Уроки истории: некоторые стратегии России в выстраивании и развитии отношений со странами мусульманского востока (по материалам работ В.В. Бартольда за 1918 год)
Уроки истории: некоторые стратегии России в выстраивании и развитии отношений со странами мусульманского востока (по материалам работ В.В. Бартольда за 1918 год)
Аннотация
Код статьи
S241328880000131-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Барабанова Надежда Михайловна 
Аффилиация: Saint-Petersburg State University, student
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Аннотация
В статье на основе тезисов, изложенных В. В. Бартольдом в работах 1918 года «Культура мусульманства» и «Ислам», раскрываются некоторые концептуальные положения в части оптимизации ряда ключевых отношений между мусульманскими странами и их партнёрами.
Ключевые слова
В. В. Бартольд, страны мусульманского востока, ислам, стратегия развития, диалог культур, главные пути мировой торговли.
Классификатор
Международные отношения; Политология
Получено
22.10.2018
Дата публикации
02.12.2018
Всего подписок
13
Всего просмотров
1758
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Общие очерки «Культура мусульманства» и «Ислам» Василия Владимировича Бартольда1, напечатанные в издательстве «Огни», поступили в продажу до 1 июля 1918 года. Книги были представлены в серии «Круг знания» как часть «собрания популярных книжек по всем отраслям гуманитарных и естественнонаучных наук» [2, форзац].
1. Бартольд Василий Владимирович (1869‒1930) – российский крупнейший историк Востока, создатель и основоположник русской востоковедческой исторической школы, академик. Автор трудов по истории Средней Азии, Ирана, Арабского халифата, ислама и истории востоковедения, был организатором и редактором журнала «Мир ислама» (1912-13), а затем «Мусульманский мир» (1917), выполнял поручения Советского правительства по организации Среднеазиатского университета (1918), созданию востоковедческих библиотек и собиранию восточных рукописей. Академик РАН с 1913г. В феврале 1917 г. Бартольд вошёл в состав академической Комиссии по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран (председатель — академик Сергей Ольденбург) [4. С. 8].
2 В каждой из книг на основе исторических фактов последовательно раскрывается ряд положений стратегического характера. В настоящие время некоторые выводы В. В. Бартольда, сделанные им в рамках указанных работ, актуальны вновь. Внимание к ним вполне может способствовать оптимизации отношений между Россией и современным мусульманским востоком.
3 Так, в шестой главе «Мусульманский мир после 15 века» В. В. Бартольд указывает на значимость диалога культур и взаимное влияние соседних стран – Передней Азии, Северной Африки, Европы и России: «Все, что отличает современную жизнь от средневековья, было выработано в Европе. Распространение культуры теперь чаще шло в направлении с севера на юг и с запада на восток, чем наоборот, что имело больше всего значения для истории Восточной Европы и определило культурные задачи России» [1. С. 108]. Лидирующая позиция государств определялась тем, в чьих руках «оставались главные пути мировой торговли» [1. С. 108]. Сегодня мировая торговля контролируется США. Согласно заявлению Барака Обамы, «только Америка и её партнеры по договорам, а не какие-то другие страны, в том числе Китай, должны определять основные правила мировой торговли» [7].
4 Тем же фактором «в гораздо большей степени, чем догматами ислама, как религии, и расовыми особенностями отдельных мусульманских народов определяются развитие и упадок мусульманской культуры» [1. С. 108]. Следовательно, общие интересы в формировании торговли роднят интересы России с интересами мусульманских стран. Сегодня одним из ключевых вопросов международной торговли является порядок поставки углеводородов на мировой рынок. При этом вполне очевидны активные контакты в указанной сфере между Россией и Саудовской Аравией, которые, оценив продуктивность сложившегося взаимодействия, выступают за продление действия известного соглашения по сокращению добычи нефти до июня 2018 года: «Для Саудовской Аравии и России текущие цены достаточно выгодны и они заинтересованы в том, чтобы поддерживать их на нынешнем уровне», при этом обе страны – «достаточно крупные игроки, а Саудовская Аравия, к тому же, имеет существенное влияние в ОПЕК» [5].
5 На примере средневековой мусульманской истории (падение Гранады2) учёный показывает, что народы с различными верованиями могут быть сплочены (как арабы-христиане с арабами-мусульманами) после осознания ими необходимости «ставить национальное единство выше религиозного» и стремления видеть в событии «не только восстановление власти, но и освобождение от господства инородцев» [1. С. 55‒56]. Поэтому общее противостояние влиянию США, использовавших доставшуюся им мировую гегемонию в интересах ими же избранных, также может служить одним из мотивов, как России и стран мусульманского востока к сближению позиций и взаимодействию. Одним из характерных примеров в указанном смысле является ход военного конфликта в Сирии, за которым стоит не только «отказ Сирии предоставить в период с 2010 по 2011 год свою территорию для проведения газопровода Катар-Турция, …стратегические интересы глобальных держав, …борьба за природный газ» [8], но и острый межконфессиональный конфликт с элементами иностранного вмешательства. В настоящее время Российская Федерация оказывает существенную поддержку режиму Башара Асада с целью укрепления национального сирийского государства, с учётом продвижения своих позиций на Ближнем Востоке.
