The role of religion in modern society
Table of contents
Share
Metrics
The role of religion in modern society
Annotation
Publication name (other)
Религия и общество
PII
S241328880000047-5-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Zohidjon Sarimsokov 
Affiliation: Student, People's Friendship University of Russia
Address: Russian Federation, Moscow, Guryanova st. 4
Abstract
This article is devoted to the role of religion in modern society. The author reveals the main directions of religion in society, the problems associated with understanding religious dogmas and solving these problems. Special attention is paid to the problem of activization of ultra-radical groups based on religious grounds, the perception of the world community of religion and the problem of correct understanding of religion on the example of Islam. Based on the analysis, the main causes of the emergence of problems related to religion and its perception were identified. Using sources whose authors directly deal with the problems of religion throughout their life, the author gives some recommendations for eradicating the problems that arise from a misunderstanding of religious values.
Keywords
society, religion, world community, world view, values, concept, scientific and technological progress, secularization, civilization.
Received
23.12.2017
Date of publication
29.12.2017
Number of characters
20362
Number of purchasers
2
Views
812
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Роль религии в современном обществе
2 Аннотация
3 Данная статья посвящена вопросам роли религии в современном обществе. Автор раскрывает основные направления религии в обществе, проблемы, связанные с пониманием религиозных догм и решение этих проблем. Особое внимание обращается проблеме активизации ультра-радикальных групп основанных на религиозной почве, восприятие мирового сообщества религии и проблеме правильного понимания религии на примере Ислама. На основе анализа были выявлены основные причины возникновения проблем, которые связаны с религией и ее восприятием. Используя источники, авторы которых непосредственно занимаются проблематикой религии на протяжении всей своей жизни, автор дает некоторые рекомендации для искоренения проблем, которые появляются в результате неправильного понимания религиозных ценностей.
4 Ключевые слова: общество, религия, мировое сообщество, мировоззрение, ценности, концепция, научно-технический прогресс, секуляризация, цивилизация.
5 Description
6 This article is devoted to the role of religion in modern society. The author reveals the main directions of religion in society, the problems associated with understanding religious dogmas and solving these problems. Special attention is paid to the problem of activization of ultra-radical groups based on religious grounds, the perception of the world community of religion and the problem of correct understanding of religion on the example of Islam. Based on the analysis, the main causes of the emergence of problems related to religion and its perception were identified. Using sources whose authors directly deal with the problems of religion throughout their life, the author gives some recommendations for eradicating the problems that arise from a misunderstanding of religious values.
7 Keywords: society, religion, world community, world view, values, concept, scientific and technological progress, secularization, civilization.
8 Безусловно, рост интереса ко всемирным вероисповеданиям со стороны общества и возникновение множество новых псевдорелигиозных течений2, является своего рода индикатором внутреннего и морально-психологического состояния людей. Значимость веры в нынешнем обществе осталась такой же как и многие века тому назад, если не учитывать тот факт, что в силу принципа светскости во многих странах мира религия и политика разделены друг от друга. Это значит, что священнослужители не имеют такого влияния над государственными структурами, как это было когда-то, не имеют власти существенно повлиять на общественно-политическую жизнь страны. Тем не менее, во многих странах мира религиозные и духовные организации, в лице церковных представителей, благотворительных фондов, а иногда и политических партий, оказывают значительное влияние на общественно-политическую жизнь. Так как не стоит забывать о том, что религия формирует мировоззрение приверженцев этой веры, следовательно даже в светских государствах религиозные организации непосредственно могут влиять на жизнь общества, на баланс сил между политическими партиями и организациями, так как они являются основными так сказать “opinion maker”, которые формируют взгляды на жизнь, убеждения, а зачастую - и гражданскую позицию граждан, являющихся верующими и приверженцами данных религий. Ярким примером тому, как религия и религиозная община может изменить развитие общества в отдельных странах, может послужить общественно-политическая жизнь Турции, где с начала нового столетия страной управляют приверженцы политического Ислама, в лице Президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана и его Партии справедливости и развития[1]. Но об этом позже. Исходя из всего этого, следует заметить, что нельзя недооценивать роль религии в процессе жизнедеятельности человека и развитии общества. Более того, если смотреть на мир с точки зрения цивилизационного деления, как это делал американский социолог Семуэль Хантингтон3 в свеой книге “Столкновение цивилизаций”[2], то можно заметить, что история некоторых народов и цивилизаций берет свое начало от религий, приверженцами которой они являются. Именно это и является причиной того, что религия в современном мире начинает занимать все более важное место. Деятельность религиозных объединений и организаций охватывает очень широкий спектр общественных и социальных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических. Следовательно религиозно-конфессиональный фактор оказывает огромное влияние на формирование и развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, так как способствует формированию морально-нравственных ценностей в сознании общества. В современном демократическом государстве религиозные учения и принципы выполняют роль регулятора морально-нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев.
