The problem of changing the political elite in the framework of V. Pareto's sociological theory
Table of contents
Share
QR
Metrics
The problem of changing the political elite in the framework of V. Pareto's sociological theory
Annotation
PII
S0021269-5-1
Publication type
Article
Статус публикации
Published
Authors
Viktoria Breslav 
Affiliation: State academic university for the humanities Russian Federation, Moscow
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
16-21
Abstract

The article gives an up-to-date interpretation of the term «political elite». An overview of the concepts of elitism of V. Pareto's predecessors is presented. The main provisions of V. Pareto's theory of the change of the political elite in the context of his sociological theory are analyzed in detail. The role of the social system in the circulation of the elite is sanctified, the mechanism of irrational actions performed by political actors is explained.

Keywords
political elite, elitism, social system, social action, irrational action, «residues»
Received
27.07.2022
Date of publication
29.07.2022
Number of purchasers
0
Views
100
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Цитировать Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Прежде чем приступать непосредственно к описанию теории смены политической элиты В. Парето, представляется разумным представить наиболее правомерную трактовку термина «политическая элита». Современную политическую элиту можно определить как внутренне сплоченную, составляющую меньшинство общества социальную группу, являющуюся субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений и обладающую необходимым для этого ресурсным потенциалом1. Однако не всегда политическая элита является цельной группой – внутри себя элита может быть разделена на группировки, коалиции, кланы. Эти группировки могут находиться в противостоянии и конкуренции друг с другом. Самым ярким проявлением такого противостояния является наличие правящей и оппозиционной политических элит.
1. Гаман-Голутвина О.В. Определение основных понятий элитологии // Полис. 2000. № 3 (С. 97–103) – Текст: непосредственный.
2 Прежде чем приступить к социологической теории смены политической элиты, важно отметить следующее: в начале XX века в связи с произошедшими историческими событиями значительно возросли требования общества, а вместе с тем возросла и ответственность власти. Именно тогда и появились собственно теории политической элиты, как избранной группы политиков, занимающих различные руководящие посты на разных уровнях управления государством. Подтверждение этому мы находим в работе «Политика как призвание и профессия» (1918) выдающегося немецкого социолога, экономиста и юриста Макса Вебера (1864–1920). В данном труде речь идет о так называемых «профессиональных политиках» – это те люди, которые «…не хотели сами быть господами и поступали на службу к политическим господам»2. Подобного рода служба являлась достаточно выгодным делом. Заметим, что употреблено слово «профессиональные». По Веберу, есть два способа сделать из политики именно свою профессию – это жить «для» политики или «за счет политики». В чем принципиальная разница этих двух способов? Для политики живут те, кто «открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит "делу", и тем самым придает смысл своей жизни»3. То есть для таких людей политика представляет смысл жизни. «За счет» политики живут те, кто видит в этой деятельности источник обогащения.
2. Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избранные произведения. М., 1990 – Текст: непосредственный.