2. Падение Гранады произошло >>>> >>>> после нескольких месяцев осады города, став кульминацией так называемой >>>> >>>>>>>> гг. Город был захвачен >>>> . Вместе с падением Гранады прекратил существование >>>> . Взятие Гранады означало конец 780-летнего арабского присутствия на Иберийском полуострове и конец >>>> . После этой победы христианское королевство стали называть >>>> .
6 Рассматривая эпоху Тимуридов, В. В. Бартольд раскрывает некоторые подходы к модернизации исламских стран: «султан Бабур слепой вере в мудрость предков противопоставляет простой и ясный принцип: “Если отец издал хороший закон, его надо сохранить; если он издал дурной закон, его надо заменить хорошим”» [1. С. 98]. О. О. Хохлышева, профессор, зав. кафедрой мировой политики и международного права ФМО ННГУ им. Н. И. Лобачевского, обсуждая вопрос прав человека в международно-правовых доктринах ислама, где индивид рассматривается как субъект международного права, отметила соответствие в целом международным стандартам в этой области исламского понимания прав человека. Вместе с тем, исследователь указывает на возможность возникновения «коллизии между общепризнанными нормами в области прав человека и религиозно-этическими и правовыми представлениями ислама» [10]. В качестве примера О. О. Хохлышева представляет разногласия, обнаружившиеся в процессе присоединения к Международной конвенции 1989 г. о правах ребенка Сирии, Индонезии, Туниса, Иордании и Пакистана, какие «сделали различные оговорки в отношении положений Конвенции, которые, по их утверждениям, противоречили нормам исламского права в вопросах семьи и прав ребенка. В ответ Италия, Германия, Финляндия, Норвегия и другие европейские страны выступили с обоснованными, как представляется, возражениями, подчеркнув, что оговорки мусульманских государств носят слишком общий, неконкретный характер и по своей сути ставят под сомнение, как предметное содержание Конвенции, так и её цели». При таких обстоятельствах, представляется необходимым и возможным стремиться к разрешению данных сложнейших противоречий на основе признания и уважения «инаковости» наций, не игнорируя при этом иногда несколько различное понимание ими добра и зла.
7 На примере значительной части общества эпохи Тимуридов учёный представляет «требования, предъявлявшиеся Тимуром к писателям», способствующие формированию общих нравственных ориентиров в обществе: «писать так, чтобы образованные люди могли одобрить и, в то же время чтобы и необразованные могли понять» [1. С. 98]. Следуя за образцом классического произведения турецкой прозы (творений султана Бабура) В. В. Бартольд характеризует язык поэта, который должен оставаться «более простым и ясным, более близким к жизненной правде» [1. С. 98]. Основным критерием становится деятельность: «бездействие, по словам поэта, равносильно смерти» [1. С. 98]. Поэтому для развития диалога между народами России и стран мусульманского востока необходимо активизировать создание условий для взаимного ознакомления с культурой, в том числе и литературой России и каждой из указанных стран.
8 В главе 7 общего очерка «Ислам и современная культура» В. В. Бартольд делает вывод, что история ислама, показывает, что он (ислам — Н. Б.) умеет приспособляться к новым условиям; несомненно, что им, вопреки Корану и Сунне, будет выполнено и основное требование, предъявляемое современным культурным прогрессом ко всякой религии: «…быть только религией, без притязания подчинить себе всю государственную и общественную жизнь» [2. С. 103]. Данный вывод учёного помогает нам с уверенностью в продуктивности результата смотреть в будущие, выстраивая стратегию развития отношений между Россией и странами мусульманского востока.
9 Именно способность ислама приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам даёт возможность разрешения сложнейших противоречий между мусульманскими странами и их партнёрами, в том числе торговыми, из немусульманских стран.
10 Проводником на путях диалога должна стать наука в том понимании, как представлял её В.В. Бартольд3.
3. В 1912 г. он стал одним из инициаторов создания и редактором научного журнала по исламоведению «Мир ислама» (издание Общества Востоковедения). После выхода первого тома В. В. Бартольд резко отклонил требование министра внутренних дел Макарова – превратить журнал из чисто научного объективного органа в рупор национально-колониальной политики царизма – и был отстранен от редактирования [3].

