также рассматривается политика крупных западных стран в области международного культурного обмена, в частности Франции, главным элементом культурной политики которой он считал установление религиозных и образовательных связей на Ближнем и Дальнем Востоке.1
1. См: Frederick C. Barghoorn The Soviet Cultural Offensive: The Role of Cultural Diplomacy in Soviet Foreign Policy – PRINCETON UNIVERSITY PRESS – С.3 – URL: >>>> (дата обращения: 03.09.2019)
3 Явление «культурной дипломатии» описывалось также американским политологом Джозефом Найем – основоположником концепции «мягкой силы», который утверждал, что источник “мягкого” могущества — это культурная привлекательность стран и описывал её воздействие на международные отношения.
4 В 2016 году ЕС принял стратегию развития международных отношений, в которой особая роль отводится культуре. Роль Европейского Союза согласно данной Стратегии заключается в развитии «международных культурных связей» посредством оказания помощи странам «третьего мира» и поддержке продвижения Европейского Союза и различных культур стран-членов ЕС посредством «культурной дипломатии».2 Приняв данную Стратегию, ЕС признает роль культуры как важного инструмента внешней политики государств, способствующего налаживанию международных связей и укреплению взаимопонимания.
2. См: European commission «Joint communication to the european parliament and the council Towards an EU strategy for international cultural relations» — URL >>>> (дата обращения: 29.08.2019)
5 Основываясь на изученных определениях культурной дипломатии, под «культурной дипломатией» в данной статье будет пониматься обмен компонентами культуры между государствами, результатом которого становится взаимопроникновение и взаимообогащение культур, способствующее укреплению взаимопонимания на международной арене и позволяющее воздействовать на другие страны при лоббировании интересов государства во внешней политике.
6 Рассмотрим явление культурной дипломатии на примере России и Франции. Интерес к культуре Франции в России зародился с времен Петра I, что объяснялось просветительскими задачами первого Императора. Елизавета Петровна также испытывала большую симпатию к культуре Франции, и при ней она получает широкое распространение. Французский посол де-ла-Шетарди, будучи приближенным к Императрице, даже имел влияние на внутренние дела России.
7 После заключения в 1756 году франко-русского союза учащаются поездки русских во Францию, обучение во французских учебных заведениях способствует проникновению новых идей в российское общество.
8 Происходят изменения и в культурной сфере: в России работают французские архитекторы, например, Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот – автор таких известных проектов как Большой Гостиный двор, Юсуповский дворец, Малый Эрмитаж. В России появляются французские предметы интерьера, набирает популярность французский театр.
9 В связи с событиями 1789 года во Франции в Россию наблюдается приток эмигрантов. Их общение с представителями русского высшего общества стало причиной того, что знание французского языка было необходимым условием в светских кругах.С распространением французского языка книги французских писателей набирали популярность среди русской знати. Трудно было в то время найти частную дворянскую библиотеку, в которой отсутствовала бы французская литература.
10 Однако французское влияние не ограничивалось литературой. На взгляды подрастающего поколения оказывали сильное воздействие иностранцы-гувернеры.
11 Французские идеи прослеживались во многих аспектах государственной и общественной жизни Имперской России. В «Наказе» Екатерины Великой так же прослеживается следование идеям западных просветителей в государственных делах. Она обращается к идеям Монтескье для утверждения самодержавия как наилучшей формой правления.
12 Особенно ярко влияние французов сказалось во времена Александра I. Император старался в управлении проводить мысли французских ученых, призывал себе в помощники Сперанского, поклонника французов, а одному из французов – герцогу Арману де Ришелье – поручил управлять Одессой. 3
3. См: Жаворонков, Б. Н «Франция и Россия» - Москва : Т-во И. Н. Кушнерев и К°, 1914. – С24-30.
13 Культура России во Франции также вызывала взаимный интерес: они изучали произведения известных русских писателей Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева и других, восхищались красотой языка и мыслями, транслируемыми русскими писателями, что имело в свою очередь влияние на французскую литературу. Кроме того, большой интерес у французов вызывали наши театры и музыка, многие произведения русских классиков исполняли во Франции.
14 Большое количество французских инженеров работало в России на фабриках в начале 20 века. В 1890 году прошла первая выставка французских товаров, вызвавшая большой интерес среди народа. Интерес к культуре Франции способствовал налаживанию связей не только между государствами, но и внутри народа: между купцами, учителями, художниками, учеными и др.
15 Налаживание культурных связей – эффективный способ формирования имиджа государства на международной арене, поэтому в ХХ веке в условиях напряженных международных отношений культурные связи приобретают особое значение.
16 В 1937 году СССР принял участие во Всемирной выставке в Париже. Советское государство придавало большое политическое значение участию в выставке, как возможности пропаганды социализма на Западе. СССР стремился продемонстрировать расцвет социалистической культуры, искусства, техники, творчества масс благодаря социалистической системе. Павильон Советского государства вызвал большой интерес у посетителей выставки.4 Так, мы видим пропагандистскую силу культуры, применяемую в международных отношениях.
4. См: Участие СССР во всемирной выставке в Париже //История. РФ URL: >>>> (дата обращения: 01.10.2019)
17 В послевоенное время в Советском Союзе увлечение Францией было затруднено, но сохраняло свои позиции. Christian Dior был первым западным модным домом, получившим возможность посетить Страну Советов. Dior удалось установить тесные связи с советскими партнерами, наладить взаимовыгодное сотрудничество.5 Так, мы видим влияние сферы культуры на экономические отношения. Заинтересованность советских людей во французской культуре и моде способствовала налаживанию важных торгово-экономических связей двух стран. В 1966 году было подписано первое межправительственное соглашение о научно-техническом и экономическом сотрудничестве двух стран. Кроме того, была учреждена франко-советская торговая палата в Париже, открыто её представительство в Москве. К началу 1990-х Франция становится одним из основных экономических партнеров СССР. На советском рынке было представлено множество французских фирм, в числе которых: «Usinor», «Pechiney», «Thomson», «Renault» и другие.
5. См: "Кристиан Диор" расширяет деятельность в СССР. Этот сладкий запах Европы // Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47 28/11/1991URL: >>>> (дата обращения: 01.10.2019)
18 2010 год был объявлен Годом Франции в России и России во Франции. Он стал периодом укрепления политического диалога, а также развития сотрудничества в различных сферах. Культурный обмен является важнейшим элементом развития экономических и научно-технических отношений, достижения взаимопонимания на политической арене. На сегодняшний день проведение грамотной культурной политики приобретает особую актуальность в современных геополитических условиях. Дальнейшее сотрудничество России и Франции будет рассмотрено нами в последующих статьях.

References

1. Frederick C. BarghoornThe Soviet Cultural Offensive: The Role of Cultural Diplomacy in Soviet Foreign Policy – PRINCETON UNIVERSITY PRESS 1960 – 353с. – URL: https://www.questia.com/read/61774634/the-soviet-cultural-offensive-the-role-of-cultural (дата обращения: 03.09.2019)

2. European commission «Joint communication to the european parliament and the council Towards an EU strategy for international cultural relations» — URL https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52016JC0029&from=EN (дата обращения: 29.08.2019)

3. Жаворонков, Б. Н «Франция и Россия» - Москва : Т-во И. Н. Кушнерев и К°, 1914. – С24-30.

4. Участие СССР во всемирной выставке в Париже // История.РФURL: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/uchastiie-sssr-vo-vsiemirnoi-vystavkie-v-parizhie (дата обращения: 01.10.2019)

5. Широкород, А.Б. «Франция. История вражды, соперничества и любви.» – М. : Вече, 2008 – 384 с.