The Cultural Security of Moscow Megapolis
Table of contents
Share
Metrics
The Cultural Security of Moscow Megapolis
Annotation
PII
S241328880000049-7-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Michael Motyavin 
Affiliation: GAUGN, The Master of the 1st year, World Politics Faculty
Address: Russian Federation
Abstract
This article focuses on the theme of cultural security of Moscow megapolis. In the modern conditions of globalization society is exposed to various challenges and threats. It constantly evolves and changes in the terms of permament transformations. Megapolis cities such as Moscow become epicentres of the birth of dangers in the spiritual culture sphere, they are the most exposed to cultural and anti-cultural influences from the outside, to the latest cultural movements, which are often alien to the traditional national cultural values.
Keywords
The Cultural Security, Moscow, Moscow Megapolis, The Security in Cultural Sphere, Informational Security
Received
24.12.2017
Date of publication
29.12.2017
Number of characters
10844
Number of purchasers
2
Views
719
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

1

КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА

2

Культура имеет множество значений в различных областях жизнедеятельности человека, однако, в основном, понимается как человеческая деятельность в самых разных проявлениях, то есть, включение всех форм, а также способов самовыражения и самопознания, и накопление человеком каких-либо навыков и умений.

3

Традиционно культура рассматривается как совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может существовать. Набор определённых кодов, которыми человек руководствуется при выборе своего поведения, набор мыслей и переживаний, которые оказывают воздействие на человека. Источником же являются познание и творчество.

4

Культура является специфической отраслью социальной сферы. Она теснейшим образом связана с эмоциональным откликом людей на условия своей жизни1. Проведённые научные исследования в культурной сфере дают понять, что социально-культурная деятельность отражает или изменяет существующие социальные отношения между людьми с помощью таких средств как культура и искусство. В большинстве своём социально-культурная деятельность является культурной активностью людей, а также социальных групп, организаций, органов власти, направленной на конкретную цель – создание и распространение культурных ценностей, формирование определённого мировоззрения у людей, удовлетворение культурных потребностей, развитие творческих способностей и создание комфортной социальной среды2.

1. Вайсеро К.И. Социально-гуманитарные аспекты развития сферы культуры города Москвы. Вестник МГУУ, 2016. №1. – С. 7.

2. Вайсеро К.И. Пути реализации Государственной целевой программы «Культура Москвы (2012-2016 гг.): ценностно-правовой аспект // Право и культура. Материалы международной научной конференции. Московский городской университет управление Правительства Москвы. Институт государства и права РАН, Ассоциация юридических вузов; под общ. ред. Т.А. Сошниковой, 2012. – С. 75-79.
5

В Государственной программе «Культура Москвы на 2012-2018 годы» сформулированы приоритеты культурной политики Москвы: 1) развитие человеческого капитала; 2) создание современной и комфортной городской среды; 3) интеграция Москвы в международные культурные процессы3. Общий же вектор развития направлен на формирование инновационного потенциала, который способен обеспечить повышение качества жизни москвичей, а также привлечение в область культуры высококвалифицированный специалистов.


3. Постановление Правительства г. Москвы от 20.09.2011 № 431-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012-2018 годы» (с изменениями от 18.07.2014 № 408-ПП). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: >>>> (дата обращения 08.03.2017). 
6

Одной из задач развития области культуры является обеспечение долгосрочного планирования культурных мероприятий и фестивальных программ, а также разработка стратегии повышения их международной значимости. Главную нагрузку за выполнение данной задачи несут государственные учреждения, которые осуществляют управленческие функции.

7

Среди других задач, решение которых способно обеспечить улучшенное качество жизни горожан, столицу же внести в список современных культурных центров мира, находятся следующие: 1) обеспечить переход к поддержке государственных и частных культурных инициатив; 2) создать комфортные условия в развитии как государственного, так и частного партнёрства в области культуры; 3) запустить программы и проекты в области культуры жизни московского мегаполиса по вовлечению трудовых мигрантов в жизнь столицы; 4) создать механизмы, которые бы мотивировали субъекты культурной жизни к участию в знаменательных международных событиях всего культурного мира; 5) необходимо создать, разработать и внедрить систему распределения бюджетных средств на конкурсной основе; 6) внедрение принципа раздельного финансирования деятельности учреждений культуры также должны быть осуществлено; 7) разработать актуальную систему оценки эффективности и качества работы учреждений и их руководства, при этом стоит учитывать влияние на развитие культурной области города Москвы.

8

Современное понимание термина «безопасность» является формой взаимодействия между личностями, общностью или государствами в виде «вызов-ответ». Таким образом, можно сказать, что безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов от внутренних или внешних угроз. Безопасность – состояние устойчивого функционирования и воспроизводства социального объекта или субъекта, которое поддерживается с помощью какой-либо социальной среды. Данное определение подходит и к пониманию термина «культурная безопасность».

9

Проблема, связанная с культурной безопасностью, становится всё более актуальной. Если роль военной, а также экономической безопасности является крайне важной, что, само по себе, очевидно, то с безопасностью в области культуры дела обстоят иначе. Возникающие риски, вызовы и угрозы перед лицом культурной безопасности сразу не видны, последствия же в виде каких-либо понесённых потерь могут сначала вообще не осознаваться, но впоследствии могут стать необратимыми и привести к катастрофическим последствиям.

10

Возникающий вопрос, связанный с безопасностью в области культуры, является вопросом о самом существовании народа или государства. Упомянутые ранее военная и экономическая безопасности являются катализаторами полноценного и цивилизованного развития общества, но для того, чтобы охранять общество от чего-либо, нужно чтобы это общество существовало. Многие философы, писатели, выдающиеся деятели культуры и искусства считают, что культурная и духовная безопасности идентичны. Многие русские философы во время обсуждения понятия «нация» часто ставили во главу угла «духовность», «духовное начало». Например, С.Н. Булгаков характеризовал нацию как «специфическое социальное общение», которое исходит изнутри человека, а констатирующим принципом является отнюдь не территория, не биологические или антропологические признаки, а очень трудное для определения качественное отличие от других наций, выражающееся в национальном самосознании.

11

Культурная безопасность базируется на неприятии пошлости и разврата, которые появляются в некоторых средствах массовой информации, а также на воспитании в духе традиционных ценностей, а именно любовь к человеку, дружба народов, трудолюбие и патриотизм, коллективизм и прочность семейных устоев.

12

Культурная безопасность тесно связана с информационной безопасностью. Информация формирует смысловые пространства, влияет на взгляды людей на мир, меняет ценностные ориентации и определяет приоритетные направления развития общества. 

13

Глобализация несёт основную угрозу культурной составляющей социума. Происходит сближение потребительской культуры с деловой, увеличивается рост международного общения. Из-за этого начинается популяризация отдельных видов национальной культуры по всему миру, но в то же время популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. В следствие чего могут утратиться национальные культурные ценности. 

14

В последнее время Российская Федерация неоднократно критиковалась за самостоятельную внешнюю политику, так как в действиях России видят державный курс развития. Подрыв экономики, попытки дестабилизировать положение в стране, а также устранить В.В. Путина как фигуру, которая неугодна странам Запада, является целью целенаправленной информационный войны против России.

15

В утверждённой Президентом Военной доктрине РФ от 26 декабря 2014 года говорится, что в число военных опасностей входит «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в деле защиты Отечества4». Система образования и средства массовой информации являются средством воздействия на население. Можно сделать вывод, что одним из важных предметов, который преподают как в школе, так и в других образовательных учреждениях, является история.

4. Военная доктрина Российской Федерации от 30.12.2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: >>>> (дата обращения 23.03.2017).
16

Очень часто можно встретиться с учебниками по данному предмету с либеральной чертой в отношении истории России, где всё представлено в исключительно чёрных тонах. Сегодня можно запечатлеть тот факт, что происходит деидеологизация российской истории, что доказано рядом специалистов, которые провели анализ учебников по истории. По их мнению, в них отсутствует чётко сформулированная патриотическая концепция и они не всегда подходят к решению задачи патриотического воспитания.

17

Аналитики придерживаются мнения, что история как предмет образования в образовательных учреждениях является ключевым, так как он формирует и воспитывает человека, делает из него патриота своей Родины. Именно поэтому школу и другие образовательные учреждения стоит рассматривать не как сферу по предоставлению услуг, а как сферу нематериального производства.

18

Согласно позиции В. Багдасарян, «ни одно государство не может существовать на материальной основе. У каждого государства имеются базовые системы ценностей бытия. Через традиции воспроизводится межпоколенческая ценностная передача данных, которая обеспечивает накопление исторического опыта и устойчивость идентичности государства5».

5. Багдасарян В. История и государственная политика. О необходимости реформирования государственной исторической политики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: >>>> (дата обращения 23.03.2017).
19

Поэтому исторический курс, который преподают в школах и других образовательных учреждениях, должен быть комплексным, системным, и который способен был бы подчеркнуть особенности России как страны с исторической и социальной системой. Однако некоторые исследователи предлагают отказаться от «русоцентризма», так как считают, что это «не соответствует требованиям современного многокультурного общества, особенно в условиях подъёма локальный памятей» и «препятствует воспитанию школьников в духе толерантности и интереса к другим культурам6». Именно такие реформы могут подорвать процесс формирования молодых людей в духе патриотизма, наносят информационный и психологический ущерб молодому поколению людей. 

6. Копосов Н.Е. Как реформировать историческое образование в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: >>>>. (дата обращения 23.03.2017).
20

Недостаточное количество часов, которые отводятся на изучение истории, также является опасным элементом для безопасности страны, так как у школьников не формируется должный образ государства и происходит процесс ассимиляции других культурных ценностей, в частности иностранных. Система преподавания, которая является концентрической, когда история предстаёт не как общая картина, а в виде мозаики, тоже несёт опасность стране. Противники Российской Федерации не удержатся использовать подобную возможность для воздействия на молодое поколение для подрыва безопасности страны. 

21

В современных условиях глобализации общество подвергается разнообразным вызовам и угрозам. Оно постоянно меняется и развивается в условиях постоянных трансформаций. Мегаполисы, такие как Москва, становятся эпицентрами зарождения опасностей в сфере духовной культуры, наиболее подвержены культурным и антикультурным влияниям извне, новомодным культурным течениям, которые часто чужды традиционным национальным культурным ценностям. Отсюда свои истоки берут угроза терроризма и культурно-гуманитарный интервенционизм, а также, вследствие миграции, формируются новые ценности, наносящие вред уже привычным, базисным ценностям народа.

22

Культурная безопасность города Москвы является свидетельством степени защищённости общества от несущих разрушение тенденций, которые обусловлены процессами глобализации, именно поэтому следует проводить разумную политику по развитию культуры Московского мегаполиса, так как размер катастрофы, которая может возникнуть из-за недостаточно развитой системы культурной безопасности города Москвы, может быть колоссальным.

References



Additional sources and materials

(data obrascheniya 23.03.2017). 

Vajsero K.I. Puti realizatsii Gosudarstvennoj tselevoj programmy «Kul'tura Moskvy (2012-2016 gg.): tsennostno-pravovoj aspekt // Pravo i kul'tura. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. Moskovskij gorodskoj universitet upravlenie Pravitel'stva Moskvy. Institut gosudarstva i prava RAN, Assotsiatsiya yuridicheskikh vuzov; pod obsch. red. T.A. Soshnikovoj, 2012. – S. 75-79. 

Vajsero K.I. Sotsial'no-gumanitarnye aspekty razvitiya sfery kul'tury goroda Moskvy. Vestnik MGUU, 2016. №1. – S. 7. 

(data obrascheniya 23.03.2017). 

. (data obrascheniya 23.03.2017).  

(data obrascheniya 08.03.2017).