Review of XX-XXI centuries Globalism theories
Table of contents
Share
Metrics
Review of XX-XXI centuries Globalism theories
Annotation
PII
S241328880000068-8-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Georgiy Livadnov 
Affiliation: Chelyabinsk State University, bachelor of international relations
Address: Chelyabinsk, 163 Rossiyskaya street, flat 4
Abstract
Article analyses ideology of globalism throw theoretical heritage of its main creators - Karl Popper, Jacques Attali and George Soros. Among determination of the main statements: creation of singular global society, global governance structures, and panhuman culture, author also take a review of some globalists approaches to the future world transformation. Article defines basic pillar of globalists ideology: futuristics, social projecting, antiteleologism, ultimate development of human liberty.
Keywords
Globalism, open society, world government, hyperdemocracy, global governance, Karl Popper, Jacques Attali, George Soros
Received
29.12.2017
Date of publication
29.12.2017
Number of characters
24441
Number of purchasers
2
Views
660
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

1 УДК 327.3 ББК 66.05 АНАЛИЗ ИДЕЙ ТЕОРЕТИКОВ ГЛОБАЛИЗМА XXНАЧАЛА XXI ВЕКА Г.С. Ливаднов Челябинский государственный университет, студент факультета Евразии и Востока, г. Челябинск, Россия. Аннотация. В статье рассматривается идеология глобализма через призму теоретического наследия ее авторов. Среди них – работы Карла Поппера, Жака Аттали и Джорджа Сороса. Анализируются основные положения, выдвигаемые ими: создание единого глобального общества, структур глобального управления (мировое правительство), а также общечеловеческой культуры. Выделяются подходы идеологов глобализма к дальнейшей трансформации мира, а также – основы глобалистской идеологии: футурологичность, нацеленность на искусственное проектирование социальной реальности, антителеологизм, предельное развитие индивидуальной свободы человека. Ключевые слова: глобализм, открытое общество, мировое правительство, гипердемократия, глобальное управление, Карл Поппер, Жак Аттали, Джордж Сорос. В середине марта 2017 года в возрасте 101 года умер Дэвид Рокфеллер. С его именем, равно как и с именем его семьи, многие связывают проекты по унификации мира и преодолению национальных государств, выражаемые в идеологиях мондиализма и глобализма. Внук знаменитого финансиста и родоначальника династии Джона Рокфеллера, брат 41 вице-президента США и 49 губернатора Нью-Йорка Нельсона Рокфеллера и губернатора Арканзаса Уинтропа Рокфеллера, Дэвид был живым олицетворением идей глобализма. Он возглавлял влиятельнейший американский «мозговой центр» Совет по международным отношениям вплоть до 1985 года,  став после своей отставки почетным председателем совета директоров.
2 В 1973 году Дэвид Рокфеллер стоял у истоков создания Международной комиссии по вопросам мира и процветания, больше известной как Трехсторонняя комиссия. Она состояла из представителей трех континентов: Северной Америки, Европы и Азии. В состав входили такие люди, как Збигнев Бжезинский, Сэмюэл Хантингтон, Алан Гринспен и Пол Волкер. Комиссия, по мнению Рокфеллера, служила цели «перебросить мост между национальными различиями, а также пригласить японцев в мировое сообщество»[8.C.284]. Созданный через два года неформальный клуб шести, а позже семи лидеров развитых стран, стал воплощением стремлений Трехсторонней комиссии по созданию прообраза мирового правительства. Одним из инициаторов создания этого клуба, получившего название «G7», был президент Франции и главный редактор конституции Европейского Союза, а кроме всего прочего близкий друг Дэвида Рокфеллера Жискар д’Эстен. Как мы видим, Рокфеллер действительно был одним из тех, кто воплощал идеологию глобализма на практике, причем делал это, весьма успешно. В своих мемуарах он писал: «Некоторые даже верят, что мы (Рокфеллеры) являемся частью секретной политической группы, работающей против интересов Соединенных Штатов, и характеризуют мою семью и меня как „интернационалистов“, вступивших в сговор с другими группами по всему миру для построения более интегрированной глобальной политической и экономической структуры — единого мира, если угодно. Если обвинение заключается в этом, то я признаю себя виновным, и я этим горжусь»[9.C.427].
3 Идеология глобализма завладела умами финансистов и политиков в середине XX века. Каковы были интересы этих людей? Хотели ли они сохранить свою власть путем создания «финансового интернационала» и единой глобальной империи без национальных и религиозных различий? Ответить на эти вопросы сложно, но чтобы попытаться это сделать, нам необходимо рассмотреть основные теоретические позиции и проекты самих теоретиков глобализма, на которые непосредственно опирались политики и финансисты.
4 Первым из таких теоретиков стал знаменитый австрийский философ Карл Раймунд Поппер. Свою книгу «Открытое общество и его враги», посвященную критике коммунизма и нацизма, а также описанию эволюции западного демократичного общества как идеала развития, он написал в промежутке между 1938 и 1943 годами. Опубликована она была лишь 1945 году; американские издательства посчитали ее идеи слишком экстремистскими, ведь сам Поппер называл свою книгу «личным вкладом против нацизма и коммунизма, против Гитлера и Сталина»[7.C.32], уравнивая прямого союзника США и Великобритании – Советский Союз – с Третьим Рейхом. Однако в Великобритании книга все же была опубликована.
5 В своем труде Поппер впервые затронул критикуемый им марксизм не с теоретико-методологических позиций, а с политических и идеологических. Главная ценность интеллектуального наследия Поппера как раз заключается в утверждении тождества политической теории и теории познания. Главным критерием сходства является необходимость в обоснованности тех или иных закономерностей (опыта, теории, или же классовой борьбы), а, следовательно, – фальсифицируемость теоретического знания в обеих науках. Критикуя с этих позиций марксизм, Поппер делал вывод об отсутствии каких-либо закономерностей в человеческой истории, связанных с борьбой классов и сменой формаций.
6 Корни идей Маркса он находил не только в философии Гегеля, но и у Платона. Этих мыслителей он обвиняет в тоталитаризме и архаичности – новая политическая теория не может строиться на основе их идей, ведь они пытаются навязать человечеству определенные модели развития в форме исторических законов, не существующих в реальности. В написанной в 1957 году «Нищете историцизма» он продолжает жесткую критику историцизма как идеологии: телеологического понимания истории, считая, что новая общественная теория должна строиться на рациональных и моральных принципах. «История – то, что случилось в прошлом. Это не река и не сила»[6.C.8]. В чем же заключается новизна подхода Поппера?
7 Карл Поппер называет современные западные общества открытыми, среди главных причин эволюции закрытого общества в современную форму он выделяет развитие морского сообщения и торговли. Открытое общество подразумевает социальное устройство, базирующееся не на абсолютной истине, а на совокупности разрозненных институтов, над которыми довлеет идея верховенства прав человека и предельно широко понимаемая свобода индивида. «Личные отношения нового рода могут возникнуть только там, где в них можно вступить свободно, где они не определяются случайностями рождения»[7.C.170]. Закрытое же общество представляет собой низшую ступень развития человечества, отношения внутри него регулируются на основе системы табу. Человек в таких обществах на духовном и материальном уровне скован в действиях: практические все важные для него решения принимают за него социальные институты, личная свобода подавляется. Закрытые общества часто имеют жесткую социальную иерархию – классовую или кастовую.
8 Отказ от институтов закрытого общества, табуирующих истину, тем самым выстраивая подобие «социального организма», происходит именно в открытых обществах. На практике это означает отказ от классических институтов семьи, государства, производства и пр. Для этого отношения в обществе должны принять абстрактный характер. Поппер считает, что подобный характер уже приобрели все социальные отношения, кроме отношений в рамках семьи. В конечном итоге, следующей ступенью развития станет «абстрактное общество».
