Социальные институты как форма взаимодействия человека с обществом
Социальные институты как форма взаимодействия человека с обществом
Аннотация
Код статьи
S241328880000289-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Рудый Светлана Александровна 
Должность: студентка 3 курса
Аффилиация:
факультет «Социальная работа»
Российский государственный социальный университет
Адрес: Российская Федерация, В. Пика, д.4, стр.1
Выпуск
Аннотация
в статье описывается сущность деятельности и функции социальных институтов современного мира, изучены пути совершенствования внутренней структуры этих социальных образований. Чтобы достичь социального порядка в российском обществе, необходимо уделить внимание на содержание функций, которые выполняют социальные университеты в условиях сегодняшней России. В настоящее время рассматривается культурно-историческое значение института семьи, образования и религии как функция социального контроля формирования и развития здоровой духовно-нравственной личности. Ведь именно семья, образование и религия оказывают значительно важное влияние на социально-психологическую трансформацию ценностных ориентиров и мотивов каждого индивида, на систему ценностей, в которой человек развивается и формируется как личность.
Ключевые слова
повседневность, социальный институт, социальные практики, социальные нормы, статусы и роли, функции социальных институтов, религия, Русская православная церковь как социальный институт, взаимосвязь церкви и государства, семья, преемственность, воспитание.
Классификатор
Получено
23.02.2019
Дата публикации
18.06.2019
Всего подписок
93
Всего просмотров
10928
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1 Введение. Социальный институт включает в себя совокупность установленных образцов взаимодействия, нормы, принятые в конкретных сферах социальной жизни. Социальные институты появляются в ответ на определенную потребность на уровне общества и взаимосвязаны с существующими ролями и статусами. Есть несколько функций социальных институтов, но основную функцию выполняют как поддержание целостности общественной системы1.
1. Осипова М.А. Социальные институты в механизме управления обществом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2011. № 1. С. 82.
2 Каким образом можно обеспечить централизованное управляющее воздействие на общество в целом для достижения сознательно поставленной цели управления, если общество представляет собой сверхсложную систему и по определению не поддается контролю из единого центра? Ответ кажется очевидным и банальным: посредством построения иерархии соподчиненных друг другу центров управления. Именно таким образом удается справиться с задачей управления в других сложных динамических системах. Но мы имеем дело с общественной системой, т.е. системой деятельности людей2.
2. Кулинченко А.В. Лидерство и управление обществом. Сущность и значение социального управления // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. № 3 (19). С. 40.
3 Практическая деятельность людей в современном обществе имеет двойственную природу. С одной стороны, мы находимся в рамках повседневности, т. е. контакты, социальные взаимодействия и отношения, в данном случае, носят личностный и неформальный характер. Другими словами, наша повседневность организуется на основе первичных отношений членов неформальных малых групп, а также семейных отношений. Многие исследователи полагают, что повседневность составляет основу для формирования естественного, во многом эмоционального характера отношений между людьми3.
3. Фролов С.С. Социальные институты в современном обществе // Социология власти, 2010. № 3. С. 25.
4 Социальные институты складываются под влиянием определенных социальных групп, которые декларируют свои правила и нормы взаимодействия в строго ограниченных рамках определенной сферы деятельности, и также в ответ на общественную потребность. Можно заметить, что и такие институты складываются отчасти и путем самоорганизации таких как семья, религия и так далее4.
4. Осипова М.А. Социальные институты в механизме управления обществом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2011. № 1. С. 82.
5 Социальное взаимодействие всегда осуществляется в определенной системе, в едином информационно-коммуникативном пространстве, т.е. в сфере отношений между людьми по поводу передаваемой информации, в социально-организационных условиях5.
5. Скрябина Л.И. Универсальный механизм социального взаимодействия // Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 3 (205). С. 37.
6 Для приспособления к среде современное общество вырабатывает такие инструменты, чтобы они были пригодны для решения ряд многих задач и могли удовлетворить значимые потребности. Вот такими инструментами и ключевыми элементами структуры общества и являются социальные институты6.
6. Нетребко Е.Н. Социальный институт образования в современном обществе // Альманах современной науки и образования. 2008. № 4-1 (11). С. 116.