Библиография



Дополнительные источники и материалы

1. Бартольд В. В. Ислам: общий очерк / В. В. Бартольд. – Петроград: «Огни», 1918г. – 113с.

2. Бартольд В. В. Культура ислама: общий очерк / В. В. Бартольд. – Петроград: «Огни», 1918г. ‒ 111 с.

3. Лунин Б. В. Жизнь и деятельность академика В.В. Бартольда: Средняя Азия в отечественном востоковедении / Б. В. Лунин; отв. ред. З. С. Кедрина; АН Узбекской ССР, Институт истории / Ташкент: Фан, 1981. ‒ 212с.

4. Крачковский И. Ю. Вступительное слово на заседании Ассоциации арабистов при Институте востоковедения АН СССР 25 января 1938 г. в память 30-летия со дня смерти В. Р. Розена // Памяти академика В.Р. Розена: статьи и материалы к сорокалетию со дня его смерти (1908–1948) – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. – 134с.

5. Безчастная М. Россия и саудиты спасают нефть перед выборами президента РФ. http:// svpressa.ru (Дата  и время обращения: 21 января 16:30)

6. Воропаева В. А. Классик мировой ориенталистики (о В. В. Бартольде) / [Электронный  ресурс], - https://www.krsu.edu.kg/index.php? option=com _content&view (Дата  и время обращения: 15 января 2017г.; 18:50)

7. Лебедев Иван / Корр. ТАСС [Электронный ресурс], - http://tass.ru/ekonomika/ 32552.  Экономика и бизнес. 3 мая 2016, 1:28 UTC+3 ВАШИНГТОН (Дата и время обращения: 20 января2018 г.20:20)

8. Маури Паоло (Paolo Mauri). За войной в Сирии скрывается борьба за природный газ. [Электронный ресурс], - http://inosmi.ru/politic/ 20171023/240586169.html (Дата и время обращения: 20 января 2018 г.19:05)

9. Петрушевский И. П. Академик Василий Владимирович Бартольд* (биографический очерк): статья / [Электронный  ресурс], - http://static.bsu.az/w8/ Folklorwunasliq/2012%20-%2010/77-83.pdf  (Дата и время обращения: 30 декабря 2017г. 14:40)

10. Хохлышева О. О. Ислам и международное  публичное право // Ислам в современном мире № 11 (2008) [Электронный ресурс], -http://www.idmedina.ru  (Дата и время обращения: 22 января 2018г.)

 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести