The Fight Against Racial Inequality in the United States in the 1960—1970's: the Confrontation between Students Youth and Government
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Fight Against Racial Inequality in the United States in the 1960—1970's: the Confrontation between Students Youth and Government
Annotation
PII
S111111110000013-7-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Edition
Abstract
This article describes the struggle of students for the solution of the racial problem in the United States in the 1960–70s. It shows how the youth demonstraited their dissatisfaction with the government's policy in relation to the issue of racial discrimination.
Keywords
youth movements, racial issue
Received
26.03.2017
Date of publication
21.04.2017
Number of purchasers
12
Views
5963
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf
1

Рассматриваемый период является этапом упорной борьбы чернокожего населения США за гражданские права и преодоление социально–экономического неравенства, а также стадией, ознаменованной стремлениями студентов привлечь внимание к истории и культуре негритянского народа, продемонстрировать свой взгляд на решение проблемы расовой сегрегации. Активная борьба чернокожего населения Америки за свои права в 1960–70 гг. во многом положила начало более глубокому исследованию расовых проблем и вопросов в стране

2

Говоря об актуальности данной проблемы в США, нужно сказать, что опросы общественного мнения, всё учащающиеся случаи убийств чернокожих граждан в столкновениях с полицией, дискриминация в общественных местах – говорят о том, что этот вопрос в рамках социальной политики государства стоит наиболее остро.

3

В 1960–70гг происходило обострение ситуации с положением афроамериканских студентов в обществе, которое приобретало различные формы. Какие же факторы положили начало борьбы чернокожих студентов за свои права? На рубеже 50–60х гг. XX в. уровень подготовки в средних школах, где учились дети «чёрных», был ниже, чем в школах с превалирующим составом «белых» учеников, вследствие этого, объём знаний поступающих в университеты негритянских детей был значительно ниже [1].

 

1. Lomax L. The Negro Revolt. – N.Y., 1962. P. 74  
4

Неравенство, постоянно выражавшееся во многом, разжигало протестную активность студентов. Например, количество афроамериканских выпускников четырехгодичных колледжей или университетов меньшее, нежели среди «белых». В 1964 г. только 4,3 % «чёрных» в возрасте от 25 до 35 лет имели высшее образование, в то время как «белых» – 11,7 %. К 1965 г. этот показатель возрос до 6,8 %, но разрыв по-прежнему был существенным [2].

 

2. Social and Economic Conditions of Negroes in the US. Department of Labour. Bureau of Labour Statistics, October 1967. P. 21
5

Таким образом, студенты–афроамериканцы имели более низкий уровень образования и квалификации, что служило барьером для получения престижной работы и высокого качества жизни.

6

Важно отметить и идеологическую составляющую настроений чернокожих студентов: они чувствовали гордость за своё происхождение и расу, поскольку 1960 г. был объявлен «годом Африки». А также именно чернокожие молодые люди стали инициаторами создания движение «sit–ins» – «сидячих забастовок», положив тем самым начало активному студенческому движению протеста, посвященного не только решению расовых вопросов, но и требованиям проведения академических реформ, прекращению войны во Вьетнаме.

7

Студенческие активисты считали главным пороком американского общества расовое угнетение и неполноправие чернокожих. Вследствие этого основные принципы студенческой борьбы были основаны на идеях гуманизма, отторжении социальной несправедливости. Помимо этого, движение испытывало на себе влияние таких лидеров как Мартин Лютер Кинг, Малькольм Икс, их выступления были взяты за основу идеологии движения афроамериканцев.