7 После того, как человечество прошло многие ступени своего развития и пришло к выводу, что отдельно жить от общества и не зависеть от него практически невозможно. В одиночестве человек не в состоянии приобрести для себя благ, а только вместе с остальными. А именно объединяться в семьи, роды, общины, племена, государства, союзы и другие общественные организации. Из-за распада первобытнообщинного строя человек обособился, стал самостоятельным и из-за этого появилась свобода отдельных личностей. Но, к сожалению такая свобода не существует, если не будет поддержки общества, которое в процессе развития маленькими шажками создает требования желательных вариантов поведения своих членов. А человек как субъект этого общества должен выражать свое личное отношение к созданным требованиям через свое поведение7.
7. Полищук Н.И. Роль институтов гражданского общества в реализации уголовно-исполнительной политики России: проблемы и недочеты // Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 4. С. 56.
8 Но, к сожалению, в современных условиях из-за падения социальных институтов индивид утрачивает свои привязанности к общностям, основанные на традициях, такими как семья, конфессия, нация и сцепление с конкретным местом проживания: городом, районом и даже страной. В глобальной информационной среде молодые люди стремятся быть причастными к многим социальным и культурным модификациям, хотят быть «везде». И вследствие этого на смену традиционным институциональным формам появляется новый вид общностей, где отсутствуют жесткие связи, то есть они дискретны, полиморфны, доступны и незавершенные. В настоящее время для молодежи, которые относятся к современным представителям социума появилась возможность интенсивно перемещаться от общности к общности, перескакивать между разного рода потоками коммуникации, перебирать и осваивать многие культурные практики8.
8. Воробьева И.В., Кружкова О.В., Симонова И.А. Социальный серфинг: специфика ценностных ориентаций молодежи в современном обществе // Педагогическое образование в России, 2015. № 5. С. 46.
9 Свобода рассматривается в качестве одного из основных атрибутов человеческого «Я», она связывается с наличием или отсутствием ограничений. Философ-социолог Леонтьев К. И. подверг анализу внутренний аспект свободы, который обозначается понятиями «психологическая свобода», «внутренняя свобода», раскрываемая Ф. Ницше как «свобода для» (позитивная свобода), а не «свобода от чего» (негативная свобода). Р. Мэй (теоретик экзистенциальной психологии) рассматривает способность к свободному выбору в качестве основного критерия психологического здоровья. Выбор, совершаемый человеком, представляется как акт реализации собственной свободы и творческое созидание своего будущего9.
9. Калашникова С.А. Человек с проблемами в развитии и социальная среда: ограничения во взаимодействии и механизмы социальной интеграции // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке, 2013. № 4-1. С. 161.
10 Современное общество России несколько лет переживает постоянные кризисы в таких сферах как экономика, психология и социальная жизнь, в которых происходит подмена всех его подсистем, в том числе таких институтов как семьи, образования и религии10.
10. Игебаева Ф.А., Кадыров Р.Х. Семья как основной социальный институт // Вестник научных конференций. 2016. № 12-3 (16). С. 49.
11 Проведем анализ взаимоотношений каждого индивида с семьей, образованием, религией в качестве примера как наиболее значимых социальных институтов в его жизни.
12 Семья как социальный институт. В России в последние десятилетия XX в. и начала XXI в. произошли кардинальные социально-экономические трансформации, которые не могли не привести к серьезным изменениям в семейной сфере. Институт семьи, переживающий кризис, трансформируется, что ведет к деформации традиционных ценностей и повышению уровня конфликтности в обществе.
13 В связи с этим, становится актуальным исследование института семьи и его роли в социальной консолидации в условиях современного российского общества11.
11. Гольцова Е.В. Исследование роли института семьи в социальной консолидации общества // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 6-1. С. 156.
14 Семья обеспечивает постоянство и устойчивость обществу, проходит вместе с ним эволюцию и одновременно выступает как социальное поле, где происходит становление личности каждого человека.
15 С момента развала СССР экономика резко пришла в упадок, вследствие этого произошли значительные изменения: семьи, лишившись в одно мгновение работы, оказались на грани выживания, демографическая ситуация снизилась. И вдогонку к этим проблемам семейные нравственные устои и ценности разрушились, и также ослабился психологический климат общности. И в совокупности все это приводит к тому, что у людей появляется асоциальное поведение в виде употребления алкоголя, наркотиков; растет детская преступность и безнадзорность; появляются социальное сиротство и межнациональное разжигание. И такое явление очень волнует, потому что такая ситуация направлена на разобщение семьи, а не на ее сплочение. И вследствие этого семей и детей становится меньше, смысл семейных уз теряется.
16 Но, благодаря демографической политике, проводимой на уровне государства, начиная с 2004 года создали благоприятные условия для женщин, которые решаются на создание семьи и рождение детей: основали материнские капиталы для определенных целей (ипотеку, обучение детей, будущей пенсии самой матери), увеличили выплаты и пособия по уходу за ребенком и так далее.
17 В настоящее время семья как социальный институт проходит испытание на прочность, то есть маленькими, но упорными шажками возрождаются те ценности, которые были утрачены в девяностые годы ХХ столетия12.
12. Игебаева Ф.А., Кадыров Р.Х. Семья как основной социальный институт // Вестник научных конференций. 2016. № 12-3 (16). С. 50.
18 По тенденциям в продвижении социальных функций семьи для условий нашей страны есть зависимость от того, какая связь между получением семьями (и гражданами) различных необходимых прав (социальных и экономических), которые связаны также с правом собственности, получением хорошей материальной основы для семьи и созданием ее духовных ценностей13.
13. Логачева О.Е., Комаристый Д.П. Семья как социальный институт в существующей структуре общества // Вестник Воронежского института высоких технологий, 2017. № 1 (20). С. 160.
19 Семья в нашем представлении выступает как малая, социальная ячейка общества на первичном уровне, где близкие люди являются членами семьи; они объединены либо родством, либо браком и т.д., и даже экономически взаимосвязаны. И это более распространенный тип семьи, который есть в современном мире. Можно подчеркнуть, что семья играет основную роль в формировании личности, и одновременно является фундаментом социального института, где определяются правила и нормы поведения, регламентирующими взаимоотношения между близкими и отношения между семьей и обществом. Семья тесным образом сопряжена с конкретной социальной средой и зависима от нее. В свою очередь, семья воздействует на общество, и именно ей принадлежит решающая роль в продолжении человечества, в воспитании и обучении детей в условиях физического и духовного развития их личности. Не лишним будет упомянуть О.Конта -основоположника социологии, который семью представил определениями как «начало общества», «действительным элементом социального устройства», «истинную социальную единицу», ведь в рамках семьи происходят первичные правовые представления14.
14. Самыгин П.С. Семья как институт правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития российского общества // Общество: политика, экономика, право. 2007. № 1. С.85.
20 Семья является энергичным элементом, и связана тесным образом с обществом, так как член семьи может быть вхож в разные социальные объединения и группы. Семья оказывает огромное влияние на отношения в обществе в целом и на процессы социальной жизни различного характера. Семья в качестве социального феномена прошла замысловатый путь исторического развития. Веками изменялись типы и формы семьи, роли супругов в отдельности как мужа и жены, методы воспитания детей15.
15. Матвеева Т.М., Золотова Г.И. Семья как институт социального контроля и культурно-исторического развития общества // Проблемы и перспективы современной науки. 2016. № 13. С. 63.
21 Семья в качестве роли социального института имеет способность передавать опыт из поколения в поколение в виде особых социальных, религиозных и этнических представлений, форм поведения, могущих оказывать значительное влияние на правовые представления и правовое поведение молодежи16.
16. Самыгин П.С. Семья как институт правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития российского общества // Общество: политика, экономика, право. 2007. № 1. С. 86.
22 Для анализа роли семьи в качестве института в социальной консолидации общества была применена методика, позволяющая провести исследование конкретных аспектов жизнедеятельности семьи в контексте проблематики социальной солидарности в качестве анкетных опросов. Анкета включает в себя ряд вопросов. позволяющих проанализировать формы и практику семейного социального контроля, выявить межпоколенческую преемственность, транслируемые ценности и социальную память, а также определить общее восприятие семьи и социальное самочувствие17.
17. Гольцова Е.В. Исследование роли института семьи в социальной консолидации общества // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 6-1. С. 157.
23 Согласно последним опросам ВЦИОМа, россияне отмечают, что наибольшей ценностью для них является именно семья, а среди наиболее приоритетных задач опрошенные называли именно семейные ценности18.
18. Матвеева Т.М., Золотова Г.И. Семья как институт социального контроля и культурно-исторического развития общества // Проблемы и перспективы современной науки. 2016. № 13. С. 63.
24 Образование как социальный институт. В фокусе социальных наук проблема ценностей современного человека и общества занимает важное место. В наше нестабильное время, когда происходят существенные изменения жизненных ценностных ориентиров у большей части населения, особенно у молодого поколения, что выражается в отчуждении от отечественной культуры, отрицании нравственных ценностей и опыта старшего поколения, сложившихся веками традиций и устоев, современному человеку стало непросто отличить свои собственные мысли и желания от навязанных извне и сформировать собственное мнение19.
