Eurasian Identity Of Russia
Table of contents
Share
Metrics
Eurasian Identity Of Russia
Annotation
PII
S241328880000138-5-2
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
 
Affiliation: Faculty of international relations, The Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry, Moscow, 119034, Russia
Address: The Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry, Ostozhenka street, 53/2, p. 1 Moscow, 119034
Abstract
In the article, starting from the Kievan Rus`, the historical process of forming the identity of Russia is examined. The author tries to determine the identity of Russian society and highlights the main stages in the development of its identity and the factors that influence on it. Then an analogy is being drawn between Russia and Turkey, which, in the opinion of the author, share a similar fate in the world political arena. To put it in a nutshell, it is concluded that both countries are not Eastern and not Western, namely "Eurasian powers", which is inherent only in these two centers of different civilizations, which have much in common.
Keywords
Identity, Russia, West, East, Eurasia, Turkey
Received
16.09.2018
Date of publication
05.12.2018
Number of characters
8126
Number of purchasers
3
Views
263
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Previous versions
S241328880000138-5-1 Дата внесения правок в статью - 15.10.2018
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Уже давно поднимают вопрос о том, к кому относить Россию. К Западу или Востоку? Сначала стоит отметить, что в подсознании большинства людей, если Запад ассоциирован со современностью, свободой, индувидуализмом, капитализмом и в конечном счете прогрессом, то Восток ассоциируется с такими понятиями, как отсталость, тирания, коллективизм, феодализм и в конечном итоге, стагнация. Однако тут и кроется огромное заблуждение, которое уже начинает меняться. С ростом экономик азиатских держав, становится ясно, что социально-экономический прогресс можно достичь и другими способами включая авторитарный капитализм. Можно стать современным и развитым не становясь либеральным или западным.
2 Как правило в таком изменяющемся мире люди пытаются идентифицировать себя и найти свое место в обществе, а общества, в свою очередь, находятся в поиске своей цивилизационной идентичности. В истории появлялись и затем рухнули многие государства и империи, однако крупные цивилизации сохранили свои черты, меняя свою форму выражения. Православная цивилизация во главе с Россией во многом была в сходстве с Европой и строилась в соответствии с импортируемыми из Запада ценностями. Европа на протяжении столетий являлась для России горизонтом, на который она ориентировалась1.
1. von Eduard Steiner, Um zu überleben, muss Russland siegen – URL: >>>>
3 Православная цивилизация берет свои корни, религию и культуру, при Древней Руси, у Византии, у центра европейской цивилизации прошлого. Екатерининские, петровские и последующие модернизации в большей степени опирались на Европу. Славянофилы и западники были в основном людьми европейской направленности и цивилизации. И именно тогда Россия пережила свою золотую эпоху, дала человечеству шедевры своей литературы и искусства, а на политической сцене со славной победой над Наполеоном создала новую систему международных отношений на Венском конгрессе, созванном по инициативе Александра I.
4 Во время существования СССР, его обвиняли в том, что в то время идеология импозировала коммунизм, который разрушает многовековое культурное наследие православной цивилизации. По мнению декана факультета мировой политики и экономики НИУ ВШЭ Сергея Караганова такая коммунистическая практика отвергла традиционные моральные ценности, которые приблизили Россию к Европе2. После распада СССР российское общество стремилось к тем ценностям, которые были недоступны в коммунистическое время. Плюс к всему Россия тогда попыталась перенять от Европы все что могло бы пригодиться – капитализм, элементы демократии, европейский образ жизни и т.д.
2. Сергей Караганов, Новая идеологическая борьба? – URL: >>>>
5 Однако, в свою очередь, Европа уже не находилась на той же стадии своего развития, на которой она была 30 лет назад. Христианская Европа в последные 20 лет начала отходить от своих исконных ценностей, принимая новые либеральные, постхристианские, постмодернистские ценности. Отход Европы от своих ценностей вызвал у России некий эффект холодного душа, потому что та же Россия на протяжении столетий стремилась к Европе в целях модернизации и реформ. Однако то, что Европа уже отошла далеко от своих ценностей, поразило Россию, и стало одним из поводов начать возврат к коренным русским ценностям и созданию своей самоидентификации, которая два раза претерпела изменение в результате двух революций в 1917 и 1991 годах.