8

Главной идеей выступлений была необходимость вовлечения негритянского населения в американское общество на основе полного расового равенства. Молодежь считала важным этапом разработку законодательства, объявляющего дискриминацию незаконной и антигуманной. Студенты поначалу применяли тактику ненасильственных действий, поскольку её предлагал М. Л. Кинг: «Цель ненасильственных действий в создании кризиса и чреватой последствиями напряжённости, чтобы общество, упорно отказывающееся вести переговоры, было вынуждено взглянуть фактам в лицо. Эти действия направлены на такую драматизацию проблемы, чтобы её нельзя было больше игнорировать» [3]. Демонстрации ширились, и в ходе выступлений возникла организация «Студенческий координационный комитет ненасильственных действий» (СККНД). Активно разрабатывалось направление «рейсов свободы» – выступлений за десегрегацию в кафе, автобусах, на автозаправках. Однако тут же последовала реакция со стороны властей. Сотрудники полиции преследовали активистов этого движения, избивали и арестовывали молодых людей. Известно о жестоком столкновении «рейса свободы» и полиции в 1961 г. в г. Джексон – арестовали более 300 студентов, использовали пулемёты для борьбы с ними.

3. Кинг М. Л. «У меня есть мечта» («I have a dream»). – М., 1970. С. 37
9

Несмотря на это, «рейсы свободы» принесли заметные итоги: к концу 1961 г. было десегрегировано около 100 кафе, владельцы многих предприятий, понимая антигуманность расовой политики, отказались от неё; также Верховный суд США объявил незаконной сегрегацию в автобусах дальнего следования. Но это только частично решило проблему.

10

Важнейшим направлением в борьбе студентов против расового неравноправия граждан являлось наделение «чёрных» граждан избирательным правом. Таким образом, одним из результатов было принятие в 1964 г. закона о гражданских правах, запрещающего расовую дискриминацию избирателей, неравноправие в общественных местах. Закон давал полномочия Министерству юстиции возбуждать дела по вопросам сегрегации в школах, ВУЗах, на предприятиях. Но опять же в действительности проблему это не искоренило, поскольку система обжалований, проведения судебных разбирательств была длительной и громоздкой; наказания для виновных были не строгими. Это толкало молодежь на поиск более радикальных методов для решения ситуации. Молодые активисты начинали бороться с бедностью в негритянских гетто. (Честер, Окленд, Балтимор, Кейро и др.) Происходило «хождение в народ» – молодые люди селились в трущобы и пропагандировали среди «чёрных» бедных свои взгляды по поводу расового неравенства. Слабость студенчества была в отсутствии четкой программы, поэтому такая мера борьбы не дала ощутимого эффекта. Они, скорее, играли роль утешителей, нежели активных революционеров.

11

Несмотря на это, студенты пробудились политически, понимали, что чернокожее население бесправно в социально–экономическом смысле, поэтому необходимо было менять тактику ненасильственных действий, так как она приносила мало результатов. Решение этого вопроса впоследствии пришло – «черный национализм», имевший радикальные методы, призывавший к мобилизации сил всего «чёрного» населения для отстаивания своих прав и свобод. Помимо этого, у этой идеологии существовал призыв к обособленности от «белых», необходимость действовать без их помощи, появился лозунг: «власть чёрных», который предполагал включение негроидного населения в систему принятий решений на всех уровнях власти.

12

Со ½ 60–х гг. борьба «чёрных» студентов перенеслась в университетские городки. Наметился процесс роста численности негроидных студентов в колледжах и университетах. Например, в 1964 г. – 114 тыс., а в 1968 г. уже 278 тыс.[4] «Чёрные» студенты считали, что университеты откроют им большие возможности, но они, напротив, столкнулись с расовыми предрассудками: к истории негритянского народа относились пренебрежительно, не уделяя ей должного внимания; их неохотно заселяли в общежития, поскольку администрация слабо заботилась о создании нормальных условий для них. Чернокожие студенты требовали от администраций университетов получения такого же образования, что и у «белых», так как они хотели использовать полученную информацию для достижения равноправия.

4. Social and Economic Status of Negroes in the US. US Department of Commerce. Bureau of the Census. – Washington, 1970. P. 83.
13

Нарастающее напряжение выливалось в протестные выступления. Они происходили в Сельскохозяйственном колледже штата Теннесси, Южном Университете, колледже штата Южная Каролина. И нельзя не отметить размах молодежных выступлений после убийства Мартина Лютера Кинга 4 апреля 1968 г. – протесты организовали в более чем в 100 высших учебных заведениях.