9 «Вследствие потери органичного характера открытое общество постепенно может стать тем, что я хочу назвать «абстрактным обществом». Оно может в значительной степени потерять характер конкретной или реальной группы людей или системы таких реальных групп. Свойства «абстрактного общества» можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы можем вообразить общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу. В таком обществе все дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм, и разъезжают в закрытых автомобилях. Искусственное осеменение позволило бы даже размножаться без личных контактов»[7.C.181]. Открытое общество уже не представляет собой организм. Члены нового общества исходят в своих действиях из личных рациональных интересов, доводя взаимодействие друг с другом до абстрактного уровня, как это было описано ранее. Поппер приводит пример подобных отношений – обмен и кооперация. Несмотря на утопичность такого общества на тот исторический момент, движение к нему, по Попперу, уже происходит. Подчеркнем, что открытые общества – это рыночные демократии. Именно рыночный характер отношений определяет степень эволюции общества. Ведь в закрытом «социальном организме» право на частную собственность – не защищаемое и неотменяемое право индивида, а, зачастую, препятствие для функционирования всего организма. То же самое относится и к вытекающим из частной собственности правам и свободам человека. Важно также отметить, что открытое общество должно существовать в глобальном масштабе; именно на основе теоретических построений Поппера начинает выстраиваться идеология глобализма.
10 Основанное Карлом Поппером и Фридрихом фон Хайеком в 1947 году общество «Мон Пелерин» провозглашало поддержку экономических ценностей открытого рынка (принцип «Laissez-faire, laissez passer» был положен в основу их теоретических разработок) и политических ценностей открытого общества. В дальнейшем, именно члены «Мон Пелерин» способствовали неолиберальной революции в общественной и политической науках, а также в реальной политической деятельности. К примеру, Милтон Фридман был главным советником Рональда Рейгана по экономической и социальной политике. Идеи Поппера о свободном обществе в глобальном масштабе стали политической и социальной реальностью. Другим крупным идеологом глобализма является Жак Аттали – человек, сочетавший научные разработки с политической практикой. Один из главных советников президента-социалиста Франсуа Миттерана, создатель и первый директор Европейского Банка Реконструкции и Развития, автор более 50 трудов на различные темы: от музыки до проблем экологии, а кроме этого – президент и создатель ряда международных фондов, специализирующихся на решении глобальных проблем современности. Однако основное занятие его жизни – теоретическая и практическая футурология.
11 В своих многочисленных трудах Аттали рассматривает различные аспекты существования человеческого общества, выстраивая на этой основе проекты для будущего. Аттали активно выступает за создание мирового демократического правительства, объединяющего весь мир под своей эгидой. К тому, что представляет собой это правительство и на каком историческом этапе оно станет возможно, мы перейдем чуть позже. Сейчас же оговорим основные положения его теории. Возможно, нам удастся обнаружить идейную преемственность открытому обществу Поппера. Жак Аттали называет Карла Маркса первым высказавшим идею о мировом правительстве[2.C.27]. Рассматривая политическую экономию Маркса как детальную аналитику функционирования капиталистических систем, Аттали предлагает собственный анализ прошлого. Историю, согласно его концепции, двигает индивидуальное стремление человека к свободе – эта тенденция проходит сквозь цивилизации с древнейших времен и толкает общества к развитию. Именно западная цивилизация принимает эту тенденцию и претворяет в жизнь. «Азия хочет освободить человека от его желаний, в то время как Запад – наделить человека свободой для их исполнения[3.C.40]. Зарождение рыночной демократии в западных обществах свидетельствовало о стремлении человека к освобождению от внешних и внутренних оков. С возникновением рынка зарождается демократия. Подлинная демократия, по Аттали, возможна только в рыночном обществе. Начиная со времени появления первой рыночной демократии – в Брюгге начала XII века – насчитывается 9 укладов, символизируемых развитыми городами: Брюгге, Венеция, Антверпен, Амстердам, Лондон, Бостон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес.
12 На данном историческом этапе доминирует 9 уклад, связываемый с Калифорнией. Аттали сходится с Поппером в том, что рыночные демократии возникали в местах, имеющих выход к морю и специализирующихся на торговле. Рыночные центры также формировались исходя из доминирования в торгово-финансовой и технологической сферах. Инновационность и конкурентоспособность производства – главный критерий для дальнейшей эволюции рыночных укладов. Аттали подчеркивает, что рыночное развитие должно идти параллельно с развитием демократии, в противном случае, доминирование рынка создает режим контроля и угнетения человеческих свобод.