3. Там же (С. 491).
3 В политической науке французский термин «элита» получил свое распространение благодаря трудам Ж. Сореля и В. Парето в XIX – начале XX вв. Однако учения об элитах разрабатывались многими учеными на протяжении столетий. Одним из наиболее древних учений можно считать идеи великого китайского мыслителя Конфуция (VI–V вв. до н.э.). Его элита представлена «благородными мужами», обладающими надлежащими добродетелями и соблюдающими необходимые ритуалы. Кроме понятий Конфуция, древнейшим трактатом, содержащим практические рекомендации правителю, является «Артхашастра, или наука политики» (IV в. до н.э.). Создание трактата предписывается полулегендарному брахману Каутилье, поэтому основные положения трактата соответствуют положениям брахманизма. Руководства политики разделены по отделам: «о правилах поведения», «обязанности надзирателей», «о судопроизводстве» и т.д. Всего произведение состоит из пятнадцати отделов. Каутильей был составлен труд достаточно объемный (состоит из 150 глав), но легко читаемый и понимаемый.
4 Впоследствии учение о концепциях элит получило свое продолжение в трудах известных философов Античности Платона (ок. 427 – ок. 347 до н.э.) и Аристотеля (384–322 до н.э.). Примечательным представляется изображение элиты в идеальном государстве Платона – это правление царей-философов, наставников народа, организаторов общественной и политической жизни полиса. По представлению Платона, в человеке есть три основные жизненные силы: разум, страсти и потребности. Сообразно этим жизненным силам, общество Платон разделил на три сословия, в одном из которых философы-правители представляют высшую жизненную силу – разум4.
4. Семенов А.Н. Философия: краткая история // Амфора. 2013. (С. 106) – Текст: непосредственный.
5 Основателем современной политологической традиции следует считать родоначальника политической науки Нового времени мыслителя XV–XVI вв. Никколо Макиавелли (1469–1527). Он разработал концепцию политической этики главы государства – принцепса, обладающего совокупностью природы «льва» – для устрашения, и природы «лисы» – для распознавания возможных ошибок в правлении. Макиавелли разработал практические рекомендации, которые позволили бы принцепсу действовать максимально эффективно на политическом поприще и добиваться осуществления поставленных целей и задач. Правитель должен стремиться создавать свой образ мудрого и заботливого государя. Государственная власть в лице правителя должна быть твердой и решительной, в частности, в сфере осуществления наказания и поощрения: «обиды следует наносить сразу… благодеяния полезно оказывать мало-помалу»5. Содействовать государственной власти, в частности, должно ее прославление и возвеличивание. Несмотря на общее господство гуманистического духа эпохи Возрождения, Макиавелли почти не уделяет ему внимания. Сводом правил, раскрывающим технологию властвования любого правителя, Макиавелли оказал огромное влияние на многих ученых Нового и Новейшего времени, в том числе и на политическую мысль XX века Вильфредо Парето.
5. Макиавелли Н. Государь // М.: 2018 (С. 63) – Текст: непосредственный.
6 Термин «элита» в науку впервые ввел Вильфредо Парето (1848–1923). В «Трактате по общей социологии» (1916) он дает следующее ее определение: «Итак, давайте выделим класс людей, имеющих высший показатель в своей сфере деятельности, и этому классу дадим название "элиты"»6. Его «теория элит» основывается на психологии личности с врожденными психологическими качествами. Парето констатировал вариативность социальных статусов психологическим неравенством индивидов, дав при этом широкое и узкое определение элиты: широкое – охватывает индивидов, преуспевающих в своем виде деятельности, и узкое – это только правящая элита с харизматическими свойствами. Существует и контрэлита, потенциальная по способностям и качествам, но лишенная на данный момент возможности принимать решения. Также по характеру действий Парето различал «Львов» и «Лис» в политике. «Львы» открыты, решительны, опираются на авторитарные и силовые методы управления, тогда как «Лисы» гибки и склонны к различного рода манипуляциям (подкупам, убеждениям и т.д.). Элиты из «Львов» и «Лис» сменяют друг друга – так происходит циркуляция элит. Парето исключал наследственный фактор и настаивал на необходимости циркуляции элит, их обновлении, за счет замены старой элиты выходцами из нижних слоев населения, обладающих «высшими качествами, наделенными "остатками", необходимыми для выполнения функций управления, и способные применить силу». По его мнению, из-за «замедления циркуляции» и происходят революции.
6. Парето В. Трактат по общей социологии // Осипова Е.В. Социология Вильфредо Парето: политический аспект. М., 2004 (С. 132–140) – Текст: непосредственный
7 Изначально сторонник позитивизма итальянец Парето, обладая профессиональными знаниями в области математики и экономики, занимался теорией равновесия в экономике, но пришел к выводу, что экономика является лишь подсистемой социальной системы общества. Социальная система сложнее экономической. Эту сложность ученый видел в наличии чувств как некого триггера, у непосредственных акторов социального действия. Итальянский ученый считал, что социология является синтезом специальных общественных дисциплин: права, политэкономии, политической истории, истории религий. Цель социологии Парето – логическое изучение нелогических поступков. Концепция социальных действий занимает важное место в понимании его теории.
8 Общество является социальной системой, находящейся в состоянии динамического равновесия. Равновесие социальной системы не статично, общество эволюционирует, но раз за разом возвращается к некоему равновесному состоянию по «принципу маятника». Парето признает эволюцию общества, но отрицает прогресс общества. Для него общество является системой взаимодействия акторов, где каждый осуществляет свое социальное действие. Парето выявил постоянные элементы социального действия любого общества – «логические действия и нелогические действия...»7, и вывел особую систему в теории нелогического действия. Логичные действия базируются на идеологии, морально-этических нормах данного общества и, конечно, на логической связи поставленной цели и средств по их достижению. Действия акторов истории являются именно нелогичными. Актор совершает действие под влиянием чувств, скрытых псевдоаргументами.
7. Парето В. Компендиум по общей социологии // М.: 2008 (С. 30) – Текст: непосредственный.
9 Для понимания своей теории Парето вводит термин «остатки». Этот термин был взят из математики. Всего же существует шесть классов «остатков», основанных на инстинктах: комбинации, постоянства, целостности и т.д. «Остатки» получаются после вычета рациональных соображений из социального действия, а значит «остатки» – это чувства, эмоции, инстинкты и психические состояния, это устойчивые врожденные категории, на которые внешние влияния невозможны. Первый класс – «инстинкт комбинаций». Он лежит в основе всех социальных изменений. Это внутренняя психологическая склонность человека собирать и комбинировать. Второй класс – «остатки» «сохранения агрегатов». Они сохраняют однажды сформированные связи. Это консервативное чувство неприятия нового – инстинкт группового сохранения, присутствует в массах и заставляет подчиняться. Первые два инстинкта являются особенно важными для политической элиты: наличие в элите акторов, способных к инновациям, дает возможность эффективного развития, а элита с развитым инстинктом группового сохранения способна в нужный момент применить силу для сохранения стабильности. Так, идеи патриотизма связаны с обладанием второго класса «остатков» правящей элитой. Парето назвал первый класс «остатков» («инстинкт комбинаций») «лисицами», а второй («сохранения агрегатов») – «львами». Ход мировой истории Парето представлял не иначе как полем борьбы элиты за власть.
10 Согласно теории «циркуляции элит» Парето, правящая элита существует в непрерывной трансформации (кроме полностью замкнутой). Важна скорость циркуляции: если скорость циркуляции элиты мала, то важные психические природные качества отмирают, элита пасует перед применением необходимого насилия с целью достижения порядка. Параллельно низшая страта генерирует акторов, обладающих психическими качествами по управлению обществом и решительностью для овладения властью при помощи насилия.
11 Процесс упадка неизбежно затронет и «новую» элиту, пришедшую к власти после революции. По мнению Парето, чтобы избежать упадка необходимо производить ротацию достойных акторов из низшей страты или, что шокирует современного человека, физически устранить подвергшихся разложению акторов действующей элиты. Но если не совершить вовремя ротацию, то в низшей страте накопится потенциал акторов с достоинствами, явно превосходящими достоинства увядающей правящей элиты, наступит революция, которая обновит кардинально элиту и этим восстановит равновесие в обществе. Циркуляция элит, заключающаяся в возвышении и падении элит, – неизбежный закон существования общества, утверждает Парето. Именно «циркуляция» предоставляет возможность талантливым акторам из неэлитарной страты внести свой вклад в развитие общества, меняя мотивацию и качество правящего класса.
12 Можно сделать вывод, что циркуляция элит в терминах Парето, или социальная мобильность в общепринятом варианте – это процесс, осуществляемый на основе иррациональных действий активных акторов в обществе. Таким образом, политика государства, по мнению Парето, объясняется врожденными психическими диспозициями (предписаниями) лидеров элиты.
13 Парето была сформулирована концепция социальной системы, базирующаяся на динамическом равновесии составляющих ее элементов общества. Парето рассматривает универсальный исторический закон «циркуляции элит» для понимания изменений в обществе и обосновывает его результатом «врожденных психических пре-диспозиций» лидеров. Он определяет динамику нелогического поведения над логическим, отводя ведущее место иррациональному, психологическому фактору в объяснении жизни общества. Многие положения его теории находят свое применение в политологической науке.