14

В 1969 г. в негритянских колледжах произошло около 17 масштабных выступлений, а за год они случились в более 150 учебных заведениях; студенты полагали, что университет должен улучшать положение негритянского населения США (сотрудничать с негритянскими гетто, помогать школьникам, снижать безработицу), на деле подтверждений этому было мало.

15

Усиливались радикальные настроения в кругах негритянского студенчества, проблема расизма становилась центральной. Крупным выступлением против этого явления считаются события в Колумбийском университете в 1968 г., основные лозунги студентов были следующими: обеспечение стипендиями, увеличение приёма в ВУЗы, немаловажным было требование преподавания истории и культуры негритянского народа, а также реформы с целью «расширения знаний, необходимых для последующей работы в черной общине» [5].

5. «People’s World», 15.11.1969.
16

Требование студентов о необходимости введения учебных курсов по истории негритянского народа говорит о том, что у них рос уровень национального самосознания, а также появлялось чувство гордости за свою расу, поскольку в период угнетения, постоянного давления, репрессирования населения со стороны власти подобные настроения обостряются особенно сильно.

17

Во многих университетах «чёрные» студенты объединялись с другими меньшинствами американского общества в Объединительный фронт «третьего мира».

18

Одно из самых значительных выступлений было отмечено в 1968–1969 гг. в университете штата Калифорния. По плану в 1966 г. предусматривалось сократить численность чернокожих студентов-учащихся этого учебного заведения путём необоснованного завышения требования для них [6]. Соответственно, студенты протестовали против этого и приняли тактику «конфронтации» – захвата учебных корпусов, требуя демократизации образовательной системы и расширения возможности поступления в университеты негритянскому населению на равных условиях. Социолог Б. Аптекер отмечает, что на деле реализовалась такая ситуация: «произошло единство четырех коалиций: студентов, преподавателей, чёрной общины и рабочего движения [7], посколько к бастующим присоединялись граждане различного социального статуса и положения.

 

6. Black power and Student Rebellion. Wadsworth Publishing Co. Inc., 1970, P. 283.

7. «Political Affairs», April 1970, P. 20.
19

Однако к концу 1970 г. движение за расовое равенство в университетских кампусах шло на убыль, так как в целом активность демократически сил начала падать. Еще одним фактором этого послужило то, что движение было неоднородно в идеологическом смысле, не имело четко сформированной организации. В студенческой среде появлялись настроения бессмысленности борьбы в отстаивании своих прав. «Чёрные» переносили центр своей борьбы в негритянские гетто.

20

Конец 1970–х гг. характеризуется спадом студенческой активности, массовых выступлений становилось меньше. Студенты больше задумывались о значении проработанной программы, идеологии, необходимости поиска новых решений проблем. И хотя на сегодняшний день ситуация именно по этому вопросу не заставляет студентов выражать свои настроения в виде забастовок, захватов учебных корпусов, организации беспорядков, тем не менее, такой опыт в США был в 1960–70х гг., и его, несомненно, необходимо учитывать. Таким образом, на примере рассматриваемого явления можно проследить, каким образом студенческие активисты выражали своё недовольство политикой правительства в расовом вопросе, а также проанализировать действия и меры, которые власть проводила в отношении молодёжи.

References



Additional sources and materials

  1. Lomax L. The Negro Revolt. – New York, 1962.
  2. Social and Economic Conditions of Negroes in the US. Department of Labour. Bureau of Labour Statistics, October 1967.
  3. King M. L. «U menya est' mechta» («I have a dream»). M., 1970.
  4. Social and Economic Status of Negroes in the US. US Department of Commerce. Bureau of the Census. Washington, 1970.
  5. Black power and Student Rebellion. Wadsworth Publishing Co. Inc., 1970.

Comments

No posts found

Write a review
Translate