2. Псевдорелигиозные течения возникшие менее 100лет назад: Неошаманизм, неоязычество, учение Дона Хуана (Карлос Кастанеда), учение Ошо, саентология, Агни-йога, PL-Кёдан и т.д.

3. Семуэль Филлипс Хантингтон (1927-2008) - американский социолог и политолог, автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций
9 Конечно же, нельзя забывать и о том, что невозможно оценить роль религии в процессе развития общества однозначно, так как если смотреть на религию в призме истории, то в любой момент времени можно выделить ее как положительные, так и отрицательные черты. Очевидным примером того, что нельзя оценивать роль и вклад религии в развитии общества в разные исторические эпохи, является то, как исследователи обычно смотрят на такой исторический период, как Средневековье. Потому что если этот период в англосаксонском мире называется “Dark age”, что в переводе означает период тьмы, то для мусульманской историографии средневековый период ознаменовал собой самый расцвет Исламской цивилизации со всех точек зрения. Так как если в этот период в Европе существовал диктат католической церкви, что негативно повлияло на настроение общества, которое начало относиться к церкви с презрением, то в Исламском мире дела обстояли совсем иначе. Это был период великих научных открытий, которые достигли ученые в мусульманском мире и эти открытия приложили дорогу для последующего развития науки в Европе и его постепенного выхода из под влияния церкви, что впоследствии стало называться Эпохой Возрождения или Renaissance4. То, что мусульманские ученые перевели литературу античных философов на арабский язык и это способствовало тому, что арабский в какой-то период истории стал языком главных научных источников, является всем известным историческим фактом.  И многие западные мыслители, от Мориса Бюкейля до Жак Ив Кусто, Алекса Каррела до Томаса Карлайла и Мишеля Гароди, открыто признают эту истину. Они говорят, что Запад сегодняшним своим развитием полностью обязан Востоку.[3] А ведь это результат взаимоотношений религии и научных кругов того времени, это и есть влияние религии на общества и его формирование его мировоззрения. Можно еще привести много таких параллелей, но лучше провести краткий анализ влияния религии, в данном случае двух самых широко распространенных монотеистических религий, на общество и общественное сознание и попытаться спрогнозировать степень их влияние в будущем.
4. Renaissance (Эпоха Возрождение) - имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению. Светский характер культуры, ее гуманизм и антропоцентризм.
10 Монотеистическими религиями называются те религии, приверженцы которых уверовали в существование единого Господа-Бога и как известно, такими религиями являются: Иудаизм, Христианство и Ислам. А самыми широко распространенные из них, это Христианство и Ислам. Мы не будем углубляться в история возникновения и формирования этих верований, так как это достаточно масштабная тема и ни времени, ни возможности у нас для этого нет. Хотя очень хотелось бы, но… И здесь вспоминается любимая фраза одного из лучших востоковедов современности Евгения Яновича Сатановского5, который в таких случаях часто говорит: “Всех много, а всего мало и всего на всех не хватит.” И мы тоже буем придерживаться нашей цели и по подробнее остановимся на самых важных моментах истории, когда эти религии повлияли на ход событий в мировой истории и способствовали формированию целых отдельных цивилизаций.
5. Евгений Янович Сатановский – Президент независимого аналитического центра Институт Ближнего Востока, востоковед, читает лекции по иудаистике в ИСАА МГУ.
11 «Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество».[4]
12 Это достоверный хадис (высказывание) Пророка Мухаммада, который жил на рубеже VI-VII веков и основал новую религиозную общину на Аравийском полуострове. Этой религиозной общиной были арабы, которые до принятия новой религии были либо безбожниками, либо идолопоклонниками. После того, как Мухаммад ибн (сын) Абдуллах получил Божественное посление о пророческой миссии и в качестве доказательства получил Его откровение, священную книгу Коран. Это событие произошло когда Мухаммаду было 40 лет и продолжалось 23 года, вплоть до самой его смерти в 632 году когда ему было 63 года. Но за эти 23 года своей жизни и миссии Пророк Мухаммад стал человеком, который поспособствовал невероятным изменениям в общественно-политической жизни своего периода, которые в дальнейшем оказали огромное влияние на развитие мировой истории. Для того, чтобы оценить результаты достигнутые Пророком при его жизни, надо посмотреть на картину арабского мира до появления Ислама. Если постараться кратко описать жизнь арабов до принятия ими Ислама, то они жили в условиях на подобие Содома и Гоморы времен Пророка Лота, даже в некоторых аспектах были хуже. Поэтому за 23 года своей миссии Пророк Мухаммад достиг невероятных высот по организации общественной жизни, по перевоспитанию своих приверженцев, по формированию новых по морально-этическим характеристикам людей[5]. Вот только некоторые примеры высказываний великих исторических личностей в адрес Пророка Мухаммада, которых можно считать как своеобразное признание его заслуг перед человечеством:
13 «Рискуя своей жизнью, он начал призывать к Единобожию идолопоклонников и начал засеивать поле вечной жизни. Было бы несправедливо причислять его лишь к выдающимся людям человеческой истории. Мы обязаны признать его пророчество и то, что он небесный посланник на Земле». Отто Бисмарк6 «Я хотел бы знать лучшего из тех, кто сегодня имеет бесспорную власть над сердцами миллионов людей. Я стал более чем уверен, что не меч завоевал Исламу место в то время… Это была непреклонная чистота, высшее самопожертвование Пророка, пристальное выполнение своих обязанностей, его большая преданность своим друзьям и последователям, его отвага, его бесстрашие, его абсолютная вера в Бога и свою собственную миссию». Махатма Ганди7 А теперь хотелось бы вернуться к рассмотрению сути религии, которая на сегодняшний день имеет более 1,5 млрд. приверженцев по всему миру и это число увеличивается с каждым днем все стремительнее. Ислам по своему лексическому значению переводится как “мир”. Поэтому и ее приверженцы называют свою религию религией мира и добра, хотя в события последних нескольких десятилетий заставили мировое сообщество менять свою точку зрения относительно этого утверждения. Но о грустном чуть позже, а пока посмотрим что из себя представляет Ислам как мировая религия, как она повлияла на развитие исторических событий и почему в последнее время число ее приверженцев растет такими стремительными темпами. На сегодняшний день Ислам из себя представляет религию, которая охватила все части суши на Земле, кроме Антарктиды. География Ислама охватывает более 120 стран мира, в более 30 из них Ислам провозглашена как официальная религия и в более в более 30 стран мира мусульмане составляют влиятельное меньшинство среди населения. После своего возникновения в Аравийском полуострове, Ислам начала распространяться по в другие страны и в скором времени охватила всю территорию Ближнего Востока[6]. Первые завоевания мусульман датируются годами правления четырех праведных халифов8, которые правили халифатом после смерти Пророка. Но самые великие территориальные завоевания мусульман начались в период существования Халифата Омейядов, Аббасидов, а потом и Османской империи, которая объявила себя главным защитником исламских ценностей и правители которой были хранителями ключей двух главных святынь Ислама- Мекки и Медины. На сегодняшний день много говорят о том, что Ислам получила свое столь масштабное распространение благодаря мечу и сабли. Но следует понимать, что никакая религия не может распространяться и укорениться в столь масштабных территориях только благодаря сабли. Примером тому, являются Крестовые походы, которые в имели религиозную подоплеку, но целью было не распространение религиозных идей, а усиление политической власти католической церкви. Именно поэтому когда Салахаддин Аюби9 освободил Иерусалим от рук крестоносцев, население города вне зависимости от энто-конфессиональной принадлежности были ему благодарны и просили его остаться. И именно поэтому на Ближнем Востоке до сих пор его считают самым лучшим и авторитетным полководцем. Еще одним подтверждением того, как религия может укорениться среди масс является указ турецкого Султана Мехмеда Завоевателя10, который был издан после того как турки завоевали Константинополь в 1453году[7]. В нем были зафиксированы пункты дающие свободу вероисповедания всем жителям города, что является доказательством того, что хоть и территории завоевываются мечом, но сердца людей нельзя завоевать жестокостью.
6. Отто Бисмарк (1815-1898) — князь, политик, государственный деятель, первый канцлер Германской империи, прозванный «железным канцлером».

7. Махатма Ганди (1869-1948) — один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии.

8. Праведные халифы – Абу Бакр Сиддык, Умар ибн аль Хаттаб, Осман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб

9. Салахад-дин Аюби ( Саладин) – султан Египта и Сирии, полководец, мусульманский лидер XII века

10. Мехмед II (Завоеватель) – турецкий султан завоевавший Константинополь
14 Это были некоторые исторические примеры того, как Ислам получило свое распространение. Кроме толерантного отношения к представителям других религий, были еще много факторов, которые способствовали укоренению Ислама в завоеванных землях. Одним из самых главных факторов приведших способствовавших распространению этой религии по всему миру, на ровне с толерантным отношением, является отношение Ислама к науке и образованию. Наука и образование имеет главенствующее место в системе принципов Ислама, так как невежда, необразованный человек не может познать своего Творца. Именно поэтому Господь-Бог первым своим посланием Пророку Мухаммаду указывает ему на важность образования и это послание начинается с такими словами:
15 “Читай с именем Господа твоего, Который сотворил”.[8] По мнению всех авторитетных ученых, мыслителей и философов исламского мира главной обязанностью и целью человеческой жизни является стремление к познанию. А попытка достичь этого, называется образованием и это процесс совершенствования, который позволяет каждому человеку стать прекрасным образцом мироздания на духовном, интеллектуальном и физическом уровне. Так как каждый человек рождается беспомощным, а также незнающим законов жизни, в начале своего жизненного пути нуждается в помощи окружающих. Потом постепенно человек начинает развиваться на физическом и интеллектуальном уровне. Когда каждому из нас исполнится примерно 15лет, мы уже начинаем понимать разницу между добром и злом, пользой и вредом. Однако обретение интеллектуального и духовного совершенства займет у нас целую жизнь. По основополагающим принципам Ислама первостепенной обязанностью каждого верующего в жизни является достижение совершенства, а также чистоты и непорочности мыслей, принципов и веры. Например один из самых влиятельных интеллектуалов последних лет, известный в широких кругах турецкий богослов, мыслитель и философ Фетхуллах Гюлен сформулировал важность образования следующим образом:
16 “Человек – это не только тело и ум. У каждого из нас есть душа, которая требует удовлетворения. Без этого мы не можем обрести истинное счастье и совершенство. Духовное удовлетворение возможно лишь через познание Бога и веру в Него. И если физические тренировки делают сильным наше тело, то воспитание ума и образование порождает духовных людей.”
17 Как было замечено в начале, это мусульманские ученые перевели труды античных философов, в последствии приложившие дорогу для развития философии и естественных наук в Европе. И многие ученые востоковеды объективно признают, что научный прогресс Европы основывается на трудах многих мусульманских ученых. Например труды таких выдающихся ученых, как Аль Фараби, Беруни, Авиценна, Джабир ибн Хайян (Гебер), Аль Харезми, Омар Хайям, Улугбек до сих пор используются в крупнейших исследовательских центрах и университетах мира, что является очевидным доказательством того, как религия повлияла на развитие науки, в то время как в Европе был “Dark Age”.
18 Безусловно, все эти достижения в области науки, государственного строительства и управления, формирование общества нового типа, которое существовало в период жизни Пророка и последующих четырех правителей, невозможно было достигнуть без влияния религии, без принципов и норм, которых привела религия в жизнь людей. Но возникает вполне справедливый вопрос. А где все эти достижения сейчас? Почему за последние несколько веков мир не видел выдающихся мусульманских ученых? Где те морально-этические нормы, которые привели мусульман к таким выдающимся достижениям в какой-то исторический период? Какого влияние Ислама на сегодняшние процессы в мире и способна ли она решать проблемы хотя бы в исламском мире?
19 В принципе, ответ на все эти вопросы либо заключается в одном слове, либо во что-то связанное с эти словом. И это волшебное слово: образование. Да, именно образование может найти выход из того положения, в которого попала религия на сегодняшний день. Безусловно нельзя забывать и том, что каждая цивилизация в долгосрочной исторической перспективе имеет свои взлеты и падения. Так вот начнем с того, что после “Золотого века” открытий и достижений, который был самым расцветом исламской цивилизации, в исламском мире наметился спад. Спад был вызван в первую очередь внутренними противоречиями, возникшими как обычно и бывает сначала между кланами, а потом и между государствами, которые претендовали на главенствующие роли. И это конечно же сказывалось на уровне образования, где идеи этно-конфессионального характера стали превалировать. Это в основном касалось противоречий между суннитами и шиитами, существовавшие с давних времен. А потом спустя несколько столетий, сильные мира сего воспользовались этими противоречиями в своих интересах и хотя это очень политизированная тема, но следует заметить, что после этого наступил окончательный раздор в исламском мире. И результатом всего этого на сегодняшний день, является исламский мир, в котором три страны претендуют на главенствующие роли и в каком-то смысле ведут борьбу за это и суть многих процессов, происходящих на сегодняшний день в мире, заключается именно в этой борьбе.
20 С другой стороны, все эти причина проблем, связанных с падением уровня нравственности, морально-этических норм, отсутствие толерантного отношения к другим, заключается в отсутствии базового религиозного образования. Это касается всех конфессий и новообразованных религиозных течений. Потому что если следовать логике, по которой каждый уважающий себя человек будет уважать и других, для того, чтобы люди могли отнестись с уважением и с некоторой долей толерантности к представителям других этно-конфессиональных групп, они должны знать хотя бы базовые нормы и принципы своей религии. А как известно базовые нормы и принципы во всех религиях почти одинаковы, и они все вместе образуют общечеловеческие морально этические нормы. В последнее время много разговоров о том, что религия является причиной всех сегодняшних проблем. Многие говорят о демократии, о равенстве всех и вся перед законом и о том, что религия это уже архаика, а решение всех проблем заключается в демократии и следовании основным законам государств. Особенно много упреков в адрес Ислама. За последние несколько десятилетий приверженцы этой религии подвергаются неимоверному давлению со стороны СМИ, и следовательно со стороны мирового сообщества. Причиной всему возникшее во второй половине прошлого столетия, такое понятие как исламский терроризм, хотя оно не имеет вообще никакого отношение ни к Исламу, ни к ее приверженцам. На сегодняшний день эта проблема является глобальной и общечеловеческой, но отдельные государства пытаются использовать это зло в своих целях, через это понятие очерняя весь исламский мир.
21 Решение этой проблемы тоже может быть найден путем образования, воспитания молодого поколения в духе толерантности, диалога между представителями различных этно-конфессиональных групп, запрещения агитации и продвижения идей радикального характера, жесткого пресечения попытки втянуть молодежь в ряды радикальных группировок не только религиозного, но националистического характера, формирования общественного мнения основанного на равноправии всех перед основным законом страны, который является гарантом прав и свобод представителей всех этносов и религий.