References

1. Gaman-Golutvina O.V. Opredelenie osnovnykh ponyatij ehlitologii//Polis.2000. №3 (S.97-103) - Tekst: neposredstvennyj

2. Gaman-Golutvina O.V. Politicheskie ehlity kak ob'ekt issledovanij v otechestvennoj politicheskoj nauke//URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-elity-kak-obektissledovaniy-v-otechestvennoy-politicheskoy-nauke (data obrascheniya 08.02.2022) - Tekst: ehlektronnyj

3. Veber M. Politika kak prizvanie i professiya. Izbrannye proizvedeniya. M., 1990 – Tekst: neposredstvennyj

4. Semenov A.N. Filosofiya: kratkaya istoriya//Amfora, 2013 (S. 106) – Tekst: neposredstvennyj

5. Makiavelli N. Gosudar'//M.: 2018 (S. 63) – Tekst: neposredstvennyj

6. Marchenko M.N., Machin I.F. Istoriya politicheskikh i pravovykh uchenij//Prospekt.2010. (S.64-65) – Tekst: neposredstvennyj

7. Pareto V. Traktat po obschej sotsiologii//Osipova E.V. Sotsiologiya Vil'fredo Pareto: politicheskij aspekt. M., 2004. (S. 132-140) – Tekst: neposredstvennyj

8. Mukhaev R.T. Politologiya [Ehlektronnyj resurs] // URL: http://yanko.lib.ru/books/politologiya/politology-muhaev-2007-a.htm (data obrascheniya 01.02.2022) (S. 125-134) – Tekst: ehlektronnyj

9. Pareto V. Komendium po obschej sotsiologii//M.: 2008 (S. 30) – Tekst: neposredstvennyj

Comments

No posts found

Write a review
Translate