13 С началом развития седьмого уклада, связанного с индустриализацией общества, у человека появились средства, развивающие и расширяющие его индивидуальную свободу. Ими являлись машины. В восьмом и девятом укладах технологический прогресс достигает новых высот – изобретены мобильные телефоны, Интернет и компьютер. Эти три вещи являются теми объектами, которые способны обеспечить человеку «абстрактное» существование вне социума. Аттали вводит неологизм «номад», который впоследствии будет принят общественными науками. Номад – это новый кочевник, не укорененный в социуме. Он может существовать вне исторических и культурных кодов собственной страны: проблемы идентификации для него больше не существует, культурный и ценностный релятивизм становится для него явлением обыденности. Это подлинный «глобальный человек». Кочевые народы, утверждает Аттали, всегда в истории побеждали оседлые. Кочевничество станет новой формой развития индивидуальной свободы. Однако развитие 9 уклада отнюдь не безоблачно – мировой финансовый кризис подрывает саму его основу, Торговый порядок находится под угрозой краха. Рынок будет становиться глобальным, то время как демократические ценности останутся локальными. Мировой лидер – Соединенные Штаты – не сможет обеспечить глобальную безопасность, равно как и международные организации, вроде ООН. Мир пройдет стадии «трех шоков»: гиперимперию, гиперконфликт и гипердемократию. Экспансия рынка приведет к уничтожению национальных границ и созданию глобального общества и глобальной империи. Рыночные законы станут едиными для всего мира, возрастет социальное и экономическое неравенство. «Люди станут жить уединенно в тесных городских квартирах, иметь мимолетные сексуальные и любовные увлечения. Культ тела, независимости, индивидуализма приведет к тому, что такие понятия, как эго и самость, станут абсолютными ценностями, а эротизм – необходимым навыком»[3.C.123].
14 К 2030-2040 годам кочевничество станет повсеместным. Будут созданы новые средства для слежения за человеком: электронные, механические. Транспарентность личность станет главным критерием безопасности человека для нового порядка. Новыми лидерами станут гиперкочевники, в чьих руках будут сосредоточены технологии. Инфракочевниками станут беднейшие слои общества, вынужденные быть под постоянным контролем.
15 Усиление неравенства и полицейский контроль частных фирм, взявших на себя охранительно-репрессивные функции государств, породят гиперконфликт между гиперномадами и инфраномадами. Не демонтированные рыночные демократии сплотятся в попытке уравновесить ценности рынка и демократии. К 2060 году, когда большинство населения планеты погибнет в бесконечных войнах, новая альтруистические силы возьмут власть и объединят мир на новых началах. Новые универсалистские силы используют технологии для рациональной организации нового общества, потребления товаров, использования природных ресурсов. Рыночная экономика уйдет в прошлое, ей на смену придет «отношенческая» экономика, в условиях которой товары и услуги будут производиться без расчета на выгоду[3.C.17]. Возникнет новое общество, во главе которого встанет мировое правительство – трансчеловечество. Основной организацией станет ООН, новый устав которой будет равнозначен глобальной конституции, а основу трансчеловечества будут составлять крупнейшие финансисты и политики.
16 Что привлекает особое внимание в футуристической концепции Жака Аттали? Очевидная преемственность идеям Карла Поппера. Для Аттали, как и для Поппера, определяющими в становлении рыночного уклада являются демократические ценности. Разделяя историю человечества на 3 порядка – Военный, Ритуальный и Торговый – он отдает явное предпочтение последнему, считая его новым витком развития человечества. Очевидно также, что гипердемократическое общество, к которому призывает Аттали, имеет прямые сходства с «абстрактным» обществом. Справедливо утверждать, что концепции Аттали являются прямым развитием идей Поппера: как на методологическом уровне, так и на телеологическом: Аттали выступает против диктата принципа историцизма, считая, что только преодолев социально-репрессивные институты возможно построить новое общество на ценностях справедливости и свободы индивида.