19. Величко Н.В. Роль социальных институтов в формировании социальных и культурных ценностей в современном российском обществе // Динамика языковых и культурных процессов в современной России, 2016. № 5. С. 70.
25 Сегодня система образования как социальный институт ставит главной задачей подготовку молодежи к активному участию в социальной жизни. Образование выполняет функции социализации личности, социально-экономическую, социально-политическую, социально-дифференцирующую, подготовку к семейной жизни20.
20. Коростелева Ю.Е. Роль образования как базового социального института в социализации личности (на примере традиционных семейных ценностей // В сборнике: ПЕТРОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ сборник материалов. Магнитогорск, 2018. С. 226.
26 Система образования в качестве социального института выполняет роль социализации каждого индивида, в первую очередь подрастающее поколение через воспитание и обучение, чтобы они могли подготовиться и внедриться в общественную жизнь.
27 В образовании социализация происходит непрерывно, целенаправленно и даже равномерно распределяется с помощью конкретных людей (педагогов) в различных учреждениях (детские сады, школы, институты и так далее).
28 Образовательная деятельность оказывает распространение в обществе доминирующую идеологию, отражает в своей структуре функционирование общественных отношений и является одним из важных средств связей поколений, социальной непрерывности21.
21. Чудина С.А. Система образования как социальный институт // Via scientiarum - Дорога знаний. 2018. № 2. С. 237.
29 Общество и система образования связаны между собой тесным образом, и важные по значению проблемы различного характера, например, в области политики, экономики, экологии, демографии и др. сказываются на процессе образования. Необходимо подчеркнуть, что образование играет роль как важнейшую преобразующую силу общества, так как оно влияет на развитие различных тенденций в обществе, подготавливает каждое новое поколение к тому, чтобы они могли решать основные трудности современного мира, учит составлять прогнозы и предупреждать их последствия. От этого зависит какие будут в дальнейшем перспективы развития современной цивилизации. Подведя итоги, можно сказать, что образование следует рассматривать как базовое средство развития Российской Федерации.
30 Образовательная система в России является одним из крупнейших образовательных комплексов в мире, преобразования, происходящие во всех сферах жизни общества, которые повлекли также изменение образовательных потребностей населения22.
22. Кравцов А.О. Социальное взаимодействие в образовании: гармония прав и обязанностей участников образовательного процесса // Вестник ТОГИРРО, 2013. № 2 (26). С. 114.
31 Образование играет роль социального института, но все равно в социологии рассматриваемые вопросы, касающиеся образования вызывают споры и дискуссии. Если уточнить, то именно образование всю жизнь для каждого индивида является фундаментальной основой, и это позволяет ему успешно пройти адаптацию к окружающей действительной среде, приобрести социокультурный опыт.
32 Образование становится одним из проявлений многоступенчатого процесса социализации, из-за которого человек приобретает правила поведения, необходимого для успешного включения в жизнь общества.
33 Также можно добавить, что образование как социальный институт включает в себя совокупность конкретных организаций, ценностей, ролей и норм, передающих индивиду накопленные знания, социокультурные модели поведения. Образование в качестве социального института удовлетворяет базовую потребность общества - это получить знания и социализировать подрастающее поколение23.
23. Нетребко Е.Н. Социальный институт образования в современном обществе // Альманах современной науки и образования. 2008. № 4-1 (11). С. 117.
34 Религия как социальный институт. Чтобы понять сущность религии в структуре социологической мысли, нужно саму религию рассмотреть в качестве социального и социокультурного института.
35 Изучение религии в социологической структуре начинается с работ О. Конта и продолжается К. Марксом, Э. Дюркгеймом, М. Вебером и другими социологами, которые известны нам и за рубежом. К. Маркс в своих трудах негативно относился к религии, так как он считал, что религия - это антипод науки, «опиум народа», и даже помогает эксплуатировать бедных.
36 В концепции марксизма религия трактуется «как социальный институт, воздействующий на людей подобно любому другому социальному институту. Причем это воздействие опосредованное общественными отношениями в экономике и оно не самостоятельное. Считается, что религия не создает, а всего лишь интерпретирует, оправдывая или осуждая. К. Маркс считал, что религия играет основную «компенсаторную» функцию, и поэтому такая концепция религии марксистского учения была реализована в странах социализма и имела губительные последствия для функционирования и развития института религии в этих странах.
37 В научных трудах Э. Дюркгейма и М. Вебера прослеживается позитивное отношение к институту религии. Э. Дюркгейм считал, что религия формирует социальную общность, интеграцию и стабильность в обществе. Он очень обращал внимание на то, что религия имеет значительно важную социальную значимость24.