6 После распада СССР – самой большой геополитической катастрофы XX века, Россия значительно потеряла свое прежнее влияние на международную арену и отбилась от радара Запада. Однако после Мюнхенской речи В.В. Путина все началось меняться. Запад понял, что Россия уже не тот ученик, который в конце 80-ых и в начале 90-ых хотел у Европы учиться и еще платить за свою учебу. Стало понятно, что мнение о том, что Запад России поможет, уже устарело, потому что у нее появились свои интересы и способы их отстаивания. В свою очередь, в Европе разразился структурный кризис, который привел к утрате своего места на международной арене. Для того, чтобы концентрировать и укреплять свою власть, Европа нуждалась в образе врага, которого нашла в лице России. И таким образом Россия стала объектом политико-пропагандистской атаки Запада. Несмотря на то, что Россия не навязывает остальному миру свою идеологию в отличие от Советского Союза, она стала, по сравнению с временами СССР, жестче подвергаться нападениям со стороны Запада.
7 В начале XXI века Россия не смогла достичь благоприятного результата в ходе поиска своей самоидентификации на горизонтах Европы. В свою очередь, Европа, которая опасалась того, что великий геополитический гигант как Россия может проголатать целиком весь Старый Свет, выбрала путь демонизации ее3. Все это и глобальное смещение оси силы с Запада на Восток, заставили Россию не только поворачиваться на Восток, но и позиционировать себя в своем геополитическом пространстве как центр всей Евразии. На сегодняшний день многие теоритики убеждены в том, что Евразия станет главной ареной для международных отношений и по теориям таких ученых, как Хэлфорд Маккиндер и Вадим Цымбурский, центром новой площадки международных отношений станет Россия.
3. Сергей Караганов, Новая эпоха противостояния – URL: >>>>
8 Для того, чтобы осознать ситуацию лучше, можно отметить дрейф Турции к более независимой политике в последные годы. По сути дела, Турция и Россия разделяют похожую судьбу в поиске самоидентификации. Обе державы – наследники великих империй, которые в свое время пошатнули корни Европы. У обеих наций есть свои имперские амбиции и государственная традиция, свое видение государственного строя и политики. Обе нации в XX веке таким или иным образом были вынуждены отойти от своих исторических ценностей. Россия носила флаг православной цивилизации, а Турция была представителем исламского мира того времени. Однако что бы две державы ни делали, они не могли добиться признания в качестве «Европейца». На данный момент, в менталитете обеих наций присутствуют европейские черты, при этом сохраняя свою идентичность и независимость. Внутри обеих наций не заканчиваются споры о том, принадлежат ли они к Европе, а если да, то в какой степени. В последние десятилетия (Россия двадцать лет, Турция полвека) и Москва, и Анкара заявляли намерение тем или иным способом влиться в Европу, сохраняя ярко выраженную самостоятельную идентичность. Однако в силу объективных факторов Европа не готова и не будет никогда готова принять их как полноценного партнера4.
4. Федор Лукьянов, Турция мстит за Россию – URL: >>>>
9 Проблема обеих заключается в том, что дискуссии в интеллектуально-политическом пространстве двух стран сосредоточивались вокруг дихотомии «против или за», категорически отрицая иной вариант. Однако обе державы являются уникальными и исключительными примерами своего рода. В мире нет еще иных государств, имеющего свою цивилизацию с великой государственной историей, кроме России и Турции, которое бы укладывалось в рамки определения «полноценной Евразийской державы». Эти две державы являются идеальными для данного определения в силу не только своей геополитики, но и цивилизационного накопления, которое отражает и Восток и Запад в своей почве. Для наших стран было бы ощибочно классифицировать себя только как Западную или только как Восточную. Тут единственная и самая подходящая классификация — Евразийская держава и такого рода определение станет более популярным в обозримом будущем.
10 В этой связи нельзя не делать акцент на перспективах совместного будущего двух держав, интересы которых затрагивают друг друга по многим вопроса – Балканы и Европа, Кавказы и Центральная Азия, Каспий и Ближний Восток служат уникальной площадкой для проявления этих интересов. Современная политическая конъюнктура, в условиях которой интересы двух держав переживают свой пик соприкосновения друг с другом, позволяет утверждать, что обе стороны нуждаются в сотрудничестве для того, чтобы не допускать столкновение этих интересов, как это было с несчастным инцидентом Су-24. 2017 год считается исторической вершиной российской дипломатии на Ближнем Востоке тогда, как Турция начала вести независимую внешнюю политику, основанную на своих интересах. И учитывая, что основная часть Евразии состоит из тех регионов, где стороны активно взаимодействуют, можно сказать, что наши отношения будут играть существенную роль в формировании нового миропорядка, в центре которого будет Евразия, и наше совместное будущее способно на многое.

References



Additional sources and materials

 

  1.  Sergej Karaganov, Novaya ideologicheskaya bor'ba?  [Ehlektronnyj resurs] // URL: https://iz.ru/news/610812
  2. Sergej Karaganov, Novaya ehpokha protivostoyaniya [Ehlektronnyj resurs] //  URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Novaya-epokha-protivostoyaniya-19198
  3.  Fedor Luk'yanov, Turtsiya mstit za Rossiyu [Ehlektronnyj resurs] //  URL: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Turtciya-mstit-za-Rossiyu-15322
  4. von Eduard Steiner, Um zu überleben, muss Russland siegen [Ehlektronnyjresurs] //  URL: https://diepresse.com/home/ausland/aussenpolitik/5318661/Um-zu-ueberleben-muss-Russland-siegen?from=suche.intern.portal