17 Исходя из этого, становится понятным, что решение проблем 9 уклада, коренящихся в самом устройстве современных обществ, невозможно без глобального конфликта (гиперконфликта в терминологии Аттали).
18 Рассматривая ценности индивидуальной свободы личности как базовые для нового общества, Аттали сделал множество заявлений относительно изменения ситуации в родном для него французском обществе. «Мы медленно движемся к однополому миру, в котором мужчины и женщины будут равны на всех уровнях, даже рождение ребенка больше не будет являться чисто женским бременем. Мы должны бороться за возможность брака человека с любым представителем другого пола. Сексуальность больше не должна разделять мир и мешать развитию индивидуальной свободы человека»[1].
19 В своем труде «О любви» он детально изучает гендерную историю человечества, приходя к выводу о том, что институт семьи – отжившее явление, которое необходимо преодолеть, а также выступает апологетом полигамных отношений. «В отдалённом будущем зачатие детей, вынашивание плода и уход за младенцами будут выполняться с помощью наружных матриц животного или искусственного происхождения. И всем это будет удобно и выгодно: мужчины смогут иметь потомство без участия представительниц противоположного пола; женщины будут освобождены от необходимости рожать; новорождённые уже не будут появляться на свет традиционным путём, из-за чего блокируется дальнейшая эволюция размеров мозга. Возможно, что к 2050 году число женщин в мире сократится примерно на миллиард в связи с эмбриональной селекцией (выбором пола эмбриона) путём предродовой диагностики. Таким образом в мире будет восстановлено гендерное равновесие»[5].
20 Необходимо также упомянуть политическое влияние Жака Аттали. Близкий к президентам Франции Франсуа Олланду и Николя Саркози, Аттали участвовал в выработке экономической политики Франции, консолидировал финансовые круги Франции в поддержку президентского курса обоих президентов. Именно он выступил протеже недавно избранного президента Франции Эммануэля Макрона, после чего Олланд назначил его министром финансов в своем правительстве, а также способствовал его победе на выборах 2017 года[4]. Взгляды Макрона являются квинтэссенцией идеологии глобализма – Макрон выступает за приоритет глобальной культуры перед французской, за распространение либеральных ценностей и усиление Европейского Союза.
21 Рассмотрим идеи одного из практиков глобализма, прямого ученика Карла Поппера, американского финансиста венгерского происхождения, Джорджа Сороса. Познакомившись с трудами Поппера еще в институте, Сорос сделал ряд неудачных попыток написания собственного философского труда, после чего он всецело посвятил себя распространению ценностей отрытого общества по всему миру.
22 Вот что Сорос говорит об идеях своих предшественников: «Поппер продемонстрировал общее свойство тоталитарных идеологий: претензия на владение абсолютной истиной. Поскольку абсолютная истина лежит вне пределов досягаемости человека, этим идеологиям, чтобы навязать свои представления обществу, приходится прибегать к угнетению. Тоталитарным идеологиям Поппер противопоставлял другую концепцию общества – общества, признающего, что ни у кого нет монополии на истину, что у разных людей – разные взгляды и разные интересы и что необходимы институты, которые позволяют всем им жить в мире. Институты эти охраняют права граждан и обеспечивают свободу выбора и свободу слова. Подобную форму социальной организации Поппер назвал «открытым обществом». Тоталитарные идеологии были врагами такого общества» [11.C.34]. Сорос отрицает утопичность построения открытых обществ в других странах, считая эту идею наиболее реальной в современных условиях развития человечества.
23 В «Тезисах о глобализации» Сорос предлагает рассматривать глобализацию как процесс перехода к открытому обществу в глобальном масштабе. Он утверждает, что «следует отличать глобализацию от свободной торговли, которая не имеет таких далеко идущих последствий для отдельных стран». Таким образом, глобализация для Джорджа Сороса – «это глобализация финансовых рынков и растущее доминирующее влияние на национальные экономики глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций»[11.C.3]. Он утверждает, что наличие национальных государств препятствует эволюции человечества, и лишь консолидировав усилия ведущих неправительственных акторов (конфликтность не позволяет опереться на государства) и международных организаций возможно будет реализовать идею «открытого общества» в глобальном масштабе. Для реализации этой идеи им был создан неправительственный фонд «Открытое общество» в 1979 году. Фонд занимается финансированием и поддержкой гражданских программ, его филиалы находятся более чем в 30 странах мира. В гражданские программы также входит финансирование политических оппозиционных партий. Именно финансовые структуры могут влиять на продвижение идей глобализма и реализовывать их на практике, согласно мысли Сороса. Мы рассмотрели труды основных теоретиков глобализма как идеологии и можем отметить, что их работы зачастую имеют форму футурологического исследования и носят прикладной характер. Мы можем утверждать, что идеология глобализма представляет собой форму социальной инженерии, направленной на проектирование глобального общества будущего. И Карл Поппер, и Жак Аттали, как мы уже выяснили, были тесно связаны с международными элитами, выступающими за создание единого глобального мира. Джордж Сорос же был одним из тех, кто непосредственно реализовывал эти проекты. Создание единого глобального общества на основе ценностей «открытого общества» – антителеологизме, антиисторизме и предельном индивидуализме – общечеловеческой культуры, тотальное раскрепощение человека – таковы главные цели теоретиков глобализма.
24 Однако очевидно, что степень идеологичности самих теоретиков, объективирующих собственные идеи – будь то Поппер, утверждающий о несомненном преимуществе открытого общества, или же Сорос, обосновывающий неизбежность глобализации и необходимость уничтожение национальных государств – крайне велика. Теоретики глобализма, стремясь создать новую общественную теорию, лишенную телеологического и аксиологического измерений, и продолжить развитие человеческой свободы в новых общественных формах, оказались в ловушке – осуществляемый на данном этапе финансистами и политиками глобальный проект зачастую служит лишь целям этих людей, не взращенных в рамках нового общества и имеющих отнюдь не альтруистические цели. Ведя борьбу с тоталитаризмом, порождаемым телеологичностью общественной и политической теорий, глобализм сам становится жертвой собственных построений, обрекая гипотетически созданное практиками глобализма новое общество на весьма нелицеприятную действительность.
25 Список литературы
  1. Jacques Attali: Vers l’humanité unisex. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slate.fr/story/67709/humanite-unisexe-biologie-immortalite (дата обращения: 03.05.2017).
  2. Аттали Ж. Карл Маркс: Мировой Дух [Текст]: М.: Молодая гвардия, 2008. – 406 с.
  3. Аттали Ж. Краткая история будущего. Мир в ближайшие 50 лет [Текст]: СПб.: Питер, 2014. – 288 с.
  4. Жак Аттали: Россию нужно срочно интегрировать в Европу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/interview/20140411/1003498164.html (дата обращения: 10.05.2017).
  5. Любовь: варианты будущего. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zvezda.ru/antrop/2008/09/09/amours_2.htm (дата обращения: 10.05.2017).
  6. Поппер К. Нищета историцизма [Текст]: М.: Прогресс, 1993. – 188 с.
  7. Поппер К. Открытое общество и его враги. Том 1. Чары Платона [Текст]: М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 448 с.
  8. Рокфеллер Д. Воспоминания [Текст]: М.: Либрайт, Международные отношения, 2012. – 504 с.
  9. Рокфеллер Д. Клуб банкиров [Текст]: М.: Алгоритм, 2013 – 336 с.
  10. Сорос Д. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. [Текст]: М.: Некоммерческий фонд «Поддержки культуры, образования и новых информационных технологий», 2001. – 458 с.
  11. Сорос Д. О глобализации. [Текст]: М.: Эксмо, 2004. – 224 с.

References



Additional sources and materials

 

(data obrascheniya: 03.05.2017).

Attali Zh. Karl Marks: Mirovoj Dukh [Tekst]: M.: Molodaya gvardiya, 2008. – 406 s.

Attali Zh. Kratkaya istoriya buduschego. Mir v blizhajshie 50 let [Tekst]: SPb.: Piter, 2014. – 288 s.

Zhak Attali: Rossiyu nuzhno srochno integrirovat' v Evropu. [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa:  https://ria.ru/interview/20140411/1003498164.html (data obrascheniya: 10.05.2017).

Lyubov': varianty buduschego. [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://zvezda.ru/antrop/2008/09/09/amours_2.htm (data obrascheniya: 10.05.2017).

M.: Progress, 1993. – 188 s.

– 448 s.

– 504 s.

Rokfeller D. Klub bankirov [Tekst]: M.: Algoritm, 2013 – 336 s.

– 458 s.

– 224 s.