24. Акулич М.М., Капалин А.М. Религия как социальный институт // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 32. С. 8.
38 М. Вебер сравнил и классифицировал мировые религии и определил, что религия влияет на экономику и отношения общества в целом.
39 Он проводил исследования о том, какой имеет смысл религия, и как она влияет на мировоззрение представителей разных социальных групп, и как горожане с сельчанами относятся к религиозной деятельности. Социолог в отдельности определил понятия «церковь» и «секту», изучая и определяя их характер к вере. Выводы М. Вебера таковы: религиозные общины в качестве сект не имеют необходимого институционального характера25.
25. Акулич М.М., Капалин А.М. Религия как социальный институт // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 32. С. 9.
40 Религия — это сложнейший и многогранный феномен, сопутствующий человечеству на всем протяжении его истории. Сегодня исследователи-религиоведы согласны с выводом, что безрелигиозных народов не было в истории людского рода. Можно сделать вывод, что "вера в Бога" всегда были неотъемлемой частью социально-культурного процесса. И была выработана целая система «социальных норм, ролей, обычаев, предписаний, стандартов поведения, организационных форм на протяжении большей части его истории человечества»26.
26. Воденко К.В., Тихоновскова С.А., Овчаренко Д.Л. Влияние религии как социального института на правовые отношения в современном обществе // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2015. № 5. С. 161.
41 Церковь в настоящее время, как и сотни лет, тому назад становится элементом государственного аппарата. Подобное слияние способствует качественному изменению в государственном и общественном управлении27.
27. Алексеев Н.В. Государство и церковь: от взаимодействия к партнерству // Youth World Politic. 2016. № 1. С. 56.
42 На сегодня религия в социологии расценивается как фактор, который поддерживает стабильную устойчивость нашего общества и в то же время играет роль катализатора, чтобы ускорить его развитие. На сегодня религии выполняют свои функции в двухстороннем режиме: «воздействия религии на общество и развитие самой религии под влиянием социальных факторов». Важным этапом исследования взаимодействия религиозных течений и социальных институтов стал американский структурный функционализм в лице Т. Парсонса и Р. Мертона28.
28. Воденко К.В., Тихоновскова С.А., Овчаренко Д.Л. Влияние религии как социального института на правовые отношения в современном обществе // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2015. № 5. С. 160.
43 Важнейший аспект вопроса о месте и роли религии в социокультурном процессе, — это неразрывно связанная с религией национально-культурная идентичность народов. Не требует доказательства связь национально-культурной идентичности китайцев и конфуцианства, индийцев и индуизма, евреев и иудаизма. Следовательно, укоренение социальной жизни в древних религиозных традициях обуславливает государственную устойчивость и общественную жизнеспособность, в образовательной и педагогической деятельности обеспечивает сохранение сопряженности личности с ее культурной традицией, знание своих корней и плодотворное осмысление своей истории. Традиционные религии предлагает своим последователям глобальную универсальную ценностную матрицу, которая достаточно четко эксплицируется в различных традиционных религиозных верованиях.
44 Говорить об образовании государственной религии в России можно опираясь на следующие признаки: - сотрудничество церкви и органов государственной власти в различных сферах жизнедеятельности; - охрана государством церковной деятельности; - совместная поддержка во внутренней и во внешней политике; - допуск священнослужителей в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения (образование); - появление военного духовенства; - предоставление государством церкви различных преференций (налоговые и др.); - государственные дотации; - общие органы управления и т.д.
45 Стоит отметить, что в историческом прошлом слияние государства с религиозными конфессиями продолжалось в течение длительного периода времени. Сам процесс является достаточно трудоемким, но осуществимым. Важными последствиями этого процесса были качественные изменения в управлении народными массами. Общественная жизнь, в результате этого была полностью подвержена влиянию религиозного мировоззрения. Любые отклонения от установленных религиозных норм и правил, в основном преследовались и презирались не только государством и церковью, но и самим обществом. Яркий пример, эпоха Средневековья, когда господствовали идеи провиденциализма и резиньяции, затруднявшие развитие научной мысли. С подобными проблемами может столкнуться общество только там, где происходит доминирование религиозного мировоззрения вместо рационализма29. Таким образом, религия и сегодня продолжает оставаться важным социальным институтом и оказывать фундаментальное влияние на социальную жизнь30.
29. Алексеев Н.В. Государство и церковь: от взаимодействия к партнерству // Youth World Politic. 2016. № 1. С. 57.

30. Воденко К.В., Тихоновскова С.А., Овчаренко Д.Л. Влияние религии как социального института на правовые отношения в современном обществе // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2015. № 5. С. 162.
46 Благодаря тому, что государственное законодательство усовершенствовало поправки о свободе совести и вероисповедания Русская православная церковь наравне с иными конфессиями стала активной и принимает участие во многих других общественных процессах, происходящих в России. На сегодня она играет роль как мощный институт гражданского общества, возрождающим духовно-нравственные устои общества31.
31. Полищук Н.И. Роль институтов гражданского общества в реализации уголовно-исполнительной политики России: проблемы и недочеты // Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 4. С. 58.
47 В настоящее время религией прививается уважительное отношение к традиционным ценностям, восполняются бреши в духовности, нравственности, культуры, воспитанности и правосознания из-за длительного продолжительного вынужденного атеизма, который был в СССР32.
32. Воденко К.В., Тихоновскова С.А., Овчаренко Д.Л. Влияние религии как социального института на правовые отношения в современном обществе // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2015. № 5. С. 163.
48 Заключение. Общество представляет собой архисложную «иерархизированную» ступенчатую систему, которая образуется вследствие постоянной трансформации социально-структурных отношений в экономической, политической, семейной и профессиональной сферах33.
33. Гячайте Р.П. Место института семьи в социальной структуре общества // Система ценностей современного общества, 2009. № 7. С. 89.
49 Люди, которые состоят в различных социальных группах объединяются на основе взаимопонимания, адаптации и вследствие этого происходит социальная интеграция. Можно подвести итог к тому, что социальное взаимодействие общественных институтов идентифицируется как основной фактор интеграции общества и обеспечивает возможность каждому индивиду обдуманному обучению нужным и важным социальным практикам и формирует социальное и ожидаемое поведение, которое принято в современном обществе34.
34. Скрябина Л.И. Универсальный механизм социального взаимодействия // Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 3 (205). С. 38.
50 Таким образом, такие социальные институты, как семья, образование, религия значительно влияют на каждого индивида. потому что они взаимосвязаны между собой и окружающей средой, эти связи многогранны, открыты, динамичны и многофункциональны. Это делает названные социальные институты общностью, которая живёт по принятым этой общностью законам. Социальные общности не являются застывшими во времени, они изменяются, развиваются духовно и нравственно35.
35. Березенская И.Н., Денисов Ю.П. Институт семьи в современном обществе как общность социально-ценностных форм бытия человека // В сборнике: Потенциал Российской экономики и инновационные пути его реализации. Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, проводимой в рамках III Международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития, регионального форума предпринимательства "Свое дело - твой успех". Под редакцией В.А. Ковалева, Б.Г. Хаирова, 2017. С. 48.

Библиография

1. Акулич М.М., Капалин А.М. Религия как социальный институт // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 32. С. 8-15.

2. Алексеев Н.В. Государство и церковь: от взаимодействия к партнерству // Youth World Politic. 2016. № 1. С. 50-58.

3. Березенская И.Н., Денисов Ю.П. Институт семьи в современном обществе как общность социально-ценностных форм бытия человека // В сборнике: Потенциал Российской экономики и инновационные пути его реализации. Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, проводимой в рамках III Международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития, регионального форума предпринимательства "Свое дело - твой успех". Под редакцией В.А. Ковалева, Б.Г. Хаирова, 2017. С. 45-48.

4. Величко Н.В. Роль социальных институтов в формировании социальных и культурных ценностей в современном российском обществе // Динамика языковых и культурных процессов в современной России, 2016. № 5. С. 70-74.

5. Воденко К.В., Тихоновскова С.А., Овчаренко Д.Л. Влияние религии как социального института на правовые отношения в современном обществе // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2015. № 5. С. 160-168.

6. Воробьева И.В., Кружкова О.В., Симонова И.А. Социальный серфинг: специфика ценностных ориентаций молодежи в современном обществе // Педагогическое образование в России, 2015. № 5. С. 45-50.

7. Гольцова Е.В. Исследование роли института семьи в социальной консолидации общества // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 6-1. С. 156-163.

8. Гячайте Р.П. Место института семьи в социальной структуре общества // Система ценностей современного общества, 2009. № 7. С. 88-92.

9. Игебаева Ф.А., Кадыров Р.Х. Семья как основной социальный институт // Вестник научных конференций. 2016. № 12-3 (16). С. 49-51.

10. Калашникова С.А. Человек с проблемами в развитии и социальная среда: ограничения во взаимодействии и механизмы социальной интеграции // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке, 2013. № 4-1. С. 161.

11. Коростелева Ю.Е. Роль образования как базового социального института в социализации личности (на примере традиционных семейных ценностей // В сборнике: ПЕТРОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ сборник материалов. Магнитогорск, 2018. С. 225-232.

12. Кравцов А.О. Социальное взаимодействие в образовании: гармония прав и обязанностей участников образовательного процесса // Вестник ТОГИРРО, 2013. № 2 (26). С. 114-117.

13. Кулинченко А.В. Лидерство и управление обществом. Сущность и значение социального управления // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. № 3 (19). С. 38-44.

14. Логачева О.Е., Комаристый Д.П. Семья как социальный институт в существующей структуре общества // Вестник Воронежского института высоких технологий, 2017. № 1 (20). С. 158-161.

15. Матвеева Т.М., Золотова Г.И. Семья как институт социального контроля и культурно-исторического развития общества // Проблемы и перспективы современной науки. 2016. № 13. С. 63-67.

16. Нетребко Е.Н. Социальный институт образования в современном обществе // Альманах современной науки и образования. 2008. № 4-1 (11). С. 116-118.

17. Осипова М.А. Социальные институты в механизме управления обществом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2011. № 1. С. 82-89.

18. Полищук Н.И. Роль институтов гражданского общества в реализации уголовно-исполнительной политики России: проблемы и недочеты // Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 4. С. 56-59.

19. Самыгин П.С. Семья как институт правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития российского общества // Общество: политика, экономика, право. 2007. № 1. С. 85-96.

20. Скрябина Л.И. Универсальный механизм социального взаимодействия // Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 3 (205). С. 34-40.

21. Фролов С.С. Социальные институты в современном обществе // Социология власти, 2010. № 3. С. 25-35.

22. Чудина С.А. Система образования как социальный институт // Via scientiarum - Дорога знаний. 2018. № 2. С. 234-239.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести